16

Финиш – тоже успех. ДАКАР-2017

Команда Astana Motorsports, представляющая Президентский клуб «Астана», завершила выступление в экстремальном ралли «Дакар», заняв 26-е место на грузовике MAN TGS (Т4) со стартовым номером 512 и 28-ю строчку в абсолютном зачете на Toyota Land Cruiser 200 (T2) под стартовым номером 333. В зачете автомобилей, мало отличающихся от серийных моделей, казахстанский экипаж на внедорожнике Toyota занял 3-е место.

Двухнедельное состязание провело спортсменов, выступавших в этом году в пяти группах – грузовики, мотоциклы, двухместные мотовездеходы (впервые в этом году), квадроциклы и легковые, по самым экстремальным маршрутам Парагвая, Аргентины и Боливии. Общая протяженность марафона составила около 9000 километров.

Экипаж автомобиля Toyota Land Cruiser 200 состоял из пилота Дениса Березовского и штурмана Алексея Никижева. Грузовой экипаж выступал под управлением Артура Ардавичуса со штурманом Сержем Бринкенсом и механиком Майклом Хьюсманом. Оба экипажа блестяще выполнили основную задачу – пройти всю гонку и закончить ее в полном составе.

31

В этом году марафон стал чрезвычайно непростым испытанием из-за погодных условий, которые опрокинули лидеров на самое дно турнирной таблицы. Дожди, сели и оползни «смыли» логистику соревнований, сильно затруднили координирование действий спортсменов и сопутствующих служб.

Некоторые недоразумения возникли еще на этапе технического контроля перед стартом, когда экипажу Артура Ардавичуса пришлось демонтировать в кабине модуль Bluetooth, чтобы устранить всякую возможность помощи извне. Дениса Березовского удивило, что технические офицеры вдруг попросили предоставить омологационный паспорт на каркас безопасности и топливный бак автомобиля, чего никогда ранее не требовалось. А штурмана легкового экипажа Алексея Никижева впечатлило появление на маршруте «скрытых точек», которые не были отмечены ни на карте, ни в роудбуке, но которые непременно нужно было «взять», иначе – пенализация.

31

Еще одним нововведением, изумившим большинство спортсменов, стало правило, предусматривавшее 12 часов пенализации за обход небывало сложного горного участка на отрезке Сан-Сальвадор-де-Жужуй – Туписа, где организаторы разместили до 7 контрольных точек. На высоте, в условиях разряженной атмосферы, гонщики были сильно обеспокоены тяговыми возможностями двигателей, а тут еще такой «подарок» от организаторов марафона!

Практически сразу после старта в столице Парагвая Асунсьоне гонка переместилась в Аргентину. Первый этап, включавший 454 км, в том числе и 39 км спецучастка (СУ), изобиловал узкими пролетами и коридорами, в которые грузовикам приходилось «втираться» вплотную, обгонов здесь практически не было. Кроме того, было скользко и ухабисто, встречались каменистые участки.

31

Второй этап легковым и грузовым автомобилям предстояло пройти, разделившись, различными маршрутами: первым – по 803 км с 275 км СУ, вторым – по 812 км с 284 км СУ. Особенность этой части маршрута была в наличии очень пыльных отрезков, чередующихся с «грязевыми ваннами». Такие условия создали реальную угрозу для двигателей, с охлаждением которых забитые грязью радиаторы не справлялись. Большинству участников гонки пришлось останавливаться и остывать. Кроме того, от машины к машине вязкие ямы становились все глубже, но с грязевыми бродами грузовики справлялись лучше. На двух начальных этапах караван сопровождала духота и жара до 45-50 градусов по Цельсию.

Третий этап состоял из дистанции в 780 км с включением 364 км по спецучастку на маршруте Сан-Мигель-де-Тукуман – Сан-Сальвадор-де-Жужуй (Аргентина) для легковых и 757 км, включая 199 км скоростного спецучастка, – для грузовиков. Высота здесь достигала 4000 метров над уровнем моря, а временами гонщики сталкивались с преодолением участков с мелким зыбким песком, камнями, валунами и бродами.

31

Именно на этом этапе возник сбой электроники в Toyota Land Cruiser 200 казахстанской команды, и завести машину удалось только благодаря помощи проезжавшего мимо экипажа. Грузовик «Астаны» этап преодолел на не очень высокой скорости, сетуя на неправильную настройку подвески и порвав боковину шины о дерево. Запаску в песчаной пыли меняли минут двадцать.

5 января команды вышли на преодоление четвертого этапа ралли-марафона. Предстояло преодолеть 521 км, включая 416 км спецучастка на маршруте из Сан-Сальвадор-де-Жужуй (Аргентина) в Тупису (Боливия). Этап был непростым для штурманов, так как направления движения часто менялись. Впрочем, нелегко было всем, ведь маршрут пролегал на высотах до 3500 метров, и многим не удалось избежать кислородного голодания. От гипоксии мучились и спортсмены, и механики, и повара…

31

А на высоте около 4000 метров отказала турбина казахстанского MAN, и грузовик встал на подъеме. Пришлось идти в обход. В результате экипаж заработал 11 часов штрафного времени и оказался на 37-м месте в турнирной таблице.

Тем временем в дюнах шла битва казахстанских гонщиков с Кристианом Лавиелем из заводской команды Toyota Autobody. Наши обогнали его, когда Кристиан прочно засел в мягком песке. Затем казахстанский Land Cruiser уступил лидерство Акире Миуре.

31

По плану дистанция пятого этапа составляла чуть менее 700 км с включением почти 450 км СУ из Туписа в Оруро, высоты колебались до отметки в 4500 метров над уровнем моря. Однако погодные условия внесли в замыслы организаторов свои коррективы, и этап пришлось сократить из-за проливных дождей. Сильно похолодало. В лагере участникам марафона приходилось передвигаться по колено в жидком грязевом месиве при температуре около нуля. Этап стал непростым не только благодаря погоде – многие гонщики заблудились в поиске скрытой контрольной точки.

Шестой этап организаторы решили отменить, так как его маршрут ливни превратили в сплошное непроходимое грязевое месиво. Поэтому караван дакаровцев отправился в столицу Боливии город Ла-Пас по лиазону. В столице спортсменов встретил президент Боливии Эво Моралес, особенно тепло принявший казахстанских участников, с которыми уже был знаком лично.

31

К моменту появления в столице караван ралли-марафона сильно поредел. На опасных участках сошло с трассы около трети машин, многие спортсмены оказались на больничных койках. Вообще-то, на время соревнований в Боливии ожидалась чрезвычайно сухая, жаркая погода, гонщики готовились к борьбе со зноем, но неожиданно столкнулись с проливными дождями, ночными заморозками и селевыми потоками. Эта ситуация сопровождалась спорами и криками в палатке организаторов гонки, которым, с одной стороны, не хотелось прерывать состязание, а с другой – нельзя было подвергать спортсменов неоправданно высокому риску. Время поразмыслить и принять решение пришло на следующий день, 8 января, когда на «Дакаре» был день отдыха и команды смогли немного перевести дыхание в бивуаке на территории столичной военной академии.

Казахстанская команда в день отдыха порадовала участников гонки традиционным бешбармаком с шымкентским казы, который удалось привезти с собой в Боливию. Баранину и овощи купили на месте, роль сочней исполнило листовое тесто для лазаньи. Гости, в числе которых была и съемочная группа France TV, полакомились на славу и приступили к подготовке к седьмому этапу марафона по маршруту Ла-Пас – Уюни (Боливия). Предстояло преодолеть 644 км лиазона и 160 км спецучастка. Интригой данного этапа было «отключение» от команд технической поддержки, ехать нужно было быстро, но аккуратно, чтобы не получить повреждений. А еще на пути гонщиков был крупнейший в мире солончак и затяжные песчаные дистанции на спецучастке.

31

Восьмой этап пролегал из Уюни (Боливия) в Сальту (Аргентина). Его протяженность составляла почти 900 км, из которых 492 км являлись спецучастком. Самым же драматичным моментом стал девятый этап, который пришлось отменить из-за схода оползня, смывшего дорогу и обрушившегося на аргентинское селение Волкан. По горному серпантину на высоте 4500 метров над уровнем моря неожиданное препятствие смогли обойти далеко не все автомобили участников марафона. К месту стихийного бедствия прибыла спецтехника, приступившая к расчистке завалов, а экипажи техподдержки дакаровцев растянулись в многокилометровую цепочку, замершую в ожидании. На бивуаке же в Чилесито недосчитались более половины экипажей. Казахстанский грузовой экипаж сумел до него добраться, а вот Toyota Land Cruiser 200 под стартовым номером 333 не только оказался отрезанным селем, но еще и лишился технической поддержки, так как 26-тонный большегруз съехал в обрыв и перевернулся.

Десятый этап по маршруту Чилесито – Сан-Хуан (Аргентина) имел протяженность 751 км, эта дистанция включала 449 км СУ. Одиннадцатый этап гонки состоялся в аргентинской провинции Кордова, он содержал 786 км по лиазону и 64 км по спецучастку с песчаными дюнами, в которых засело немало машин, крутыми горными серпантинами и острыми камнями. Несмотря на сложность этапа, экипаж Артура Ардавичуса не только прошел его довольно успешно, но и в пути оказал помощь команде Hino Team Sugaware, застрявшей в зыбком песке. А вот экипаж Дениса Березовского подвело сцепление, из-за чего почти весь этот этап им пришлось преодолевать на пониженной передаче.

31

Последний, двенадцатый этап «Дакара» предусматривал маршрут от Рио-Куарто до столицы Аргентины Буэнос-Айреса. Протяженность дистанции составляла 786 км с 64 км спецучастка. На момент старта на этом этапе впереди легкового экипажа Astana Motorsports были автомобили заводской команды Toyota, пилотируемые Кристианом Лавьелем и Акирой Миурой.

Финиш более чем двухнедельной гонки состоялся в Буэнос-Айресе. Самыми быстрыми участниками ралли-марафона «Дакар-2017» стали спортсмены команды Peugeot – экипажи Стефана Петеранселя, Себастьена Лёба и Сириля Депре. В зачете грузовых автомобилей лидерами стали два российских экипажа команды «КАМАЗ-мастер» – Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова, а также голландец Жерар до Рой на Iveco, пришедший третьим.

31

Гонка этого года вызвала немало нареканий со стороны спортсменов. Многие, в частности, были недовольны нелогичными судейскими решениями и организационными промахами – неточностями в навигации или непродуманными корректировками маршрута. Вместе с тем, несмотря на немалое количество аварий – когда Стефан Петерансель сбил мотоциклиста, Себастьян Лёб едва не зацепил на своем багги двух квадроциклистов, Сергей Шихотаров рухнул в овраг, обгоняя грузовик, а финн Микко Хирвонен на MINI чуть не угодил под грузовик, – в этом году ралли-марафон обошелся без жертв. И этот факт нивелирует многие организационные огрехи.

На церемонии чествования победителей и участников марафона директор «Дакара» Этьен Лавинь пообещал, что следующий год, в котором знаменитое ралли отметит 40-летний юбилей, станет еще более интересным и захватывающим для спортсменов и болельщиков.

31

Текст: Андрей Сафонов

Похожие статьи

Первые академики пилотирования

admin

Dubai 24 Hour – работа над ошибкой

admin

Defender готов к ралли

admin

Испытание спортом даст путевку в жизнь

admin

Мчись на месте

admin

В дрифте нужно думать наперед

admin