25 апреля, 2024
Nokian hkplr2

Nokian Hakkapeliitta R2 SUV

ПОДВОДИМ ИТОГИ ЗИМНЕГО ТЕСТА

Вторую зиму подряд мы тестируем фрикционную шину Nokian Hakkapeliitta R2 SUV (HKPL R2 SUV). В прошлом году мы уже подводили промежуточные итоги теста (см. Pitstop№3-2014), а теперь готовы поделиться собранными за два года заметками и наблюдениями о качестве и особенностях поведения этих шин на казахстанских дорогах.

В первую очередь хотим отметить, что настоящую суровую зиму с полуметровыми сугробами и устойчивым гололедом во время прошедших зимних тестов мы наблюдали нечасто. Такова уж алматинская зима: снег вроде и выпадает, но быстро тает днем и к вечеру превращается в кашу, перемешиваясь с рассыпанными по дорогам реагентами и песком, за ночь все это месиво замерзает, образуется наст, а следующим утром картина повторяется. Чтобы опробовать шины в рыхлом снегу, нам приходилось выбираться за город, иногда в горы, где и дороги остаются нечищеными, и, перемещаясь в колее или по горным серпантинам, можно определить, как работает протектор.

Nokian hkplr2 1Судя по износу, ресурс шины предполагает их использование еще в течение двух сезонов, как минимум, а значит, экономически приобретение этой модели шин более чем оправдано

Nokian hkplr2 2

Редакционный VW Touareg, на котором проходили наши тесты, пробежал за две зимы около18000 км. При этом мы намеренно затягивали со сменой сезонных шин: устанавливали их еще в начале ноября и меняли ближе к началу лета. Ни осень, ни весну в нашем регионе стабильными не назовешь, поэтому мы подошли к смене шин с точки зрения их потенциального владельца, который хочет иметь зимнюю шину со стабильными характеристиками независимо от того, что находится под колесами машины – снег, наледь или сухой асфальт.

К моменту написания статьи мы оценили остаточную глубину протектора и теперь можем смело утверждать, что оставшегося ресурса шин хватит еще на два зимних сезона полноценной эксплуатации. И это делает их приобретение экономически выгодным, в чем легко убедиться, если разложить первоначальную стоимость на четыре зимних сезона. Причем речь идет о шинах премиального сегмента, которые уже успели в определенных типоразмерах завоевать победы в сравнительных тестах, проведенных зарубежной прессой.

Для начала давайте вспомним историю появления и строения этих шин.

Nokian hkplr2 3

В 2013 году шина пришла на смену хорошо зарекомендовавшей себя фрикционной шине HKPL R SUV, которую нам довелось протестировать в условиях крайнего севера на домашнем полигоне компании Nokian Tyres, в финском городе Ивало, и в родном Казахстане, наматывая километры по зимним дорогам в течение двух лет. Тогда мы отметили отличные характеристики сцепления с зимней дорогой и практически «неубиваемый» протектор.

Nokian hkplr2 4

Нынешнее поколение шины вышло на рынок следом за легковой HKPL R2. Приставка SUV в названии говорит о ее назначении – внедорожники и кроссоверы, всего – 52 типоразмера: от 15 до 21-го дюйма, включая низкопрофильные шины для спортивных кроссоверов. Учитывая немалый вес внедорожников, шина получила конструктивные элементы, обеспечивающие дополнительную прочность. К примеру, при плетении стального корда было использовано большее количество стальных нитей, чем на предшествующей модели, а при изготовлении каркаса – бесшовный нейлоновый бандаж. Это запатентованная технология Nokian, и нейлоновый бандаж представляет собой эластичную плоскую ленту, которую во время сборки шины аппарат наматывает по спирали на подпротекторный слой по всей беговой площади. Отсутствие шва в этом случае положительно влияет на конечную балансировку колеса. Материал, из которого выполнена эта лента, весьма прочен на разрыв. На официальной презентации шин HKPL R2 SUV, проходившей в Финляндии в 2013 году, инженеры компании Nokian предлагали журналистам попробовать разорвать одну из таких нитей. Мы решились и поняли, что голыми руками этого сделать невозможно. Наверное, поэтому за весь период нашего теста мы не получили ни одного пробоя или прокола, в какие бы ямы не залетали и по каким бы камням и гравию не ездили.

Nokian hkplr2 5

Неслучайно компания Nokian поддерживает гарантию на эти шины, по которой обязуется в течение срока эксплуатации в случае прокола бесплатно их отремонтировать, а если такой ремонт будет невозможен – заменить на новые.

Nokian hkplr2 6Инженерам Nokian действительно удалось объединить несколько ключевых качеств в одной шине. Новинка получила эластичность зимней резины, износостойкость, характерную для летних шин, и сцепные свойства, присущие шипованным шинам

Многослойный протектор шины получил новую резиновую смесь, в которую, помимо необходимых зимней шине натурального каучука и химических компонентов, вошли новые ингредиенты – криосилан, новая силика и специальные микрокристаллы (технология Cryo Crysytal). Эти частицы распределены равномерно по всей толщине протектора и выполняют роль микрошипов. Объективно, по ощущениям, шина держит голый лед на порядок лучше аналогов или предшественников. Это мы отметили в начале теста и можем подтвердить в конце второй его части. То есть при истирании протектора микрошипы (кристаллы) продолжают работать, обеспечивая сцепление на гололеде, близкое по ощущениям к эксплуатации обычных шипов. Особенно это чувствовалось при движении по обледенелым участкам дороги, где фактическая маневренность и торможение были гораздо выше ожидаемых.

Nokian hkplr2 7
В осенне-весеннюю погоду поведение шин практически не меняется, и ощутить влияние теплых температур на сцепные свойства протектора можно только на трассе на скорости выше 100 км/ч

Способствует сцеплению с зимней дорогой и другая технология, ранее уже применявшаяся инженерами Nokian на других моделях шин. Речь идет о ламелях-насосах. Это специальные полости, расположенные в плечевых зонах покрышки. Алгоритм их работы понятен и прост: под нагрузкой они дренажируют влагу из пятна контакта и под действием центробежных сил опустошаются. Это позволяет лучше осушить пятно контакта шины с дорогой и дать ламелям протектора сцепиться с дорожным полотном.

Nokian hkplr2 9
Впервые в практике в состав резиновой смеси протектора компания Nokian включила особые кристаллы, которые, по замыслу инженеров, должны играть роль микрошипов

Кстати, о ламелях. В тестовой шине они прорезаны особым способом и под нагрузкой сцепляются в блоки. Благодаря им и сплошному ребру жесткости в центральной части, типично зимний протектор отлично держит сухой асфальт.
На рыхлом снегу и шуге шина также впечатлила своими показателями. При высоте снежного покрова в 30 – 40 см она отлично справлялась с дорогой, и автомобиль проезжал там, где без цепей обычно ездить не рекомендуется. Эти характеристики обеспечиваются благодаря острым граням шашек протектора и специальным грунтозацепам, расположенным на дне канавок, часть из которых, кстати, имеет полированную поверхность. Технология изготовления таких канавок сложна тем, что после каждой наварки протектора матрицы термопресса очищаются вручную. Полированные канавки значительно улучшают способность протектора к самоочищению как при движении по шуге, так и в рыхлом снегу.

Nokian hkplr2 10Чтобы сделать шину устойчивой к истиранию при плюсовой температуре, в состав резиновой смеси включаются химические компоненты. Для сохранения эластичности на морозе – натуральный каучук, рапсовое масло и много других компонентов

Отдельно стоит сказать о маневренности шины. Рисунок протектора получил особую геометрию и усилен в боковой части мощными блоками. Благодаря этому шина отлично справляется с боковыми нагрузками, и особенно это актуально для внедорожников. Ламели на шашках протектора прорезаны под разным углом таким образом, чтобы какая-то их часть находилась перпендикулярно траектории движения автомобиля. Это позволяет иметь хорошее сцепление с дорогой как при движении по прямой траектории, так и по дуге. Острые грани открытой плечевой зоны и специальные грунтозацепы улучшают управление на рыхлом снегу.

Nokian hkplr2 12

Удобным и полезным мы нашли и информативную часть покрышки. В центральной части протектора, на сплошном ребре, расположен индикатор износа, информирующий о степени износа протектора. При истирании «снежинки», которая прорезана на глубину 4 мм, использовать шины в зимнее время не рекомендуется. В боковой части покрышки имеется участок, на котором приведена информация о типоразмере шины; предусмотрена также возможность делать отметки о расположении на оси, рекомендуемом давлении и необходимой протяжке крепежных болтов (актуально для легкосплавных дисков).

Nokian hkplr2 13

Подведем итоги

Шины, разработанные для сложной зимы, должны иметь, казалось бы, противоположные характеристики. С одной стороны, они должны быть в меру жесткими для устойчивости на сухом покрытии при плюсовой температуре. С другой – сохранять свою эластичность при понижении температуры. Эти характеристики удалось совместить в одной шине благодаря особым компонентам – натуральному каучуку и силике.

Сами шинники говорят, что разработка зимней шины – это всегда компромисс между износостойкостью и управляемостью при различной погоде. В случае с Hakkapeliitta R2 SUV инженерам Nokian, похоже, удалось найти заветную золотую середину.

 

Текст: Эдуард Кричевский,
Фотоматериал: Pitstop, Nokian

Похожие статьи

В деле – седан и кроссовер

admin

Nokian Nordman S2 SUV – от Алматы до Сочи

admin

Секретный ингредиент

admin

Nokian Hakkapeliitta 9 SUV: суровый экзамен

admin

Купе-кроссовер с характером

admin

Соната номер восемь. Исполняется впервые

admin