«Нива» — 40 лет по дорогам и бездорожью

В начале апреля исполнилось 40 лет с начала выпуска легендарного внедорожника LADA 4х4 «Нива», оригинального автомобиля, разработанного специалистами Волжского автозавода. За это время было изготовлено около 2,5 миллионов машин, свыше 530 тысяч компактных внедорожников этой марки отправились на экспорт в различные страны на шести континентах Земли.

Пятого апреля 1977 года состоялась опытная сборка первого автомобиля «Нива» на конвейере. Автомобиль был разработан главным конструктором Владимиром Соловьёвым, ведущим конструктором Петром Прусовым и дизайнером Валерием Семушкиным. В качестве ведущего испытателя выступил Вадим Котляров.

Работа над проектированием автомобиля началась в 1970 году. Изначально задумывалось просто увеличить дорожный просвет «жигулей» и оснастить этот вариант полным приводом. Однако по здравому размышлению впоследствии было принято решение о создании принципиально новой машины.

MIX 6474 м

В результате напряженной творческой работы коллектива на конвейер ВАЗ был поставлен автомобиль с несущим кузовом, высокооборотистый двигателем, независимой передней подвеской и передними дисковыми тормозами. Такое техническое решение было само по себе необычным для той поры, когда на машины повышенной проходимости устанавливались исключительно низкооборотистые двигатели большого объема. Новинкой стал и постоянный полный привод, так как в ходу было использование на внедорожниках ведущей задней оси, передняя же подключалась лишь на бездорожье.

21-3

«Нива» была задумана конструкторами как автомобиль для сельской местности, а также как средство передвижения для офицерского состава Советской Армии. Поэтому ее постоянно задействованный полный привод подразумевал готовность в любой момент преодолеть бездорожье на пересеченной местности в любых погодных условиях. Однако небольшой автомобиль с упрямым характером пришелся по душе и горожанам, особенно – дачникам, любителям путешествий, рыбалки и охоты. Им, кстати говоря, в советское время в обязательном порядке приходилось ставить машину на учет в военкомат по месту жительства, так как «Нива», хоть погон и не носила, но была по сути военнообязанной. Машину в случае надобности могли мобилизовать и отправить служить в войска.

niva1

В 1986 году «Ниву» стали собирать в Греции, а в 1978 году начались поставки автомобиля на экспорт. В истории остались времена, когда большую часть выпущенных машин этой марки, до 70%, поставляли за рубеж, в том числе с правым расположением руля – в Англию и Японию. Кстати говоря, не стоит заблуждаться, думая, что за границей автомобиль «стоил копейки». Бензиновый вариант машины в начале 80-х годов стоил в Германии 22000 марок, а дизельный – все 26000. В Великобритании автомобиль в 1996 году продавали за 8000 фунтов стерлингов. Правда, и комплектация зарубежная сильно отличалась от советской – машина поставлялась с панорамными зеркалами, более широкими колесными дисками, с задним дворником и специальной резиной, задние сиденья складывались, а передние были анатомическими. «Нива» западной комплектации имела люки, широкие колесные арки, иные фальшрадиаторные решетки и лебедку. Соотношение цены и качества полноценного компактного внедорожника стали причиной популярности автомобиля в Бельгии, Великобритании, Германии и Голландии.

Niv10

Свою устойчивость к экстремальным условиям «Нива» доказала на Северном полюсе, в базовом лагере на Эвересте и на Фудзияме, в Антарктиде на российской станции «Беллинсгаузен», где она работала более десятка лет.

Не остались в стороне и спортивные трассы, где «Нива» начала проявлять себя с начала 80-х годов. В 1981 году экипаж на автомобиле этой марки взял бронзу в престижном ралли-рейде «Париж – Дакар». Потом было золото на ралли-рейдах «Париж – Тунис» и «Алжир» (1981 год); дважды – серебро «Дакар»; первые места в ралли «Алжир» и «Ралли фараонов» (1982 год); победы на ралли «Атлас» и «Ралли фараонов» (1983-1984 гг.). В 1985 г. автомобиль выиграл ралли «Камерун», внедорожную баху «Монтебланко», ралли «Алжир», труднейший новозеландский триал «Вэлли», австралийский ралли-рейд «Маквей 1000». В последующие годы «Нива» с успехом принимала участие в ралли-рейдах «Париж – Пекин», «Париж – Дакар», «Сидней – Дарвин», «Москва – Лагос», «Винн Сафари», «Крыша Африки» и многих других.

102

В 2005 году модель была модифицирована и обрела новое название – LADA 4х4, начался выпуск Chevrolet NIVA. Ввиду популярности и широких прикладных возможностей «Нивы» она стала основой для многочисленных вариаций и самостоятельных моделей, выпускавшихся малыми партиями. Так, в ходе смелых экспериментов появилась пятидверная LADA 4х4 с удлиненной базой и городская версия автомобиля LADA 4х4 Urban, множество версий пикапов, броневиков, плавучих болотоходов, минивэнов, спецмашин для полиции, медицинской службы и спасателей.

Автомобиль непрерывно обновлялся, он получил такие дополнения, как кондиционер, электропакет, пластиковые бампера в цвет кузова, металлизированную окраску, литые колесные диски и более комфортабельный салон. Но концептуально традициям на ВАЗе остались верны – по сей день неизменно присутствие постоянного полного привода, а также раздаточной коробки с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала.

niva

Две масштабные модернизации, первая из которых состоялась в 1993 году, когда с конвейера сошла миллионная «Нива» и вторая – в 2009 году, бережно сохранили классический стиль «Нивы», но сделали ее более динамичной, управляемой, комфортной и безопасной. В январе 2017 года окраска и сборка LADA 4х4 началась на модернизированном главном конвейере ВАЗ, что позволило расширить цветовую гамму и применить производственные методики альянса «Рено-Ниссан».

Трехдверная версия LADA 4×4 и городской вариант внедорожника LADA 4×4 Urban производят и в Казахстане, на автосборочном предприятии «АЗИЯ АВТО». С июня 2016 года здесь собирают также и пятидверную версию внедорожника. Автомобиль в различных его модификациях не покидает верхних сточек рейтингов популярности и продаж в нашей стране. Значит «Нива», с ее покладистым характером, будет развиваться и станет радовать нас новыми достижениями на своем славном пути.

IMG 2268

Текст: Михаил Логинов
Фотоматериал AutoVAZ

Похожие статьи

Обновленная Puma: мягкая гибридная

admin

BMW Vision X – цельный, как монолит

admin

Renault Captur обновлен и дополнен

admin

Lexus UX 300 – еще мощнее и удобнее

admin

Infiniti QX80: лаконичный дизайн и щедрое наполнение

admin

ID. Buzz GTX: есть что выбрать

admin