27 апреля, 2024
velo 320141

Нужен ли велотранспорт?

Как развивается велотранспорт в Алматы

Первый велосипед был изобретен почти 200 лет назад. Удивительно, но и сегодня, в век высоких технологий и всеобщей компьютеризации, популярность двухколесного транспорта на мускульной тяге не только не ослабевает, но и продолжает расти во всем мире. В некоторых городах Европы и Азии, например, велосипедом регулярно пользуются около 85% жителей от общего количества населения. А вот в нашей южной столице по данным на 2013 год это число составляло всего около 20 тысяч.

В чем же причина такой нелюбви алматинцев к двухколесному транспорту? Ответов как минимум два: отсутствие велоинфраструктуры и игнорирование велосипедистов на дорогах как участников дорожного движения.

В чем заключается основная польза от увеличения количества велосипедистов в городе? В первую очередь, это разгрузка дорожного трафика. Сегодня на 1,5 миллиона жителей Алматы приходится 500 тысяч автомобилей. А теперь представьте себе, что часть автомобилистов пересядет на велосипеды!.. Тем, кто живет в спальных районах, центре или микрорайонах, зачастую действительно удобнее и быстрее добираться до работы на велосипеде. А это как минимум треть городского трафика!

Сокращение автомобильного транспорта решит проблему пробок и экологии. Кстати, в 2008 году Алматы вошел в десятку самых загрязненных городов мира. Чтобы понять и принять это как данность, не обязательно изучать отчеты – достаточно подняться на любую горную вершину близ Алматы и взглянуть на город сверху.

Мы назвали только некоторые из очевидных плюсов популяризации велотранспорта в городе. Почему же до сих пор велосипед не стал популярным и востребованным?

Проблемы, решения

Первая и самая очевидная проблема – отсутствие в нашем городе велодорожек. Опыт строительства таковых на проспекте Абая показал, что городская администрация может решить проблему, но не совсем ясно представляет себе, что и как нужно делать.

Возьмем на себя смелость определить наиболее необходимые на сегодняшний день меры.

Во-первых, судя по многочисленным отзывам велосипедистов в соцсетях, наши пешеходы пока не способны воспринимать велотранспорт в качестве законного «владельца» велодорожек – они упорно ходят и стоят на выделенных под велосипеды полосах.

Решение проблемы: при строительстве новых и обустройстве старых дорог нужно отгородить выделенную велодорожку от пешеходного тротуара. Кроме этого, на протяжении всей велотрассы следует устанавливать соответствующие знаки и наносить на дорожку разметку, а светофоры на главных перекрестках в местах пересечения велотрассы с проезжей частью следует оснастить дополнительными сигналами для велотранспорта.

velo 320143

К примеру, в Париже суммарная длина велотрасс составляет 400 км. В Алматы же имеется пока единственная велодорожка протяженностью 2,5 км. Да и она по функциональности далека от идеала. Как подсчитали сами байкеры, приемлемый для нашего города километраж должен составлять примерно 110 км. При этом не нужно прокладывать заново велопути на каждой улице, достаточно сделать нормальную окружную велотрассу в квадрате Достык – аль-Фараби – Саина – Райымбека и соединить спальные районы с центром несколькими велодорожками с севера на юг и с запада на восток. Это упростит для многих велосипедистов перемещение по городским улицам, а значит, сделает ежедневное использование байка максимально возможным.

Сопутствующий дорожкам элемент инфраструктуры – велопарковки. Куда безопаснее оставить велосипед на охраняемой территории, заплатив за это, чем пристегивать его к заборам, столбам и деревьям, надеясь найти байк в том же месте и в том же состоянии.

На сегодняшний день в городе насчитывается около сотни велопарковок, большая часть из которых была организована при содействии инициативной группы «ВелоАлматы». Но и здесь требуется воля и административные решения акимата. Если при строительстве очередной автомобильной парковки станут учитывать место и для стоянки двухколесного транспорта, проблема будет постепенно исчерпана.

velo 320144

Пока эти мечты не осуществились, энтузиасты на двух колесах вынуждены колесить по тротуарам и выслушивать упреки пешеходов или передвигаться по нашим автомобильным дорогам и уповать на сознательность водителей.

Мы все, и автомобилисты и велосипедисты, являемся участниками дорожного движения, но то, что для одних чревато царапиной на капоте, для других может вылиться не только в травмы, но и стать угрозой для жизни. К сожалению, большинство автолюбителей вообще не считает велосипед полноправным участником дорожного движения. По данным Дорожной полиции, с 2005 по 2012 год только в Алматы зарегистрировано 227 ДТП с участием велосипедистов, из которых многие были травмированы, а 9 погибли. В числе нарушений доминирует не включенный водителем до совершения маневра «поворотник».

Справедливости ради стоит отметить, что зачастую ПДД игнорируют и велосипедисты, что тоже приводит к фатальным последствиям. Именно поэтому для оздоровления ситуации на дорогах различные велосообщества нашего города, «ВелоАлматы» и «Велостан», например, присутствуют в соцсетях, проводят специальные семинары, мастер-классы. Как правило, они проходят на открытом воздухе, и любой желающий может получить необходимые консультации и научиться ездить на своем велосипеде безопасно для себя и окружающих. Примечательно, что обучение в таких сообществах абсолютно бесплатно.

velo 320142

Если решились…

Вопрос, что выбрать, для велосипедистов, наверное, так же актуален, как и для автолюбителей. Рынок велосипедов предлагает массу моделей и модификаций от велосипедов, доступных лишь респектабельным покупателям, до недорогих моделей, цена которых сравнима со стоимостью одной шины для автомобиля.

Давно в прошлом остались односкоростные скрипящие советские тарантасы. Теперь даже детские и семейные двухколесные байки оснащены системой переключения скоростей, то есть не нужно прилагать большую силу на спусках или подъемах – механика все сделает сама.

Велико и разнообразие видов: от горных велосипедов, до городских, комфортных, и спортивных, скоростных. Все это доступно в большом количестве и можно приобрести в магазинах нашего города.

И напоследок. Стоить помнить еще и о том, что, помимо перечисленных выше плюсов, регулярное использование велосипеда как средства передвижения, держит нашу мускулатуру и сердечнососудистую систему в тонусе, а значит, продлевает нам жизнь.

Текст: Андрей Фомичев
Фотоматериал: Pitstop

Похожие статьи

Готовимся к холодам

admin

Шаг навстречу культуре движения

admin

Правила зимнего торможения

admin

Ездить «на лампочке» – себе дороже

admin

Слушали. Думали. Тушили

admin

На зимнюю дорогу – лишь с холодным рассудком

admin