27 апреля, 2024
law 32014

Новый закон не за горами

Разбираем законопроект «О дорожном движении»

Недавно Сенат парламента Казахстана вернул в Мажилис со своими поправками проект Закона «О дорожном движении» и сопутствующий ему законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дорожного движения». Народные избранники посчитали, что понятие «агрессивный метод вождения», упоминаемый в новых документах, конкурирует со статьями КоАП, устанавливающими ответственность за нарушение правил маневрирования, обгона. Кроме того, постановили, что любителей садиться за руль в пьяном виде, устроивших аварию, нужно сажать на более длительные сроки. Госконторам, также решили парламентарии, не стоит переплачивать за «блатные номера» – достаточно обычной госпошлины.

Так что же это за проект? Давайте попробуем разобраться в деталях.

МВД РК представило документ на суд общественности 28 декабря 2012 года. С тех пор в него внесли несколько дополнений и изменений, но канва осталась неизменной. Нововведения основывались на базе прежних законов, действовавших и продолжающих действовать в Казахстане, но одни пункты законотворцы предложили убрать, а другие – прописать заново. Так, например, в законе появилась статья 23, позволяющая дорожным полицейским «отказать в предоставлении государственной услуги лицу, имеющему своевременно неисполненное постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, до ее исполнения». Это означает, что гаишники будут иметь право отказать вам в обслуживании, если у вас имеется неоплаченный штраф.

Следующая статья, 55, в одном из пунктов запрещает «устанавливать скорость движения транспортных средств свыше 100 км/ч при отсутствии раздельных проезжих частей для движения транспортных средств в каждом направлении и обустройства пересечений дорог в разных уровнях». Как видим, действующее сегодня разрешение допустимой скорости в 110 км/ч на загородных трассах в документе пересматривается (не путать с автомагистралями, где «максималка» составляет 140 км/ч). Исключение – автобаны, которых у нас в стране раз-два и обчелся.

Статья 67 запрещает «эксплуатацию транспортных средств в случаях отсутствия регистрации и учета лица, управляющего транспортным средством, переданного ему физическим лицом во временное владение и пользование». Говоря понятным языком, надо обязательно ставить печать в доверенности.

Эта же статья окончательно портит настроение любителям аэрографии, запрещая казахстанцам ездить на машине с «нанесенными на кузов аэрографическими трехмерными рисунками». Выходит, аэрографию, несмотря на обещания высшего полицейского руководства оценить успешный опыт других стран, разрешивших разукрашивать авто, стражи порядка все-таки решили поставить вне закона.

Еще один из пунктов названной статьи запрещает ездить на машине в случае «неисполнения требований судебных актов, постановлений уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения, возбужденных по уголовным делам и делам об административных правонарушениях». Звучит туманно, и, скорее всего, это будет выглядеть как запрет на эксплуатацию авто с неоплаченными штрафами после вынесения постановления суда.

Следующий пункт также запрещает садиться за руль, но уже в случае «неисполнения налогового обязательства по налогу на транспортные средства». Значит, справку об уплате налога (или ее копию) полицейские могут спрашивать уже и на дорогах. К слову, этот запрет активно оспаривали наши депутаты, посчитав, что отсутствие справки о налогах не влияет на безопасность движения, и предложили статью из закона исключить.

law 320142

Идущая далее статья 69, наоборот, вводит послабления для автовладельцев, разрешая «в случаях дорожно-транспортного происшествия не сообщать о нем в подразделение органов внутренних дел (полиции) для оформления происшествия при наличии одновременно следующих обстоятельств:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу его участников;
  • дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств;
  • лица, управляющие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории;
  • в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности их владельцев;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывает разногласий у участников данного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены лицами, управляющими транспортными средствами, в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств;
  • лица, управляющие транспортными средствами, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ)».

Правда, эта же статья в одном из пунктов запрещает пользоваться в дороге телефонами и другими средствами связи, «за исключением случаев применения технического устройства, позволяющего вести переговоры без помощи рук» – Bluetooth-гарнитуры «жить» будут.

Следующий подпункт статьи 69 запрещает «употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому водитель причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования». Выходит, как бы с горя уже и не выпьешь.

law 320143

Статья 70 гласит, что пассажир обязан «не покидать транспортное средство в случае его остановки сотрудником органов внутренних дел без его разрешения». Следовательно, выйти покурить, пока водитель разговаривает с гаишником, пассажирам теперь не дадут.

Одной из самых долгожданных для некоторых казахстанских автолюбителей должна стать статья 81, регламентирующая продажу так называемых «красивых» номеров и провозглашающая, что владельцы транспортных средств будут иметь право «…выбрать цифровое обозначение Государственного Регистрационного Знака транспортного средства (ГРНЗ) в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан». А в дополнении к ней говорится, что ГРНЗ, содержащие цифры 100, 111, 200, 222, 300, 333, 400, 444, 500, 555, 600, 666, 700, 800, 888, 900, 999, будут оценены в 137 МРП, или 253 724 тенге. Номера с комбинацией цифр 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008, 009, 777 – в 228 МРП, или 422 256 тенге.

Статья 88 законопроекта «О дорожном движении», на наш взгляд, не менее интересна, так как вводит водительские удостоверения нового образца с новыми категориями. В частности, наряду с привычными «А», «В», «С» и «D», появляются «BE», «СЕ» и «DE», предусмотренные для тех же автомобилей, но с прицепами. Кроме того, в законе появляются новые категории: «Тm» – трамваи; «Тb» – троллейбусы; подкатегория «А1» – мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см; «В1» – трициклы и квадроциклы (владельцам «квадриков» теперь не надо будет получать права тракториста); «С1» – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг, но не превышает 7 500 кг; «D1» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, а также «С1E» и «D1E» – те же самые, но с прицепом массой от 750 до 12 000 кг.

Эта же статья оговаривает, что «водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А» подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа; категории «В» – подкатегории «В1», кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа; категории «С» – подкатегории «С1»; категории «D» – подкатегории «D1»; категории «СЕ» – подкатегории «С1E»; категории «DE» – подкатегории «D1E».

Следующая статья за номером 89 нового закона гласит, что права подкатегории «А1» будут выдаваться с 16 лет, а категорий «А», «В» и подкатегорий «В1», «С1», как и раньше, лицам, достигшим 18-летнего возраста. Категорию «С» и подкатегорию «D1» можно будет получить только в 21 год при условии, что стаж работы водителем составляет не менее трех лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «С1», не менее одного года, а «D», «Tm» и «Тb» – лицам, достигшим 21-летнего возраста, имеющим стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе стаж управления транспортными средствами, относящимися к категории «D1», не менее двух лет.

Стоит отметить, что, наряду с внесением изменений в казахстанское автозаконодательство, в РК будут приняты новые Правила дорожного движения и новый КоАП. В целом будет усилена ответственность практически по всем составам правонарушений в области дорожного движения. Но вместе с тем в проекте закона предусмотрено снижение размера штрафа на 50% в случае его уплаты на месте совершения административного правонарушения либо в течение суток с момента его наложения, а в случае его уплаты в течение 7 дней – на 30%.

Пока проект закона сенаторы вернули на доработку в Мажилис, но, скорее всего, казахстанским автомобилистам придется привыкать к новым правилам уже весной. Ведь если ранее полицейские просили полгода на «переходный период» для подготовки к работе по новому документу, теперь парламентарии предлагают, чтобы закон вступил в силу сразу после подписания и опубликования. Мол, дорожная безопасность промедления не терпит!

Текст: С.Туленов

Похожие статьи

Готовимся к холодам

admin

Шаг навстречу культуре движения

admin

Правила зимнего торможения

admin

Ездить «на лампочке» – себе дороже

admin

Слушали. Думали. Тушили

admin

На зимнюю дорогу – лишь с холодным рассудком

admin