28 апреля, 2024

Езда в темное время суток

Сегодня мы с вами поговорим об особенностях управления автомобилем в темное время суток. Кому-то эта тема может показаться довольно банальной и абсолютно бесполезной. Уверяем вас, вы ошибаетесь, если так думаете. В темное время суток водитель видит менее половины из того, что мог бы увидеть днем, следовательно, вероятность попасть в ДТП ночью намного выше.

Свое зрение мы вряд ли сможем быстро и кардинально улучшить, зато головное освещение автомобиля – да. Некоторые водители меняют лампы только тогда, когда они перегорают. Это неправильно. От долгого использования лампы головной светооптики теряют свои качества. Они тускнеют постепенно, что невооруженным глазом трудно заметить. Поэтому возьмите в привычку менять их каждые 35–50 тысяч км (у ксенона свои, заводские требования к периодам замены). Еще следует обратить внимание на рефлектор фары. Следите за тем, чтобы он не потускнел и не потерся. Для этого чистить их самим не рекомендуется, лучше это сделать у специалиста. Стекла фар должны быть целыми и герметично приклеенными к рефлекторам, иначе загрязнения зеркала вам не избежать. Чистить стекла фар от дорожного шлама и въевшейся пыли снаружи нужно регулярно и специальным раствором, особенно, если вам часто приходится ездить в темное время суток. Специальный стеклоочиститель можно приобрести в любом магазине, торгующем автомобильной косметикой, но подойдет и обычный, бытовой.

Однако фары – это еще не все, что следует держать в чистоте. Лобовое стекло – вот за чистотой чего вам нужно тщательно следить, причем как снаружи, так и изнутри, и если водитель автомобиля курит в салоне, то особенно. Конденсат влаги, налет никотина и изморозь при включении отопителя высыхают на лобовом стекле и образуют налет, который ухудшает видимость в яркий солнечный день и при свете встречных фар ночью. Не ленитесь регулярно очищать стекла очистителем изнутри и снаружи. Зимой лучше это делать при прогретом автомобиле.

Очень важно, чтобы дальний и ближний свет фар имел правильный угол освещения. При этом необходимо учитывать загрузку автомобиля, иначе на загруженной машине ближний свет будет слепить встречные автомобили, а дальний – освещать верхушки деревьев, но не дорогу. При загрузке автомобиля необходимо отрегулировать свет фар, чтобы снизить напряжение для глаз при ночной езде.

Скорость движения следует выбирать, исходя из зоны видимости, которая составляет 30–40 м при ближнем свете фар и 80–100 м при дальнем.

Ни в коем случае нельзя слепить встречного водителя при разъездах. Во время сближения, когда вы все еще движетесь с дальним светом, постарайтесь слегка перевести свой взгляд на обочину, это поможет избежать ослепления и позволит хоть как-то контролировать дорогу. Если ослепление все же произошло, включайте «аварийку», съезжайте на обочину и ждите, пока зрение придет в норму. Это лучше, чем ехать в неизвестность.

Есть еще один способ избежать ослепления, если встречный транспорт не переходит на ближний свет, им пользуются бывалые водители. Все банально просто: увидели лихача на «встречке» с дальним светом, закройте один глаз, а когда ваша машина разъедется со встречной, откройте его, закрыв глаз ослепленный.

Момент разъезда после перехода на ближний свет фар на узком участке дороги наиболее опасен, так как между автомобилями остается отрезок мало освещенной обочины дороги, на котором могут находиться как пешеход, так и припаркованный автомобиль. Оба водителя могут это заметить слишком поздно, потому прижиматься слишком близко к правому краю проезжей части не рекомендуется – лучше снизить скорость, и тогда, когда встречный автомобиль будет уже достаточно близко, а вам будет четко видна правая сторона дороги, вы можете прижаться к ней.

На холмистой дороге таких проблем не возникает, так как силуэты случайных препятствий очень хорошо видны и встречный свет вас не слепит. Но возможна другая проблема – нужно успеть переключиться на ближний свет фар в момент «выныривания» встречного автомобиля из-за холма, чтобы не ослепить встречного водителя.

Для остановок и стоянок целесообразно использовать различные съезды, площадки и другие места вне дороги. Габаритные огни при этом ни в коем случае не выключайте. Открывать двери можно только в том случае, если вы убедились, что не создадите помехи встречному или попутному транспорту.

В ночное время по трассе очень удобно следовать за каким-либо автомобилем, но при этом необходимо постоянно контролировать дистанцию. При таком движении встречные машины будут меньше вас слепить и вам будет легче следить за дорогой.

Препятствие на дороге легко определить по стоп-сигналам идущего впереди автомобиля. Только не слепите его через зеркала заднего вида своим дальним светом.

Советуем вам соблюдать несколько простых общепринятых правил:

  • фары автомобиля должны быть отрегулированы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
  • все внешние световые приборы должны быть чистыми и в рабочем состоянии;
  • на освещенных участках дороги можно использовать только ближний свет фар;
  • на темных участках дорог при отсутствии других машин (как встречных, так и попутных), водителей которых вы можете ослепить, следует включать дальний свет фар;
  • по первому требованию водителя встречной машины надо переключать дальний свет фар на ближний, даже если расстояние до нее будет более 150 м;
  • при встречном разъезде на узких дорогах во избежание ослепления следует «оторвать» взгляд от встречной машины, перевести его на дорогу ближе к своему автомобилю и одновременно постараться «зацепить» периферическим зрением обочину дороги;
  • особое внимание следует уделять темным участкам дорог, поскольку там, у тротуаров или на обочине, могут стоять машины с выключенными габаритными огнями;
  • если вы остановились на обочине или у тротуара без искусственного освещения, то вы должны оставить включенными как минимум габаритные огни своего автомобиля;
  • при ослеплении вы, используя аварийный сигнал остановки, должны как можно быстрее прижаться к обочине и дождаться полного восстановления зрения;
  • скорость движения должна быть такой, чтобы остановочный путь, как в случае экстренного, так и в случае обычного торможения, заканчивался в видимой, освещенной зоне.

Надеемся, что все вышесказанное пригодится вам при эксплуатации автомобиля. Главное помните: если вы выезжаете на ночную дорогу, не имея необходимого опыта вождения в темное время суток, будьте спокойны и внимательны.

В некоторых странах существует правило, запрещающее начинающим водителям выезжать на дороги общего пользования в темное время суток. Задумайтесь над этим!

Текст: С.Туленов

Похожие статьи

Готовимся к холодам

admin

Шаг навстречу культуре движения

admin

Правила зимнего торможения

admin

Ездить «на лампочке» – себе дороже

admin

Слушали. Думали. Тушили

admin

На зимнюю дорогу – лишь с холодным рассудком

admin