Специалисты Mercedes-Benz завершили работу над уникальным экспонатом для музея концерна в Штутгарте. Теперь в экспозиции можно увидеть воссозданный гоночный автомобиль Mercedes-Benz T 80, строившийся в конце 30-х годов в единственном экземпляре.
Mercedes-Benz T 80 — 1953 г.в.
Эта впечатляющая по дизайну и конструкции машина создавалась с единственной, конкретной целью – установить новый мировой рекорд, достигнув скорости 650 км/ч. Идейным вдохновителем проекта выступил немецкий гонщик Ганс Штук, а воплотить задуманное взялись Фердинанд Порше, выступивший в качестве проектировщика, Вильгельм Киссель, председатель правления Daimler-Benz AG, и генерал люфтваффе Эрнст Удет.
Фердинанд Порше
В 1930-х годах рекорды скорости принадлежали британцам. В сентябре 1935 года Малькольм Кэмпбелл достиг скорости 484,6 км/ч, летя на Bluebird («Голубая птица»). В ноябре 1937 года Джордж Эйстон преодолел 500-километровый барьер на Thunderbolt (502,1 км/ч). А в августе 1939 года Джон Кобб установил новый рекорд в 595,04 км/ч на автомобиле Railton Special.
Однако справедливости ради стоит сказать, что и немецкие гонщики того времени умели добиваться успехов. Так, например, до сих пор не превзойден результат Рудольфа Караччиолы, который на автобане недалеко от Дармштадта в январе 1938 года разогнал Mercedes-Benz W 125 до 432,7 км/ч. Этот рекорд на дорогах общего пользования не побит по сей день.
Сломать сложившуюся ситуацию с лидерством англичан было политически важно для руководства фашистской Германии, претендующей на мировое господство. И с ходом реализации проекта T 80 ознакомили Адольфа Гитлера, которого идея демонстрации технической мощи Третьего рейха тоже необычайно захватила.
Самолетный двигатель DB 603 RS – 1939 г.в.
Ганс Штук имел контакты в национал-социалистском правительстве и знал, что может рассчитывать на политическую поддержку своего «проекта престижа». При содействии высших военных чинов, а также председателя правления Daimler-Benz Вильгельма Кисселя конструкторы в феврале 1937 года получили одобрение на установку в гоночный болид T 80 авиационного двигателя DB 601. Но в ходе проектных расчетов его впоследствии заменили на более мощный двигатель DB 603.
Инженеры были уверены, что 44,5-литровый авиадвигатель V12 во время рекордной попытки сможет развить мощность до 3000 л. с., если его запитать специальным гоночным топливом, состоящим из смеси бензина, керосина, метилового и этилового спиртов и ацетона.
Шасси с кабиной Mercedes-Benz T 80 – 1953 г.в.
Многоэтапный процесс разработки машины, начинавшийся с предложения использовать два двигателя, постепенно обретал черты окончательной концепции: трехосный автомобиль, оснащенный центральнорасположенным подвесным двигателем. Специалисты Daimler-Benz взялись за проектирование шасси, в то время как прочный аэродинамичный корпус создавали авиастроители Heinkel.
Шасси и рама автомобиля были построены в конце ноября 1938 года. В гоночном отделе Mercedes-Benz планировалось, что основная сборка T 80 будет завершена к концу января 1939 года. Но в технической записке от 26 ноября 1938 года говорится, что если самолетный двигатель будет доставлен вовремя, шасси может быть собрано к концу февраля 1939 года, а корпус будет установлен лишь к маю 1939 года.
Производитель шин компания Continental на испытательном стенде тестировала колеса, предназначенные для T 80. В январе 1939 года во время испытаний на скорости 500 км/ч обнаружилась их сильная деформация. В мае того же года небольшие деформации все еще наблюдались даже на скорости 480 км/ч.
Еще одну сложность в реализации дерзновенного проекта представлял выбор трассы. Практически все мировые рекорды скорости в те годы были установлены на дне высохшего соленого озера Бонневилль в США. И первоначальный план немцев также был связан с ним, но в середине 1938 года в качестве трассы для рекорда стал рассматриваться специально подготовленный участок автобана между Дессау-Юг и Биттерфельдом. Однако окончательно этот вопрос так и не был урегулирован.
Реконструированный каркас
В июне 1939 года Фриц Наллингер, отвечавший за авиационные двигатели Daimler-Benz, улучшил различные детали DB 603. В частности, он изменил маршрутизацию воздухозаборных каналов и перенастроил выхлоп, чтобы болид продуктивнее преобразовывал энергию отдачи в скорость.
Летом 1939 года в аэродинамической трубе компании Zeppelin во Фридрихсхафене состоялись испытания модели T 80, содействовавшие поиску оптимального баланса прижимной силы: достаточной, чтобы приложить всю мощь двигателя к трассе, но не перегружающей шины с тонкими протекторами.
Тестирование T 80 продолжилось и после начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года. Шасси автомобиля, претендующего на мировой рекорд, было испытано 12 октября на роликовом динамометре. Тогда же ввиду августовского рекорда, установленного британцем Джоном Коббом, Фердинанд Порше поднял планку расчетной скорости T 80 до 650 км/ч от предполагавшейся изначально в 600 км/ч.
А дальше началась та часть этой увлекательной истории, которую иначе как драматической назвать нельзя. Война, исковеркавшая и разрушившая судьбы миллионов людей, не дала состояться и скоростному рекорду. В феврале 1940 года Mercedes-Benz направил в министерство авиации запрос о возможном вкладе в развитие проекта и погашении издержек производства. Что уж там ответили чиновники, мы не знаем, но к лету 1940 года T 80 был помещен на хранение, а двигатель DB 603 возвращен люфтваффе и на свое место в автомобиле больше не вернулся никогда.
Рама с оригинальным шасси
После Второй мировой войны Mercedes-Benz показывал T 80 в своем музее, но в результате его реорганизации в 1986 году корпус автомобиля был отделен от шасси и составляющие несостоявшегося рекордсмена на долгие годы нашли покой на складе. В 2006 году вновь открытый музей снова представил посетителям T 80 со следами проектной работы, но без тяжелого шасси.
В 2018 году у посетителей музея в Штутгарте появилась возможность увидеть воссозданную по сохранившимся чертежам раму автомобиля, его аутентичный кузов и двигатель DB 603 в разрезе, установленный на оригинальном шасси Mercedes-Benz T 80. Реконструкторы точно воспроизвели и шесть колесных дисков с гоночными шинами.
Отреставрированный двигатель
Демонстрируемый мотор не является тем, над которым когда-то работал Фриц Наллингер, это его аналог, относящийся к более позднему серийному выпуску. Зато посетители музея могут увидеть полностью сохранившуюся кабину пилота с обтянутым рыжей кожей рулевым колесом, блоком педалей и сиденьем, обтянутым тканью. Интересны и приборы автомобиля – крупный тахометр, градуированный до 4000 об/мин и занимающий почетное центральное место; манометр и два температурных табло, для масла и охлаждающей жидкости. Слева от сиденья пилота прикреплена модельная табличка с надписью Daimler-Benz Aktiengesellschaft Typ 80.
Мерседес-Бенц Т 80 в музее, фото 1987 г.
Длина Mercedes-Benz T 80 составляет 8,24 м, ширина – 1,74 м (без боковых ребер). По очертаниям кузова можно увидеть, как точно они следуют за шасси. Уникальный экспонат дает наглядное представление о технологиях 1930-х годов и передает дух той эпохи, когда еще очень многое – от чертежей до деталей – делалось руками…
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал: Mercedes AG