90 лет назад
23 июня 1927 года образована «Секция эстетики и цвета» General Motors. Во главе нового отдела встал Харли Эрл, незадолго до того, еще в ранге независимого кузовщика, впечатливший руководителей корпорации своими работами для марок LaSalle и Cadillac.
Можно сказать, что Эрл стал первым штатным стилистом в автомобильной истории. Поначалу вложения в «Секцию» были сравнительно невелики. За год численность ее сотрудников достигла полусотни (маловато для гигантской корпорации), и все они независимо от марки, для которой работали, ютились в общем зале, разделенном подвижными перегородками. Полноразмерные глиняные модели лепили в отдельном плохо освещенном помещении, а для оценки внешнего вида макетов «на воздухе» и сопоставления с продукцией конкурентов приходилось затаскивать машины на крышу. По мере того как GM двигалась от успеха к успеху, улучшались и условия для стилистов, но окончательно проблемы с планировкой рабочего пространства решились только в 1955 году с открытием масштабного Технического центра General Motors. Сам Харли Эрл в руководящей должности рисовал немного, зато он прекрасно умел словами донести до своих сотрудников собственные идеи и пожелания начальства. Кроме того, Эрл как никто умел находить и привлекать в свой отдел талантливых дизайнеров со всей страны. Через «Секцию» прошли десятки звезд американского автодизайна. И лишь деспотизм Эрла, обострившийся ближе к пенсии, подталкивал часть из них сменить место работы. Успехи отдела, переименованного позже в «Секцию стиля», в конечном итоге привели к примату художников над инженерами в автомобильной промышленности США и потере ею мирового первенства. Однако без американских машин «золотых десятилетий» история была бы куда более пресной.
80 лет назад
1 июня 1937 года дебютировал Nissan 70 – первый легковой автомобиль, выпускавшийся под данной маркой. По сути, эта модель была копией американского Graham Paige Crusader. Именно у компании Graham Paige специалисты и управленцы «Ниссана» учились автомобилестроению.
Nissan 70 1937 г.в.
Началось все с покупки полного набора оборудования с современной, но простаивавшей из-за неважного рыночного положения Graham Paige фабрики. Установив сборочные линии в Японии, «Ниссан» начал выпуск малолитражек Datsun 14. Спустя пару лет решили развить успех крупногабаритной моделью. Это в США Сrusader считался машиной небольшой и довольно заурядной, а в Стране восходящего солнца он стал высокотехнологичным гигантом. Автомобиль был настолько велик по японским меркам, что занимал больше половины ширины большинства тогдашних дорог. Впрочем, высокая цена ставила барьер для распространения этих «мастодонтов». Фактически главным покупателем Nissan 70 стала армия. Мощная вместительная машина хорошо подходила на роль штабного авто. Именно по этой причине сборка продолжалась до декабря 1943-го. Наиболее полезным для компании Nissan стал двигатель 70-й модели: 3,7-литровая «шестерка» отлично подходила и для среднетоннажных грузовиков, поэтому мотор с некоторыми изменениями выпускался намного дольше, чем легковая модель, – до конца 50-х.
Nissan 70 Phaeton
60 лет назад
23 июня 1957 года в Ле-Мане состоялся гоночный дебют Ferrari 250 Testa Rossa в кузове Scaglietti. В рейтинге культовых моделей «Феррари» эта машина стоит на втором месте после 250 GTO (1963). Побеждающих «Феррари» было немало, но именно своеобразный внешний вид выделяет «Тестароссу» 57-го года.
Ferrari 250 Testa Rossa 1957 г.в.
Серджо Скальетти хотел сделать одновременно и обтекаемый кузов, и чтобы тормоза хорошо охлаждались потоком воздуха. Фактически получился двухместный формульный болид с крыльями над колесами. И быстра была Testa Rossa по-формульному: с трех литров 12-цилиндрового мотора сняли 300 л. с. и максимальная скорость достигала 270 км/ч. У этого экстремального двигателя крышка головки (testa) блока цилиндров была выкрашена красным (rossa), что и объясняет красиво звучащую добавку к цифровому индексу. Первая гонка шедевра Феррари – Скальетти сложилась неудачно: одна машина так и не смогла стартовать, а другая, идя на втором месте, сошла из-за поломки поршня. К концу года ситуация выправилась, и в итоге Ferrari 250 Testa Rossa стала одной из наиболее успешных гоночных машин в истории. За пять лет было добыто немало побед в престижнейших заездах, включая три «Ле-Мана». Правда, в 59-м автомобиль «переодели» в новый кузов с полностью интегрированными крыльями, не в последнюю очередь потому, что фабрика Скальетти была перегружена заказами на серийные авто. Имя Testarossa (теперь слитно) вернулось в 1984-м для первого после долгого перерыва полностью нового дорожного суперкара Ferrari.
55 лет назад
11 июня 1962 года собраны первые экземпляры Opel Kadett A. Решение «Опеля» возобновить присутствие в компактном классе после 22 лет перерыва было вызвано успехом «Фольксвагена-жука» и общим повышением спроса на автомобили на фоне «экономического чуда» в ФРГ.
Opel Kadett A 1962 г.в.
Свой легендарный статус «Фольксваген» приобрел главным образом в США, и обеспокоенность штаб-квартиры General Motors успехом этой машины дала старт проекту собственного европейского компакта. После утверждения базовых параметров проект разделился на две части, из которых выросли немецкий Opel Kadett и британский Vauxhall Viva. «Кадет» дебютировал первым в этой паре. По сравнению с «Жуком» это был намного более совершенный автомобиль: лучше управляемый, более вместительный и быстрый. Литровый 4-цилиндровый мотор «Кадета» – первый полностью новый двигатель «Опеля» после войны – весил всего 96 кг и легко раскручивался до 6000 об/мин и выше. В зависимости от степени сжатия мощность равнялась 40 или 48 л. с. На момент презентации существовал единственный кузов – двухдверный седан.
Opel Kadett A 1962 г.в.
Позже добавились и другие варианты: купе, универсал и люксовый седан с более угловатой носовой частью. Вопреки ожиданиям, «Кадет» не стал конкурентом для «Фольксвагена». Несмотря на минимальную разницу в цене, роли автомобилей разделились довольно четко: «Жук» оставался любимцем рабочего класса, а маленький «Опель» обрел популярность среди служащих. В США успех «Кадета», даже по меркам импорта, был ограниченным: мода на компакты прошла быстро и немецкая машина GM оказалась для американцев слишком тесной и маломощной. Тем не менее за три года сделали почти 650 тыс. штук, после чего произошла смена поколений. Kadett поколения B избавился от основных недостатков модели 62-го года, став заметно крупнее и получив более мощные моторы объемом от 1,1 до 1,9 литра.
30 лет назад
1 июня 1987 года представлен седан Hyundai Sonata. В отличие от японцев, потративших много лет на формирование положительной репутации перед выходом в престижные сектора рынка, корейцы «пошли на повышение» после первых же экспортных успехов.
Hyundai Sonata 1987 г.в.
Имя Sonata c 1985 года использовалось для люксового исполнения модели Stellar, но этот шаг не оправдался – для выхода в бизнес-класс нужна была полностью новая модель. В те годы Hyundai еще не был тем мощным автомобилестроителем, каким является сейчас, и его модели базировались на механике фирм-партнеров, главным образом Mitsubishi. «Соната» еще не была исключением, но кузов и салон у нее оригинальные, спроектированные не кем-нибудь, а Джуджаро. Автомобиль не совершил прорыва, но благодаря своевременному обновлению линейки двигателей, включавшую 16-клапанную двухлитровую «четверку» и трехлитровый V6, смогла удержаться в чартах на достойной позиции, оставлявшей шансы следующему поколению. Движение вперед было постепенным, и потребовалось почти два десятка лет, чтобы «Сонату» стало возможным поставить на одну доску с прочими заслуженными моделями сегмента Е.
Текст: Серик Туленов
фотоматериал производителей