85 лет назад
9 января 1932 года в нью-йоркском отеле «Рузвельт» состоялась премьера нового флагмана марки Packard – модели Twin Six. Как можно догадаться по названию машины, ее главной отличительной особенностью был 12-цилиндровый двигатель. Не самое удобное название дали в честь аналогичной модели, выпускавшейся в 1915–1923 годах, первой в мире получившей мотор V12. Уже через год после премьеры новый флагман был переименован в Twelve. Марка «Паккард» в ту пору считалась наиболее престижной в США, и в инженерном плане ее машины были весьма консервативны. Так вышло и с Twelve, хотя исходный замысел отличался смелостью и предполагал переднеприводную платформу.
Packard Twin Six Individual 1932 г.в.
Однако испытания показали недозагрузку передней оси и недостойную высшего класса управляемость. Проект не удался, деньги потратили, но не выбрасывать же хороший двигатель. Вот и пришлось его адаптировать к уже выпускавшемуся шасси так называемой девятой серии. Впрочем, ряд инноваций меньшего масштаба внести успели. Наиболее интересной из них были амортизаторы регулируемой жесткости с переключением тумблером на приборной панели. По цене Packard Twelve располагался примерно посередине между «Кадиллаками» моделей V12 и V16, но из-за высокой репутации марки считался конкурентом 16-цилиндрового. Несмотря на «нехватку» цилиндров, Twelve не уступал ни в динамике, ни в плавности хода, поэтому продажи Cadillac V16 обвалились за считаные месяцы. В дальнейшем «Паккард» продавал в среднем столько же Twelve за год, сколько «Кадиллак» продал своих 16-цилиндровых машин за весь период с 1932 по 1940 год.
Packard Twelve Coupe Roadster 1934 г.в.
К несчастью, «Паккард» не был гигантской компанией с широчайшим модельным рядом, позволяющим компенсировать потери одной марки успехами других. В годы Великой депрессии даже при банкротстве почти всех конкурентов фирма балансировала на грани рентабельности. Именно поэтому Twelve не получал достаточно обновлений. Именно поэтому маркетинговая служба все больше склонялась к расширению производства за счет более доступных по цене машин. В 1939 году были собраны последние экземпляры Packard Twelve. Прекращение производства «Паккардом» многоцилиндровых машин сейчас многие считают фатальной ошибкой: марка лишилась, по сути, единственного реального преимущества перед «Кадиллаком», и в послевоенные годы у нее просто не нашлось козырей в борьбе за выживание.
45 лет назад
28 января 1972 года представлена модель Renault 5. Этот автомобиль является хронологически вторым (после Fiat 127) представителем класса «супермини», то есть машин, идейно близких знаменитому Mini Алека Иссигониса, но превосходящих его ровно на один размер. Главный дизайнер Renault Мишель Буэ заявлял, что фирма хотела сделать автомобиль, который в равной степени нравился бы и мужчинам, и женщинам. Трехдверный кузов типа «хетчбэк» отличался нетипичными для 70-х закругленными гранями, а вместо отдельных бамперов впервые в серийном производстве ставились интегрированные пластиковые.
Renault 5 TL 1972 г.в.
Предлагалось множество модификаций, различавшихся не только уровнем оснащения, но и двигателями. Мотор, кстати, стоял продольно – не самое практичное решение для субкомпакта, поскольку разместить в линию КПП и двигатель под коротким капотом «пятерки» не было никакой возможности, и мотор «выпирал» между передними сиденьями.
Renault 5 1972 г.в.
Несмотря на это, популярность модели с самого начала была очень высокой, и в 1974-м она вышла в лидеры домашнего рынка, а еще через три года стала европейским бестселлером. Хорошим средством поддержания спроса стала удачная раллийная версия Renault 5 Turbo. Эта машина напоминала серийный прообраз только внешне: у нее даже сменилось расположение силовой установки – с переднего на центральное. Выпуск классического Renault 5 продолжался до 1985 года, когда его сменила машина второго поколения, мало отличавшаяся внешне, но построенная на шасси более современной модели Renault 9.
40 лет назад
15 января 1977 года состоялся дебют очередного поколения Mazda Familia. На большей части рынков сбыта машина получила индекс 323, а в США звалась GLC. К слову, именно Северная Америка была главным рынком для компакта. Автомобиль стал спасительной соломинкой для фирмы, оказавшейся на грани банкротства в 1976 году.
Mazda GLC 1977 г.в.
Виной тому был роторный двигатель Ванкеля, на который «Мазда» делала ставку на протяжении десятка лет, мечтая перевести на нетрадиционную силовую установку весь модельный ряд. Однако врожденные недостатки моторов данного типа были усилены энергетическим кризисом и ужесточением экологических нормативов, а достоинства в новой реальности потеряли актуальность. Модель GLC «скроили» по простой и в те времена почти беспроигрышной схеме: взяли существующее шасси классической компоновки (от модели Grand Familia предыдущего поколения) и «надели» на него приятный глазу и практичный кузов типа «хетчбэк». Низкая себестоимость позволила продавать GLC дешевле «Короллы» и «Сивика», а простота конструкции обусловила высокий уровень надежности. Название GLC расшифровывается как Great Little Car – «замечательная маленькая машина». И на тот момент это, пожалуй, было правдой.
25 лет назад
7 января 1992 года на Детройтском салоне показан Jeep Grand Cherokee. С презентацией этого люксового внедорожника выпускавшийся уже более двадцати лет Range Rover наконец получил достойного соперника. Grand Cherokee наделили агрессивной внешностью, автомобиль был хорошо оснащен, а несущий кузов позволил сделать машину относительно компактной.
JEEP GRAND CHEROKEE 1992 Г.В.
Проходимость традиционно для марки Jeep оставалась на высоком уровне. На выбор предлагали три варианта трансмиссии, один из которых, Quadtra-Trac с неотключаемым полным приводом, был разработан специально для данной модели и на прочих «Джипах» не применялся. Уровней комплектации тоже было три: базовый SE, средний Laredo и высший Limited, легко узнаваемый внешне по однотонной окраске кузова. У прочих версий нижняя часть кузова, закрытая защитным обвесом, оставалась серой, а радиаторная решетка была хромированной. Выбор силовых установок поначалу был довольно скромным: заслуженная 4-литровая «шестерка» мощностью 190 л. с. или 5,2-литровый V8 с отдачей 225 сил.
Jeep Grand Cherokee 1992 г.в.
Позже в линейку добавились турбодизель и 5,9-литровый вариант «восьмерки». Нетипично для американской машины Grand Cherokee хорошо продавался по обе стороны Атлантики. На просторах бывшего СССР этот автомобиль стал одним из символов периода первоначального накопления капитала под прозвищем «Джип Широкий».
Но в этот день список премьер от корпорации Chrysler одним «Джипом» не исчерпывался: представлено было также семейство полноразмерных седанов LH. Острословы толковали аббревиатуру как Last Hope – «последняя надежда», намекая тем самым на недостаточно прочное финансовое положение корпорации.
Concorde Intrepid Vision LH 1992 г.в.
Трио новых моделей – Chrysler Concorde, Dodge Intrepid и Eagle Vision – оказалось в авангарде очередной революции, осуществленной под руководством Ли Якокки. На этих автомобилях впервые была реализована компоновочная схема cab forward, что означает максимально сдвинутый к передней оси салон и, как следствие, большие относительные размеры пассажирского пространства и отличный обзор. Переднеприводное шасси было развитием ходовой части недолго выпускавшейся модели Eagle Premier, в свою очередь основанной на больших «Рено» моделей 21 и 25. Под капотом можно было обнаружить V6 объемом 3,3 или 3,5 литра. Последний был 24-клапанным и выдавал 217 л. с. Модели серии LH полностью оправдали ожидания и успешно противостояли как народному Ford Taurus, так и более престижным машинам Buick и Oldsmobile. А компоновка cab forward стала визитной карточкой «Крайслеров» на десять лет.
Dodge Intrepid 1992 г.в.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей