135 лет назад
15 сентября 1881 года родился Этторе Бугатти – выдающийся автомобильный конструктор, создатель одного из наиболее ценных брендов в отрасли. Семья Бугатти традиционно занималась созданием произведений искусства, но Этторе уже в ранней юности увлекся автомобилями и в 16 лет устроился механиком на фирму Prinetti.
В 1901 году он построил свою первую машину, оказавшуюся настолько удачной, что компания De Dietrich приобрела права на ее выпуск, а заодно и взяла в штат создателя. Сменив несколько мест работы, Бугатти через 8 лет основал собственное предприятие в эльзасском городе Мольсхайм. Фирма начинала с чисто гоночных авто, которые быстро вышли на первые роли в европейских гонках. Изящные, быстрые и отлично управляемые машины Bugatti стали едва ли не главной причиной возникновения среди представителей имущих классов моды на спортивные автомобили. Моды, которая не прошла до сих пор. Характерный для Bugatti радиатор в форме подковы стал таким же узнаваемым элементом, как «дорическая арка» Rolls-Royce. Марка шла от успеха к успеху, но в 1939-м в аварии погиб Жан Бугатти, старший сын Этторе. Трагедия морально сломала основателя компании, и дела предприятия стали ухудшаться. Вторая мировая война, а потом и смерть Этторе Бугатти в 1947-м лишили компанию последних опор. В новых социально-экономических условиях все попытки оживить бренд заканчивались неудачей, и в 1963-м производство автомобилей Bugatti завершилось. Как казалось, навсегда.
95 лет назад
21 сентября 1921 года продан первый экземпляр Bentley 3-Litre. Данная модель примечательна не только тем, что это был самый первый автомобиль с крылатой «B» на радиаторе, но и рядом передовых для своего времени технических решений. Bentley 3-Litre считается первым серийным автомобилем, чей двигатель имел по четыре клапана на цилиндр.
Также модель в числе пионеров применения двухкарбюраторной системы питания и системы зажигания с двумя свечами на цилиндр. За счет этих решений Bentley удалось компенсировать избыточный вес машины. Этторе Бугатти даже называл «Бентли» самыми быстрыми грузовиками в мире. Автомобиль и в самом деле был способен на многое, одержав несколько громких гоночных побед, в том числе дважды в Ле-Мане. Типичная для 20-х практика раздельного приобретения шасси и кузова позволила Bentley 3-Litre стать относительным долгожителем. Механическая часть оставалась адекватной вплоть до 1929 года, когда модель-ветеран была окончательно заменена 4,5-литровым наследником.
55 лет назад
21 сентября 1961 года во Франкфурте представлен седан BMW 1500 (заводской код Е115). Первая после войны модель BMW среднего класса и первая, созданная компанией после перехода контроля над ней к семье Квандт, стала и первым шагом к становлению BMW как премиального бренда.
С этого момента баварцы выпускали только технически передовые автомобили с высоким уровнем ходовых качеств и, соответственно, цены. Показатели модели 1500 сейчас могут не впечатлять: 80 л. с. и 148 км/ч максимальной скорости. Но надо помнить, что в те времена редкий двигатель крупносерийного производства выдавал более 50 сил с литра рабочего объема.
Кроме того, компания BMW, что называется, держала руку на пульсе эпохи, и динамические параметры ее моделей улучшались едва ли не каждый год. Так в семействе Е115 появился двухлитровый мотор с отдачей до 130 л. с. Еще более успешной стала укороченная двухдверная «вторая серия», вставшая на конвейер в 1966-м. Сам же седан Е115 является прямым предком знаменитой 5-й серии BMW.
35 лет назад
21 сентября 1981 года начались продажи Isuzu Trooper. Это была первая в истории попытка создания внедорожника среднего класса, сочетающего хорошую проходимость с комфортом, приближенным к массовым легковым моделям.
Впрочем, Trooper явно больше тяготел к классическим рамным джипам. Особенно это стало заметно на фоне появившихся позже конкурентов: Mitsubishi Pajero, Nissan Pathfinder и тем более Land Rover Discovery. В сравнении с ними Isuzu был слишком грубым и медлительным. Предпринимаемые шаги по модернизации каждый раз оказывались недостаточными, что несколько удивительно, ведь японская марка входит в состав отнюдь не бедной корпорации GM. В конце 80-х соперником «Трупера» была уже скорее Toyota 4Runner, созданная на основе утилитарного пикапа. И это заставило полностью пересмотреть концепцию автомобиля при смене поколений: обновленный Trooper был заметно мощнее, комфортабельнее и элегантнее на вид. Машина второго поколения вышла в свет в 1991 году, продавалась под множеством марок по всему свету и добилась несколько большего успеха.
30 лет назад
14 сентября 1986 года корпорация General Motors представила модель Cadillac Allante. Ведущая марка GM переживала худший период в своей истории. «Кадиллаки» 80-х воспринимались как «пенсионерские» автомобили, и бренд неуклонно терял позиции под натиском «Мерседеса» и «Ягуара».
Двухместный Allante как раз должен был конкурировать с SL-классом. Признавая недостаток собственной компетенции, американцы поручили разработку дизайна итальянскому ателье Pininfarina. Узкая специализация модели предполагала невысокие тиражи, но позволяла без зазрения совести выставить заоблачную отпускную цену. Поэтому решили, что кузова будут монтировать на доставленные из США рамы на площадях Pininfarina, а затем отправлять автомобили назад для окончательной сборки. Длина получившегося «конвейера» составляла около 9000 миль. Все расходы на грузовые авиаперевозки GM перекладывала на покупателей Allante. В 87-м автомобиль стоил 54 700 долларов – в два с лишним раза дороже Eldorado. Правда, и оснащение у Allante было на самом высшем уровне, и мотор за счет применения многоточечного впрыска оказался ощутимо мощнее, чем у прочих «Кадиллаков».
Со временем модель совершенствовалась, росла мощность и, естественно, цена. Продавать по 8000 штук в год, как планировали изначально, не выходило. Лучшим стал последний для Allante, 1993 год, когда модель первой в линейке «Кадиллака» получила революционный пакет Northstar, состоявший из 32-клапанного V8 с двумя распредвалами на блок, АБС, противобуксовочной системы и подвески с регулируемой жесткостью. Но даже тогда покупателей нашли лишь 4670 машин.
И пусть Cadillac Allante не изменил кардинально расстановку сил в престижнейшей части американского рынка, он хорошо послужил в качестве экспериментальной платформы для обкатки ряда важных технических решений, опираясь на которые «Кадиллак» начал в середине 90-х свое возрождение.
25 лет назад
15 сентября 1991 года в 110-й день рождения Этторе Бугатти состоялась премьера суперкара Bugatti EB110. Итальянский бизнесмен Романо Артиоли вложил огромные деньги в возрождение марки и ее перенос на историческую родину основателя. Для работы над машиной были наняты ведущие специалисты со всей Европы, а дизайн кузова отдали не кому-нибудь, а Марчелло Гандини. В техническом плане EB110 оставлял далеко за флагом любого тогдашнего соперника.
Двигатель V12 с пятью клапанами на цилиндр и парой турбокомпрессоров на каждый блок был закрыт прозрачной крышкой, чтобы каждый мог полюбоваться на этот шедевр. С 3,5 литра выходило 560 л. с., что позволяло достигать 342 км/ч. Специально для этой модели компания Elf разработала особо эффективную технологию смазки, а фирма Michelin создала уникальные шины, обеспечивающие максимальное сцепление при длительных экстремальных нагрузках. Артиоли не хотел ограничиваться единственной моделью, вложившись в разработку суперседана EB112 и покупку английской компании Lotus, славной своими инженерными кадрами. Но случившаяся в 95-м девальвация итальянской лиры (по мнению Артиоли, к этому были причастны его конкуренты из Ferrari) привела к резкому удорожанию импортируемых деталей, а значит, и готовых машин. Очень скоро Артиоли оказался не в состоянии обслуживать кредиты и был вынужден продать компанию. Только когда Bugatti вошла в состав группы Volkswagen, бренд получил надежную финансовую подпитку и встал на первое место в иерархии престижных марок группы, включающую теперь такие легендарные имена, как Bentley и Lamborghini.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей