Рассмотрим 10 причин тяжелых аварий.
Эксперты Межрегионального Общественного Центра (МОЦ) «За безопасность российских дорог» выявили основные причины аварий с тяжелыми последствиями. Исследование проводилось на основе анализа данных, полученных от водителей, владеющих видеорегистраторами и ставших свидетелями или участниками ДТП. Было обработано 1500 видеороликов, размещенных водителями на различных интернет-ресурсах в течение 2012–2013 гг. Задачей экспертов было разобраться, что стоит за стандартными формулировками, наиболее часто встречающимися в протоколах с мест ДТП, такими, в частности, как «водитель в состоянии опьянения не справился с управлением». Данные ГИБДД – это фиксация дорожных происшествий, а эксперты МОЦ поставили цель найти их причины.
Группа «Опасные ментальные установки»
* Водители не считают собственную безопасность или безопасность окружающих приоритетом. Преобладают совершенно иные ценности: успеть, проскочить, не застрять, прорваться, то есть кратковременные, сугубо эгоистичные тактические цели. Зачастую такие мотивы усугубляются мигалкой на крыше, дорогим автомобилем или «правильными корочками» в кармане.
* Неоправданно оптимистичный и поверхностный взгляд на проблемы аварийности. Водители с удовольствием смеются, негодуют или сожалеют, глядя на чужие аварии, но при этом вытесняют из собственного сознания возможность оказаться в аналогичной ситуации.
* Завышенное мнение о собственных водительских способностях. Отсутствие желания самосовершенствоваться на курсах дополнительной водительской подготовки. Людям просто жаль тратить время и деньги на то, «что они и так знают».
Группа «Неправильная тактика поведения на дороге»
* Неправильная оценка последствий превышения скорости.
Многие водители не в состоянии ощутить прямую связь между скоростью, которую они выбрали, и тяжестью аварии, в которую они попали, поскольку внутри автомобиля возникает ложное чувство защищенности.
* Незнание «элементарной физики», которое приводит к несоблюдению дистанции до впередиидущего транспортного средства.
«Ведущий» автомобиль естественным образом тормозит раньше, чем «ведомый». Следовательно, скорость «ведомого» всегда будет быстрее. Между тем тормозной путь зависит от скорости квадратично. Значит, у «ведомого» автомобиля не только выше скорость, но и гораздо длиннее тормозной путь. Это аксиома, которую, к сожалению, многие понимают только на собственных ошибках. Со стороны кажется, что автомобили едут параллельно, отсюда легко сделать ложный вывод, что и тормозить они будут также синхронно. Эта ошибка многим стоила слишком дорого еще и потому, что даже безобидный удар сзади может дестабилизировать оба автомобиля и привести к катастрофе.
* Пренебрежение контролем за слепыми зонами.
Мировые автопроизводители хорошо знают эту проблему, и поэтому в качестве опции уже давно предлагают «электронный контроль слепых зон». Основная масса автовладельцев не в состоянии эту опцию использовать по финансовым причинам. Однако для безопасной, с данной точки зрения, езды нужно всего лишь быть более внимательным.
* Нежелание предупреждать окружающих о своих маневрах.
В странах СНГ все еще велик процент людей, не пользующихся указателями поворота и не считающих нужным производить торможение заранее, с запасом, чтобы это не стало неожиданностью для соседей по полосе. Около 50% водителей, по данным недавнего опроса пользователей сети, отказываются сигнализировать о перестроении, потому что у них «нет на это времени».
Группа «Непрофессиональная техника вождения»
* Резкое маневрирование (разгон, руление) на границе потери управляемости. Отсутствие развитой культуры так называемых «трек-дней», когда водители на выходных могут почувствовать возможности своего автомобиля на закрытой территории, заставляет автовладельцев превращать в трек обычную дорогу. Нарушение правил маневрирования стабильно значится в числе самых распространенных причин аварий в СНГ.
* Опасный обгон.
Неумение водителей производить обычный маневр заставляет задуматься о качестве их подготовки. Особенно настораживает факт, что многие не в состоянии определить, когда можно обгонять, а когда не следует, например, в закрытом повороте или в условиях недостаточной видимости.
* Непрофессиональная борьба с заносом и сносом, особенно в условиях скользкого покрытия. Данный навык прекрасно прививается в школах контраварийного вождения. Однако для многих автолюбителей данные услуги слишком дороги.
Комментарий…
Мы расположили причины тяжких аварий, исходя из их приоритета. Ментальные установки стоят вначале, поскольку являются коренными причинами тяжелых аварий. Техника вождения – в конце списка, поскольку, оказывая серьезное влияние на общий аварийный фон, делает это опосредованно.
В целом наше исследование дает основания сделать вполне определенный вывод о том, что большинство аварий происходит из-за эгоизма и заблуждений. Многие водители не чувствуют себя «в потоке» вместе со всеми остальными участниками дорожного движения. Каждый едет сугубо отдельным образом, в собственной реальности.
Исследования предоставлены Межрегиональным Общественным Центром «За безопасность российских дорог»