25 ноября, 2024

Урок американской автоистории

Один академический час – примерно столько у нас было времени на знакомство с автомузеем Automobile driving museum в Лос-Анджелесе. Немного, при этом, откровенно говоря, знакомство выпало абсолютно случайно, но тем приятнее и интереснее было прикоснуться к живым свидетелям великой американской автомобильной истории.

Что ж, господа, надо торопиться, иначе не успеем ознакомиться со всей экспозицией! Она, хоть и не слишком большая, но очень содержательная и не без затей. Проходы, вдоль которых рядами выстроились экспонаты, стилизованы под старые улицы с соответствующими ушедшей эпохе приметами, например, автоматами для оплаты парковки и другим антуражем ретро. Впрочем, все декорации меркли на фоне главных героев – классических автомобилей 1910–1960 годов! Среди них были по-настоящему ценные, и даже бесценные экземпляры. Итак, вперед…

У входа снаружи посетителей встречает несколько колоритных машин, запросто припаркованных на обочине и тротуаре. Среди них выделяются кабриолет Chevrolet Bel Air 1957 года и двухдверный седан Ford Edsel 1959 года.

В павильоне, прежде всего, глаз выхватил модели легендарной марки Packard, 12-цилиндровые моторы которой вдохновляли самого Энцо Феррари, а одним из поклонников «Паккарда» был Иосиф Сталин. Кстати, изначальным прототипом его знаменитого бронированного ЗИС-115 был именно Packard, модель 180. Среди «Паккардов» особо отметим четыре экземпляра.

Packard626 Speedster 1929 012012

Во-первых, колоритный красный родстер Standard 8 1936 года, выпускавшийся с 1935 года. Под его капотом – рядная «восьмерка» мощностью 130 л.с. Всего автомобилей этой модели было выпущено 4781. Заводская цена Packard Standard 8 была $2370.

PackardStandard8 012012

Классом выше – бежево-бордовый туринг-кабриолет флагманской модели V12. Данное поколение выпускалось с 1935 года, а увиденный нами образец был выпущен в 1937 году. Его 12-цилиндровый двигатель развивал 175 л.с. Внимания заслуживают и независимая передняя подвеска автомобиля и гидравлические тормоза на всех колесах. Общий тираж модели – 1300 штук. Заводская цена – $5680 – более чем вдвое дороже прайса Standard 8.

PackardV12 012012

Еще один интересный Packard – щегольской спортивный Speedster на шасси модели 626 1929 года. Он выделяется не только кузовом, но и оригинальными вертикально-вытянутыми фарами.

PackardParisian500Custom 012012

И, наконец, нас просто пленило потрясающе элегантное купе Parisian 500 Custom класса Grand Tourer. Это одна из трех машин, построенных энтузиастами в Калифорнии по паккардовским эскизам начала 50-х годов работы итальянского ателье Pininfarina, которые так и не воплотились в серийном производстве. В основу Packard Parisian легла модель 250-й серии 1952 года.

Еще один писаный красавец, но уже марки Auburn, – красный 852 SC Speedster с кузовом типа boattail, выпускавшийся в 1936–1937 годах. Этот любимец звезд Голливуда оснащен рядной «восьмеркой» объемом 4,6 л с нагнетателем (о чем свидетельствуют надписи Supercharged по бокам огромного капота) и способен разгоняться до 100 миль в час (160 км/ч).

Auburn852 SCSpeedster 012012

Следующий любопытный экспонат – Chrysler Airflow 1934 года. Это первый американский массовый автомобиль, дизайн которого проектировался с учетом аэродинамики, что заметно по его обтекаемому кузову. Впрочем, очень низкий для тех времен коэффициент сопротивления воздуха не помог Airflow снискать популярность: консервативные американские покупатели не приняли модель, сочтя ее внешность отталкивающей.

Chrysler Airflow1934 012012

Еще один, куда более колоритный, на наш взгляд, автоперсонаж – Studebaker Land Cruiser 1950 года. Старый тезка куда более известного «Лэнд Крузера» удивил не столько «авиареактивным» соплом по центру передка, сколько просто-таки гигантским противосолнечным козырьком, установленным снаружи над лобовым стеклом. Эта забавная v-образная конструкция закреплена на шарнирах и регулируется по высоте. Словом, солнечный удар пассажирам этого «Студебекера» не грозил…

StudebakerLandCruiser 012012

Немало в экспозициях музея и «Фордов». Начнем со скромной «Жестянки Лиззи» и великого «Автомобиля XX века» в одном лице – Ford T. Первая машина конвейерного производства, поставившая Америку на колеса, выпускалась с различными доработками с 1909 по 1927 годы, разойдясь в количестве около 15 миллионов штук.

FordT 012012

Заметили мы и родстер 1915 года с 4-цилиндровым двигателем объемом 2,9 л мощностью 20 л.с. Кстати, этот мотор производился вплоть до 1941 года. В 15-м году такой автомобиль стоил $440. Припаркованный рядом успешный преемник модели Т, Ford A 1931 года стоил на 15 «зеленых» дороже и выпускался лишь с 1928 по 1931 годы, но это не помешало ему достичь объема продаж почти в 5 миллионов экземпляров.

Ford Thunderbird1961 012012

Кабриолет Ford Thunderbird 1957 года не был столь любим массами, зато выглядел куда более привлекательно. Мы убедились в этом на примере варианта со съемным жестким верхом, а также рассмотрев более позднюю модель 1961 года.

Ford Thunderbird 1957 012012

Пробегая в спешке по «улицам» музея, выхватили взглядом из «толпы» классических «американцев» стильный довоенный лимузин Stutz с заниженной крышей и виниловым покрытием кузова (древний аналог современной матовой пленки!), пузатый Nash Statesman 1951 года с закрытыми колесами, симпатичный двухдверный De Soto, огромный белый кабриолет Cadillac Eldorado 1959 года и несколько «Линкольнов», в том числе стильный лимузин Continental с открывающимися против хода задними дверями.

Stutz 012012

Statesman 012012

DeSoto 012012

Lincoln 012012

DeLorean DMC 012012

Заметили и одного представителя 80-х – культовый DeLorean DMC-12, героя бессмертной кинотрилогии «Назад в будущее». Наружные панели его низкого стремительного кузова от гениального Джорджетто Джуджаро выполнены из полированной нержавейки. Неудивительно, что большинство из сделанных с 1981 по 1983 годы 9000 DMC-12 до сих пор в целости и сохранности. Знаменитые подъемные двери у музейного экземпляра открываются со скрипом, но кожаный салон в неплохом состоянии. В центре автомобиля расположен 2,8-литровый двигатель V6 с отдачей 130 л.с. Кстати, несмотря на то что марка DeLorean была американской, ее производство располагалось в Северной Ирландии.

Austin Healey 012012

Занесло сюда и несколько «англичан» – маленьких спортивных родстеров MG, Morgan и Austin Healey.

MGMorgan 012012

Самые же ценные экспонаты расположились за стеклом. К ним, к великому сожалению, не пускали, так что пришлось фотографировать через стеклянное заграждение.

Обязательно хочется отметить две выдающиеся машины. Американский Tucker Torpedo, или просто Sedan 1948 года, задумывался Престоном Такером как «самый совершенный автомобиль в мире». И что вы думаете? Он удался на славу! Неординарный дизайн, передовая конструкция – его отличные характеристики. Экстерьер запоминается обтекаемыми формами, тремя фарами (одна по центру поворачивается вместе с колесами, освещая повороты) и шестью выхлопными патрубками. Просторный салон вмещает как минимум шестерых. Компоновка не тривиальная – заднемоторная, спереди расположен вместительный багажник. Да и сам силовой агрегат необычный: адаптированная для автомобиля вертолетная (!) оппозитная «шестерка» объемом 5,5 л и мощностью 166 л.с., работающая в паре с 4-ступенчатой «механикой» с электромагнитным переключением небольшим джойстиком на рулевой колонке. Подвеска полностью независимая, на торсионах. Тормоза дисковые. Это чудо техники разгонялось до «сотни» за 10 секунд и могло набирать скорость до 200 км/ч. К сожалению, был выпущен только 51 Torpedo. Стараниями «Большой тройки» американских автопроизводителей, на фоне устаревшей продукции которой Tucker смотрелся как космический корабль, молодая автокомпания была несправедливо лишена репутации и финансирования. Сейчас Tucker Torpedo оценивается примерно в $1,2 миллиона. Но тот, что выставлен в Automobile driving museum, еще дороже. Это личный автомобиль мистера Такера.

TuckerTorped 012012

Еще одно сокровище – британский Jaguar XKSS 1957 года – дорожная версия прославленного гоночного D-Type, победителя гонки «24 часа Ле Мана». Было построено всего 16 экземпляров XKSS, большинство из которых продали в США по баснословной для того времени цене – $7000 (в Англии родстер стоил 3878 фунтов). Одним из владельцев этой модели был культовый американский киноактер, знатный автомобилист и отличный водитель Стив Мак Куин. В 2003 году один Jaguar XKSS был куплен на аукционе за $1,1 миллиона.

JaguarXKSS 012012

Текст: Диаз Абылкасов, фото автора
Алматы – Лос-Анджелес – Алматы

Похожие статьи

Ноябрь в истории автопрома

admin

За праздником – к профессионалу!

admin

Октябрь в истории автопрома

admin

Джорджетто Джуджаро: дизайнер века

admin

Сентябрь в истории автопрома

admin

Август в истории автопрома

admin