135 лет назад
5 февраля 1880 года родился Габриэль Вуазен – выдающийся французский конструктор, один из пионеров авиации, после Первой мировой променявший ставшие орудием убийства самолеты на, как ему казалось, более мирные автомобили. Вуазен – один из тех, кому автомобильная Франция обязана своей межвоенной репутацией страны-производителя неординарных машин высокого класса. Будучи инженером с авиационной «культурой веса» и недюжинными познаниями в аэродинамике, Вуазен широко использовал алюминиевые сплавы, выпуская автомобили легкие, быстрые и внешне экстравагантные. В качестве силовых установок он делал ставку на бесклапанные двигатели «Найта» с их бесшумной и плавной работой. Но Великая депрессия 30-х ударила по рынку дорогих машин (а автомобили Voisin стоили ощутимо дороже одноклассников от Bugatti), приведя к банкротству множество мелких фирм. Компания Voisin не стала исключением. Сам Габриэль Вуазен лишь однажды вернулся к проектированию автомобилей, разработав в конце 40-х предельно простую и дешевую 200-кубовую машинку Biscuter, производство которой развернули в Испании.
80 лет назад
15 февраля 1935 года в Берлине представлен Opel Olympia. Автомобиль получил имя в честь Олимпийских игр, которые тогда принимала столица Германии, и на его радиаторной решетке красовалась эмблема с изображением Дискобола. Можно сказать, что Opel Olympia стал первым официальным автомобилем в практике Олимпиад.
Как игры явились величайшим событием для Германии, так и Olympia стала большим шагом вперед для марки Opel. Первый в ее истории кузов несущего типа отвечал самым современным представлениям об аэродинамике, а передняя подвеска была независимой – ее сделали по экзотической схеме Дюбонне.
Конструкция Olympia оказалась настолько удачной, что модель смогла «вытянуть» Opel в тяжелые послевоенные годы.
В 1950-м случился серьезный рестайлинг, и в обновленном виде автомобиль собирали еще 7 лет, после чего он уступил место модели Rekord.
60 лет назад
10 февраля 1955 года состоялся дебют Chrysler C-300. Этот автомобиль по сути являлся омологацией гоночной машины корпорации «Крайслер» для чемпионата NASCAR. Под капотом стоял мотор V8 объемом 5,4 л, выдававший 300 л.с. с помощью двух четырехкамерных карбюраторов и полусферических камер сгорания. Именно в честь покорения этого заветного рубежа (первый среди серийных авто США) автомобиль и был назван.
В отличие от гоночного прообраза, серийный «трехсотый» был еще и очень комфортабельным и богато оснащенным автомобилем, а скромный тираж только повышал престиж модели. Не подкачала и внешность, ставшая квинтэссенцией нового корпоративного стиля, который реклама называла «видом на 100 миллионов долларов».
Яркое и дорогое купе каждый год получало обновления и очередную, следующую по алфавиту букву после названия модели. Однако уже с 1959 года началось сближение «трехсотых» с крупносерийными моделями. Автомобиль постепенно терял индивидуальность, и в 65-м производство прекратили.
В дальнейшем индекс 300 нередко использовался «Крайслером» как апелляция к славному прошлому. Нынешний флагман корпорации тоже называется 300, хотя и существует лишь в форме не самого изящного седана.
60 лет назад
26 февраля 1955 года в Лейпциге продемонстрирована микролитражка Zwickau P70. Машина представляла собой развитие довоенных моделей DKW, что предполагало передний привод с поперечно расположенным в переднем свесе двухтактным двигателем, механические тормоза и деревянную раму в качестве несущего элемента кузова. Наружные панели восточногерманские инженеры придумали делать из дуропласта. В отличие от стеклопластика этот материал поддавался штамповке, а значит, долговечность и легкий вес сочетались с дешевизной производства. Наружные панели крепились к деревянному каркасу, смонтированному на раме. Такое решение позволило без серьезных затрат расширить линейку за счет универсала и купе.
Несмотря на весьма примитивную конструкцию, P70 был признан слишком дорогим для массового производства, поэтому век модели оказался недолгим. Фактически Zwickau послужила испытательным полигоном для более технологичного «Трабанта», дебютировавшего через два с половиной года и уже реально «посадившего на колеса» ГДР.
40 лет назад
28 февраля 1975 года сыграл премьеру AMC Pacer. Будучи самой слабой из автопроизводителей США, корпорация American Motors была вынуждена отдавать приоритет нестандартным решениям. Новый Pacer («иноходец») рекламировали как «первый широкий малый автомобиль». При длине едва за 4,3 м машина была так же широка, как и типовой американский «фуллсайз» тех лет. Таким образом, авто субкомпактной длины имело те же размеры салона, что и флагманы «большой тройки». Плюс исключались затраты на переоборудование сборочной линии, настроенной ранее на полноразмерные седаны.
Кузов «иноходца» отличался продуманностью: большая площадь остекления (из-за чего модель прозвали «летающим аквариумом») способствовала хорошему обзору; багажная дверь в полную высоту кузова облегчала погрузку, а правая пассажирская дверь, которая была длиннее левой, позволяла с легкостью проникнуть на задний диван.
Pacer планировался еще более авангардным: предполагалось покупать у GM роторные двигатели Ванкеля. Однако эти прожорливые моторы стали неуместными в годы топливного кризиса, и пришлось AMC ставить на Pacer архаичные рядные «шестерки» – тяжелые, маломощные и токсичные. Такой выбор двигателей создал проблемы с разгоном и управлением. Попытка оснащать Pacer мотором V8 только усугубила ситуацию. Репутация оригинального авто оказалась подпорченной, так что Pacer продержался на конвейере всего 5 лет. Лишь в новом веке эту машину стали ценить высоко, и она постепенно приобрела коллекционную привлекательность.
35 лет назад
17 февраля 1980 года начат серийный выпуск первого поколения Fiat Panda. Модель задумывалась как современный «крестьянский автомобиль»: простой, доступный и надежный, способный доставить на сельскую ярмарку груз овощей с фермы. В общем, Citroen 2CV, с поправкой на 30 лет эволюции отрасли.
В конструкции «Панды» применялись проверенные временем решения; взаимозаменяемость механических компонентов с другими «Фиатами» была близкой к 100 %. С самого начала предлагалось несколько вариантов модели, в частности можно было выбрать двух- или четырехцилиндровый мотор. Позднее гамму пополнили полноприводная модификация, коммерческий фургон, дизельный двигатель, бесступенчатая трансмиссия-вариатор и даже электромобиль. С вводом норм «Евро-1» машину окончательно перевели на электронный впрыск и оснастили каталитическим нейтрализатором выхлопа.
В 1996 году дальнейшее совершенствование заслуженной модели признали нецелесообразным. Экспорт «Панды» прекратился, но в Италии сборку продолжали еще 7 лет, поскольку в не самой богатой стране бюджетная модель без проблем с запчастями все еще находила покупателей.
Лишь в 2003-м было выпущено второе поколение Fiat Panda – автомобиль уже, скорее, городской.