12 декабря, 2025

Безопасность на зимней дороге

С наступлением холодов автодороги становятся сложными – на них ложится снег или появляется лед. С первыми морозными ночами существенно возрастает риск аварий. Что же необходимо знать о движении по зимней дороге и какие меры помогут в таких условиях чувствовать себя увереннее за рулем?

Прежде всего стоит иметь в виду, что опасность может быть едва заметна. Переход от мокрого до гололедного состояния асфальта происходит за считаные секунды. Более того, проблема не всегда проявляет себя зримо, так как асфальт может казаться вполне безопасным, но в движении способен преподнести неприятный сюрприз. Изморозь или гололед часто образуются при температурах, близких к нулю, особенно в низинах, на затененных участках дороги. Чрезвычайно опасен для водителей так называемый ледяной дождь, когда на холодном ветру вода мгновенно образует натечный ледяной покров, гладкий как стекло.

Водителям следует быть особенно внимательными на мостах, эстакадах и съездах, которые остывают быстрее и первыми покрываются льдом. Северные склоны часто остаются скользкими тогда, когда остальные участки дороги уже оттаяли. Также опасны колеи, гребни и съезды с поворотов, кольцевые развязки, пешеходные переходы и подъезды к светофорам. Примерно за 200-300 метров до светофора с красным сигналом можно убрать ногу с педали газа и доехать до перекрестка по инерции. Так же, отпустив педаль газа, можно входить в повороты. На автомобиле с мануальной КПП не следует в эти ответственные моменты выжимать сцепление.

Снегоочистители и пескоразбрасыватели – широкие, тяжелые машины. Понятно, что перед ними и за ними сцепление с дорожным покрытием может быть резко различным. Обгоны таких машин рекомендуется совершать только с достаточным запасом свободного пространства. Серьезную опасность представляют снежные и ледяные пласты, падающие с крыш грузовиков. Снег и лед с этих высоких машин прилетает как под колеса, так и на ветровое стекло идущих позади транспортных средств. На подъемах или на крутых поворотах всегда существует вероятность встречи с застрявшими автомобилями. В сумерках и ночью на трассах увеличивается вероятность встречи с дикими животными. Пешеход, пересекающий дорогу зимой, тоже может внезапно поскользнуться и упасть. Поэтому водитель всегда должен быть готов к торможению. Необходимо при этом учесть, что срабатывание антиблокировочной системы зимой значительно увеличивает тормозной путь.

Еще один угрожающий фактор зимнего вождения – ухудшение видимости ввиду тумана, густого снегопада, оледенения или запотевания стекла автомобиля. Низкое зимнее солнце может быть особенно слепящим. В таких условиях дорожные знаки и обочины часто видны лишь смутно, а разметка полос движения иногда вообще не просматривается. Туман не только ухудшает видимость, но и может образовывать наледь на фарах, камерах и датчиках автомобиля.

Физика взаимодействия шин с холодной дорогой неумолимо диктует свои правила: холодные шины обеспечивают автомобилю значительно худшее сцепление с асфальтом, пока не достигнут рабочей температуры. А еще низкие температуры снижают давление в шинах, поэтому необходимы регулярные проверки этого параметра в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.

Перед тем как отправиться в путь, необходимо тщательно очистить автомобиль от снега и льда, прогреть салон, чтобы добиться хорошего кругового обзора. Важно убедиться в том, что исправны дворники, в бачок залит зимний омыватель, корректно работают обдув и обогрев. Перед поездкой необходимо очистить камеры и датчики адаптивного круиз-контроля, системы экстренного торможения и системы удержания полосы движения.

Низкие температуры увеличивают нагрузку на аккумуляторную батарею, ведь к электросети зимой подключены мощные потребители, такие как система обогрева и вентиляции, подогрев рулевого колеса и сидений, обогреватель заднего стекла. Поэтому нелишне будет приобретение к зимнему сезону пуско-зарядного устройства – они сейчас стали весьма доступны и не занимают много места. Тревогу автовладельца зимой должны вызывать проблемы с запуском двигателя, мерцание фар или сообщения об ошибках, которые указывают на необходимость замены аккумуляторной батареи.

Если вам предстоит съезд с асфальтированной дороги на проселочную, то имеет смысл положить в багажник лопату, мешок с песком и даже колесные цепи. Житейская практика показывает, что выбраться из сугроба порой помогает кусок старого ковра или паласа. В условиях недостаточной видимости важно не только контролировать окружающее пространство, но и сделать заметным свой автомобиль: двигаться с включенными фарами и противотуманными фонарями. При вынужденных остановках не стоит забывать о включении аварийного освещения и об установке знака аварийной остановки.

Управление автомобилем зимой существенно отличается от управления в другие сезоны. Системы помощи водителю, такие как антиблокировочная система (ABS) и система курсовой устойчивости (ESP), в критических ситуациях стабилизируют автомобиль, но они не способны игнорировать законы физики. Поэтому водитель на зимней дороге должен действовать предусмотрительно. Необходимо держать дистанцию, примерно вдвое большую, чем в сухую пору года. На подъемах и спусках нужно правильно выбрать скорость, чтобы как можно реже переключать передачи, имея при этом надлежащую тягу. Даже когда разрешенная скорость равна 60 км/ч, зимой стоит двигаться со скоростью не больше 40–50 км/ч. На спусках не стоит жать педаль тормоза, лучше применять торможение двигателем. Маневры следует совершать без резких поворотов рулевого колеса. Водитель должен заранее снижать скорость, приближаясь к перекресткам, светофорам, кольцевым развязкам, к пешеходным переходам, а также на подъемах и спусках. Начинать движение необходимо плавно, чтобы не допустить пробуксовки колес на льду, полирования поверхности. И, конечно же, ничто так не сказывается на безопасности движения, как строгое соблюдение скоростного режима. Особенно осторожно нужно обгонять длинномерные транспортные средства, которые создают за собой вихревые потоки, способные влиять на траекторию движения автомобиля, следующего позади.

Двигаться по заснеженной и обледенелой дороге помогут подходящие шины. Минимальная глубина протектора для зимних шин составляет четыре миллиметра. Ниже этого значения сцепление на снегу заметно ухудшается. Если вы намерены часто двигаться по заснеженной дороге, то, готовя машину к зиме, лучше приобрести так называемые липучки или шины с шипами. Шипованная резина предназначена для улучшения сцепления со льдом, но, когда асфальт присыпан снегом, шипы менее эффективны.

Водитель должен знать, что стратегия экстремального вождения на автомобилях с передним, задним или полным приводом отличается характером заноса и выходом из него. Заносом называют положение, когда задняя часть автомобиля стремиться обогнать переднюю и машину начинает разворачивать поперек траектории движения или даже закручивать. Интуитивная реакция на занос может быть абсолютно неправильной, но, что бы ни случилось, нельзя резко нажимать на педаль тормоза или крутить рулевое колесо. При заносе переднеприводного автомобиля опытный водитель слегка добавляет газу. На заднеприводном – водитель газ сбрасывает, не нажимая на тормоз. Находясь в заносе, необходимо повернуть руль в сторону заноса. Если автомобиль начал кружиться, то целесообразно выровнять колеса, так вращение прекратится быстрее. На педаль тормоза, двигаясь по скользкой дороге, нужно нажимать импульсно. Колеса автомобиля в процессе торможения нужно держать в положении «прямо».

Еще одна особенность движения зимой – безопасная парковка автомобиля. Старайтесь не оставлять машину там, где она может помешать маневрированию других транспортных средств. Следите, чтобы на парковке автомобилю не угрожали сверху наледи и сосульки.

Если есть возможность, то навыки контраварийного вождения лучше отработать заранее на специально предназначенном для этого полигоне под руководством инструктора. Там же стоит потренироваться в оснащении машины колесными цепями, чтобы эта процедура не вызвала затруднений в «боевых» условиях.

Не забывайте, что оснащение автомобиля вспомогательными средствами диктуется не только законом, но и здравым смыслом. Пусть ваша зимняя дорога будет безопасной и приносит лишь положительные эмоции.

Текст: Илья Фарбер, фотоматериал редакции

Похожие статьи

Готовимся к холодам

admin

Шаг навстречу культуре движения

admin

Правила зимнего торможения

admin

Ездить «на лампочке» – себе дороже

admin

Слушали. Думали. Тушили

admin

На зимнюю дорогу – лишь с холодным рассудком

admin