К концу десятилетия Mercedes-Benz готовится полностью «перейти на электричество». В руководстве концерна с уверенностью заявляют, что к 2022 году Mercedes будет иметь аккумуляторные электромобили (BEV) во всех сегментах, в которые осуществляются поставки. А начиная с 2025 года архитектуры транспортных средств бренда будут только электрическими.
Ускоренная трансформация – вопрос непростой и, конечно же, тесно связанный с рентабельностью. В сегменте люксовых автомобилей переломный момент может оказаться особенно чувствительным, поэтому уже сейчас этот шаг подталкивает к глубокому перераспределению капитала – технологического, интеллектуального, кадрового и материального.
Чтобы облегчить этот переход, в Mercedes-Benz разработали комплексный план, предусматривающий значительное ускорение исследований и разработок – инвестиции в аккумуляторные электромобили с 2022 по 2030 год составят более 40 миллиардов евро.
Три платформы для электротранспорта станут «китами» бренда: MB.EA – для массово выпускаемых серийных легковых машин, AMG.EA – для высокопроизводительных электромобилей линейки Mercedes-AMG, VAN.EA – для электрических фургонов и легких коммерческих автомобилей. Целевые программы концерна предусматривают достижение доли электромобилей в портфеле до 50% к 2025 году.
Чтобы объединить планирование, разработку, закупки и производство под одной крышей, Mercedes-Benz усилит вертикальную интеграцию. Помимо этого руководством концерна запланировано приобретение британской компании по производству высокопроизводительных электродвигателей YASA. При этом электродвигатели собственного производства, такие как eATS 2.0, также являются ключевым компонентом стратегии, в которой особое внимание уделяется эффективности и общей стоимости всей системы, включая инверторы и программное обеспечение.
Ожидается, что ключевую роль в ускорении стратегии электрификации Mercedes-Benz будет играть Китай как крупнейший в мире рынок новых транспортных средств и как страна, в которой сосредоточены сотни компаний-производителей и поставщиков, специализирующихся на компонентах электромобилей и на программных технологиях. В разработке батарей Mercedes-Benz намерен сотрудничать и с новыми европейскими партнерами. Это, по мнению специалистов концерна, гарантирует, что Европа останется в центре автомобильной промышленности даже «в эпоху диктатуры электричества». Mercedes-Benz объединяет усилия с немецкой компанией GROB, мировым лидером в области производства инновационных аккумуляторов и систем автоматизации. Сотрудничество будет налажено и с американскими партнерами. В частности, Mercedes-Benz намерен работать с компанией Sila Nano над дальнейшим увеличением плотности энергии за счет использования кремний-углеродного композита в аноде.
Mercedes-Benz планирует вместе со своими партнерами построить по всему миру восемь заводов для производства элементов, использующихся в гигаваттных батареях. Это будет существенным дополнением к сети из девяти заводов по производству аккумуляторных систем. Аккумуляторы следующего поколения будут строго стандартизированы, это позволит использовать их более чем в 90% всех автомобилей Mercedes-Benz. В Куппенхайме (Германия) планируется построить новый завод по переработке аккумуляторов.
Концерн планирует также развивать зарядную инфраструктуру. Стандарт Plug & Charge позволит клиентам подключать, заряжать и отключать автомобили без дополнительных шагов, необходимых для аутентификации транспортного средства и обработки платежей. По плану концерна к 2025 году в Европе, Китае и Северной Америке будет работать свыше 30 000 зарядных устройств, в том числе более 10 000 устройств высокой мощности.
В настоящее время инженеры Mercedes-Benz активно разрабатывают Vision EQXX – электромобиль с запасом хода более 1000 километров при нормальной скорости движения по шоссе. Многопрофильная команда быстро продвигается к амбициозной цели. Как ожидается, мировая премьера состоится в 2022 году.
Очевидно, что технологический переход невозможен без кадровой поддержки, и поэтому Mercedes-Benz продолжит реорганизацию своей рабочей силы, используя обширные схемы переквалификации, досрочного выхода на пенсию, а также выкупа акций. TechAcademies будет предлагать обучение для получения перспективных квалификаций. В 2020 году около 20 000 сотрудников в Германии уже прошли подготовку по вопросам электронной мобильности. Для реализации планов по разработке операционной системы MB.OS в мире будет создано 3000 новых рабочих мест для разработчиков программного обеспечения.
Действенным рычагом в увеличении чистой выручки на единицу продукции является для концерна увеличение доли люксовых электромобилей, таких как модели Mercedes-Maybach и Mercedes-AMG, при одновременном усилении прямого контроля над ценообразованием и продажами. До 2026 года концерн снизит инвестиции в двигатели внутреннего сгорания и подключаемые гибридные технологии на 80% по сравнению с уровнем вложений до 2019 года.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал Daimler AG