70 лет назад
28 сентября 1949 года дебютировал седан Rover 75, первенец серии P4. Эта машина наряду с внедорожником Land Rover заложила фундамент для возвышения фирмы до уровня одного из лидеров европейского автомобилестроения третьей четверти ХХ века. После войны Британия нуждалась в твердой валюте, и большинство новых машин создавалось в расчете на экспорт в США. Поэтому «Ровер» получил понтонный кузов, немного похожий на тогдашние «Студебекеры», нарисованные знаменитым Раймондом Лоуи. Посередине носовой решетки у 75-го стояла противотуманная фара, из-за которой машину прозвали «циклопом». Вскоре выяснилось, что мощная лампа провоцирует перегрев мотора, и в 52-м ее убрали. К тому моменту стало ясно, что 75-й слишком мал на американский вкус, экспорт не удался, и машина стала постепенно меняться в угоду «домашним» стандартам. В результате такого развития получился «самый британский автомобиль в истории». Серия P4 отличалась необычайно плавным ходом и низким уровнем шума. Один из журналистов сравнил пребывание в салоне «Ровера» с гостиной своей тети. Так машина получила новое прозвище Auntie («тетушка»). При этом поздние флагманские варианты P4, разгоняясь до 160 км/ч и выше, в динамике уступали лишь «Ягуарам». Машина, перенеся три больших рестайлинга, оставалась адекватной вплоть до начала 60-х. Ее успех позволил компании вкладывать больше средств в перспективные разработки, результатом которых стала инновационная серия P6, первой завоевавшая титул «Европейский автомобиль года».
50 лет назад
10 сентября 1969 года прошла презентация Porsche 914. Автомобиль был совместной разработкой Volkswagen и Porsche, поэтому в некоторых странах продавался под «сдвоенным» брендом. Для VW спорткар должен был стать новым флагманом, а для Porsche, наоборот, моделью начального уровня. По договоренности, существовавшей между предприятиями с момента основания компании Porsche, за ней была разработка, а за VW – организация производства. Но в 68-м во главе VW встал Курт Лотц, не связанный с семьей Порше. Он заявил, что не признает неформальных соглашений, и потребовал раздела расходов на оборудование. Проект зашел уже слишком далеко, и Porsche пришлось соглашаться. Это привело к росту отпускной цены, и 6-цилиндровый вариант 914-го стоил немногим дешевле базового 911-го. Поэтому машин этой модификации сделали немного, куда лучше продавались 4-цилиндровые варианты с моторами от «большого» VW 411. Все семь лет производства кузов оставался единственным – тарга, а из серьезных обновлений можно вспомнить лишь стабилизатор поперечной устойчивости. На момент окончания производства 914-й стал самым массовым Porsche.
40 лет назад
13 сентября 1979 года состоялась премьера нового поколения S-класса Mercedes-Benz под индексом W126. Этой машиной «Мерседес» показал, что умеет адаптироваться к изменениям конъюнктуры и способен оставаться лидером в представительском классе в любых обстоятельствах. Проект стартовал в октябре 73-го, когда страны ОПЕК, введя эмбарго на поставки нефти союзникам Израиля в Войне Судного дня, спровоцировали топливный кризис. Поэтому одной из целей для W126 стала экономия бензина. Чтобы ее добиться, в конструкции применили легкие материалы и много поработали над кузовом в аэродинамической трубе. Итогом стал очень низкий коэффициент лобового сопротивления, равный 0,36 (а после модернизации 1985 года – и вовсе 0,33). В целом же как технически, так и стилистически W126 был развитием очень удачного предшественника W116. Кое в чем, правда, новый S-класс стал законодателем моды: нижняя часть кузова была полностью облицована пластиком, таким образом получалась двухцветная окраска кузова. Решение сочли удачным, и через несколько лет оно получило распространение даже на массовых компактах, на отдельных моделях продержавшись до первой половины 90-х. С 1981 года W126 выпускался также в кузове купе. Поколению W126 выпала необычно долгая для мерседесовского S-класса жизнь: он продержался на конвейере 12 лет против обычных семи. Дело в том, что в проект модели-преемника W140 постоянно приходилось вносить изменения в связи с выходом сильных конкурентов – сначала BMW 7-й серии (E32), а потом Lexus LS. Но при этом W126 продолжал уверенно держать позиции, став самым популярным S-классом в истории, разошедшись по миру в количестве 892 123 штук.
30 лет назад
16 сентября 1989 года дебютировал Land Rover Discovery – немного запоздалый ответ британской компании на усложнение структуры рынка внедорожных автомобилей. Еще в начале 80-х японцы стали предлагать модели среднего размера с более высоким уровнем комфорта и динамики, нежели у ранних сугубо утилитарных внедорожников. Однако Mitsubishi Pajero, Isuzu Trooper или версия «для легких нагрузок» (light duty) Toyota Land Cruiser 70 все еще были компромиссными машинами в плане эксплуатации на ровном покрытии. Поэтому группа Rover взялась за разработку автомобиля, сочетающего хорошую проходимость с комфортом легковой модели среднего класса и тщательно проработанным дизайном. Так как финансовое положение фирмы оставляло желать лучшего, при создании новой модели широко применялись узлы и детали существующих машин. Ходовую часть и трансмиссию почти без изменений заимствовали у Range Rover. Мелкие детали, как дверные ручки, фары, приборную панель и т. п. брали от различных легковых моделей. Над интерьером работали специалисты Conran Design Group, которым велели отбросить стереотипы и создать «аксессуар, подчеркивающий образ жизни». И, пожалуй, именно внутреннее убранство Discovery стало главной сенсацией. Представитель одной из японских компаний даже пытался отщипнуть кусок материала обивки кресел выставленной во Франкфурте машины, за чем и был пойман. Экстерьер также содержал ряд характерных деталей, как то: капот сложной формы или приподнятая задняя часть крыши с дополнительными окошками. Все это резко контрастировало с грубоватым дизайном дальневосточной оппозиции и обеспечило Discovery уверенный старт на рынке. Не обошлось, правда, без маркетинговых просчетов, частых в истории британской автоиндустрии. Чтобы избежать конкуренции с Range Rover, Discovery предлагался только в трехдверном исполнении, а мотор V8 для новой модели по старинке оснащался карбюраторами. К счастью, обе эти ошибки через год исправили. Модель Discovery стала не только спасательным кругом для марки Land Rover, но и фактическим прародителем популярных ныне полноприводных кроссоверов. Да, по меркам наших дней машина 89-го года не очень-то комфортабельна и управляется не слишком хорошо, но ее появление подстегнуло конкурентов и изменило направление эволюции.
В тот же день Франкфуртского салона компания BMW показала купе 8-й серии (Е31). В классификации машина стояла чуть выше «Мерседеса» SL-класса, но была ощутимо спортивнее купе на базе S-класса. Получился автомобиль нижней группы «гран-туризмо», оснащенный подобающим мотором – 5-литровым V12 мощностью 300 л. с. Необычной BMW 850i была как внешне – с поднимающимися из плоскости капота прямоугольными фарами, так и конструктивно – получив заднюю многорычажную подвеску. Несмотря на множество предварительных заказов, в целом продажи Е31 оказались хуже долгосрочного прогноза. Война в Персидском заливе (1990–1991) привела к спаду в мировой экономике, а значит, и сокращению спроса на дорогие машины. Поэтому проект сверхмощной М8 был закрыт. С другой стороны, фактически 8-я серия вторгалась на территорию Ferrari и Aston Martin, которые к середине 90-х после долгого перерыва выпустили новые модели в том же диапазоне цен. Модификация 850CSi с увеличенным до 5,6 литра мотором, выдававшим 380 сил, сократила отставание от корифеев, но оказалась и заметно дороже. На другом полюсе с 93-го года выпускались 8-цилиндровые 840Ci. Всего за 10 лет сделали свыше 31 тысячи «восьмерок». Прямого потомка модель не имела. Возрожденная в 2018 году 8-я серия является развитием выпускавшейся до нее 6-й.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей