27 апреля, 2024

Недостаточно иметь динамометрический ключ

Колесные болты были и остаются традиционными соединительными элементами для крепления колес, тормозных дисков и ступиц. Хотя на эту тему много написано и крепление колес с помощью болтов понятно без объяснений, на практике постоянно возникают проблемы. Риск, возникающий в результате закручивания болтов превышенным или, наоборот, недостаточным моментом затяжки, часто недооценивается. Как избежать этого? Читайте об особенностях этого процесса далее.

Что такое усилие затяжки?

Во время нормального движения автомобиля болтовое соединение колеса воспринимает все динамические нагрузки (особенно вибрации). Узел (колесо – тормозной диск – ступица), закрепляемый с помощью болтов, работает как единый механизм. Для этого необходимо создать усилие, действующее в осевом направлении болта. Момент затяжки, с которым затягивается колесный болт во время монтажа, создает силу растяжения в резьбе болта, что приводит к упругому удлинению болта и сжатию колесного диска.

В этом случае болт – это работающая на растяжение пружина, а состыкованные компоненты (ступица колеса, тормозной диск и колесный диск) – это пружина, работающая на сжатие. Упругое растяжение и сжатие отдельных компонентов создают неподвижное фрикционное взаимодействие между ними, постоянно поддерживаемое под всеми возникающими нагрузками.

Все параметры, такие как величина момента затяжки, коэффициент трения в резьбе, состояние материалов, размеры болта, а также класс прочности болта, влияют на конечное усилие затяжки.

Пример

Усилие при затягивании колесного болта размером M12x1,5, класса прочности 10,9, затянутого моментом затяжки 120 Нм, составляет приблизительно 57 000 Н, или около 5,8 метрической тонны!

Профессиональным можно считать только такой монтаж колес, при котором учтены все эти параметры.

Причины ослабления колесного крепления

Колесный болт, затянутый с меньшим моментом затяжки, не обеспечивает требуемого усилия. Это приведет к вибрации компонентов под нагрузкой. Что в свою очередь может стать следствием ослабления резьбового соединения колесного болта, а в худшем случае приведет к потере колеса.

Усилие затягивания также изменяется, если болт затянуть несколько раз (рис. 1). Поверхность резьбы подвергается механическому воздействию каждый раз, когда болт затягивается или отворачивается, что увеличивает трение не только в резьбе, но и в посадочной поверхности головки болта. Грязь, ржавчина, повреждения на поверхности крепежа также увеличивают трение. В результате динамометрический ключ «отщелкивается» раньше, чем требуется. Вследствие этого становится невозможным достичь предусмотренного автопроизводителем конечного усилия затягивания (рис. 2).

Поэтому мы рекомендуем регулярно осматривать и при необходимости заменять колесное крепление.

Причины перетягивания колесного крепления

Если колесо крепится без использования динамометрического ключа, а в худшем случае с использованием ударного инструмента (гайковерта), то болт может быть затянут слишком сильно. Это приведет к тому, что колесный болт будет находиться в состоянии чрезмерного удлинения, а компоненты, соединенные болтом, – в состоянии чрезмерного сжатия. Подобная ситуация часто приводит к пластической деформации компонентов (рис. 2). Особенно это актуально для колесных дисков, изготовленных из легкосплавных материалов.

Также если на колесное крепление наносится смазка, трение в резьбе значительно уменьшается, в результате чего усилие затягивания может быть слишком большим даже при использовании динамометрического ключа – в данном случае он «отщелкивается» позже. В худшем случае болт может сломаться.

Советы по монтажу

  1. Соблюдайте рекомендации производителя автомобиля по моменту затяжки болтовых соединений.
  2. Используйте только динамометрические ключи при затяжке колесного крепежа.
  3. Необходимо заменить болты, если они заржавели, пластически деформированы или имеют повреждения резьбы и поверхности прилегания.
  4. Проверьте резьбу в колесной ступице на наличие загрязнений и коррозии; если ступица имеет механические повреждения, замените ее.
  5. Очистите от коррозии контактную часть ступицы и поверхность колесного диска.
  6. Проверьте, чтобы поверхность соприкосновения болта с колесным диском была чистой, неповрежденной и на ней не было следов смазки.
  7. Затягивайте колесные болты равномерно и в правильном порядке.
  8. При затягивании колесных болтов никогда не используйте гайковерты ударного действия.
  9. При монтаже колеса не используйте масло или консистентную смазку.

Теперь вы знаете секреты, которые помогут вам избежать ошибок и неприятных последствий, возникающих из-за некорректного крепления колес.

Желаем вам правильных ремонтов!

Похожие статьи

Диагностика износа ремня

admin

Проблема «пинающейся» АКПП может быть решена!

admin

Хочешь безопасности и комфорта? Ремонтируй подвеску!

admin

Чем хорош малолитражный турбомотор?

admin

Термостаты – решение от DAYCO

admin

Точность требует внимания

admin