Catalys 032015 3

Каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор или каталитический конвертер – это устройство в выхлопной системе, предназначенное для снижения токсичности отработавших газов. По причине изрядной длины названий часто используется сокращенное наименование – «катализатор».

Лавинообразный рост автомобильного парка уже во второй половине 60-х годов прошлого века заставил правительства развитых стран всерьез задуматься о воздействии выхлопа на атмосферу. Особенно это касалось больших городов. Например, в 1970 году в Токио регулировщики уже работали в респираторах, так как дышать в перенаселенной японской столице было нечем.

Главным виновником такого положения дел был тетраэтилсвинец, добавлявшийся в бензин и повышавший октановое число. С 1972 года в США начался процесс постепенного отказа от этилированного бензина. И в первую очередь этим объясняется существенное снижение отдачи американских моторов тех лет.

Тем не менее даже после отказа от тетраэтилсвинца в выхлопе типичного автомобиля оставалось предостаточно вредных веществ: оксидов азота, углеводородов и угарного газа. Чтобы избавиться от них, придумали каталитический нейтрализатор.

Катализатор состоит из блока-носителя, теплоизоляции и корпуса. Блок-носитель представляет собой «кирпич» из керамики или, реже, металлического сплава. Носитель имеет ячеистую структуру из вытянутых в продольном направлении сот. Это сделано для максимизации площади контакта носителя с отработавшими газами. Иногда вместо сот используют скопление мелких керамических бусин. От корпуса блок-носитель отделен слоем теплоизоляции, так как рабочая температура катализатора составляет около 300 градусов по Цельсию.

Catalys 032015 2

Как легко догадаться из названия каталитического нейтрализатора, принцип его работы основан на использовании веществ, ускоряющих реакцию распада или преобразования вредных соединений. Такие вещества в химии называют катализаторами. В случае с автомобильным нейтрализатором веществами-катализаторами, как правило, служат платина, родий и палладий, тончайшим слоем нанесенные на соты блока-носителя. То есть фактически нейтрализатор состоит из трех последовательных блоков – каждый со своим катализатором.

Родий является восстановительным катализатором, выделяя из оксидов (NOx) безвредный азот. С реакции восстановления и начинается работа нейтрализатора. Платина и палладий относятся к окислительным катализаторам. С участием оставшегося в выхлопе кислорода они способствуют превращению несгоревших углеводородов (СН) в водяной пар, а угарного газа (СО) в углекислый газ (СО2).

Третьим этапом работы после восстановления и окисления является контроль потока выхлопных газов для управления системой впрыска топлива. Для контроля используется информация, собираемая с двух датчиков кислорода, или лямбда-зондов, так как соотношение воздуха и топлива принято обозначать греческой буквой ?. Один расположен перед нейтрализатором, а другой – сразу после. На основе показаний зондов блок управления двигателем уменьшает или увеличивает количество подаваемого с топливом воздуха, чтобы двигатель работал на соотношении, близком к стехиометрической точке (для воздуха с бензином это соотношение равно 14,7:1).

Именно чувствительность нейтрализаторов к отклонениям от стехиометрической пропорции топливовоздушной смеси и стала причиной повсеместного утверждения электронного впрыска, поскольку никакая механика и никакие карбюраторы не способны обеспечить действительно равномерную подачу топлива.

По той же причине двигатели с непосредственным впрыском, умеющие работать на существенно обедненной смеси, имеют только ту часть конвертера, которая восстанавливает азот, а для нейтрализации соединений углерода предусмотрены системы рециркуляции отработавших газов. В этом случае топливовоздушная смесь «разбавляется» отработавшими газами, чем снижается температура горения в камере сгорания, а значит, образование вредных компонентов выхлопа идет менее активно.

С достоинствами все понятно, теперь о недостатках. Каталитический конвертер работает исключительно при высокой температуре. Когда вы только заводите машину, устройство почти не работает. Проблема решается смещением нейтрализатора ближе к двигателю. В этом случае он нагревается быстрее, но это одновременно сокращает срок службы конвертера.

Catalys 032015 1

Большинство автопроизводителей размещает катализатор под передним пассажирским сиденьем – в зоне условного компромисса между производительностью и долговечностью.

Кроме того, нейтрализатор увеличивает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет немного мощности. В наши дни потери удалось сократить до 2-3 л.с., но четверть века назад при мощных высокооборотистых моторах речь могла идти о полутора десятках.

Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам. Во-первых, из-за механического воздействия: керамика – материал хрупкий, и сильным ударом о препятствие можно разрушить сотовую структуру конвертера. Во-вторых, как уже отмечалось, нейтрализатор весьма чувствителен к составу выхлопа. Неисправности системы впрыска, не замененные вовремя кислородные датчики или свечи зажигания, избыток масла в выхлопе или использование несовместимых с каталитическим нейтрализатором присадок приводят к образованию пленки на поверхности блока-носителя, которая «запекается», подобно лаку, начисто блокируя вещества-катализаторы.

Типичные симптомы неисправности каталитического конвертера:
  • снижение мощности мотора (ухудшение разгонной динамики);
  • повышенный расход топлива;
  • затрудненный пуск двигателя;
  • резкий запах сероводорода из выхлопной трубы;
  • дребезжание как следствие разрушения сотовой поверхности.

К сожалению, ремонт вышедшего из строя катализатора невозможен, поможет только полная замена узла.

Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей.

Материал предоставлен журналом АВТОМАСТЕР (www.a-master.kz)

Похожие статьи

Диагностика износа ремня

admin

Проблема «пинающейся» АКПП может быть решена!

admin

Хочешь безопасности и комфорта? Ремонтируй подвеску!

admin

Чем хорош малолитражный турбомотор?

admin

Термостаты – решение от DAYCO

admin

Точность требует внимания

admin