Еще с начала прошлого века цепи приводят в движение распредвал в головке блока цилиндров двигателей. Наряду с цепным приводом в современных автомобилях примерно в равных пропорциях применяется в ГРМ и ременный привод. Есть автопроизводители, например Mercedes и BMW, которые оставались верными традиции применения цепного привода, да и многие азиатские производители снова возвращаются к цепному приводу ГРМ. Даже маленькие двигатели (Smart, VW и Opel), как и гибридные конструкции, теперь оснащают цепным приводом.
Цепи обладают существенными преимуществами
По сравнению с ремнями ГРМ срок эксплуатации цепей относительно больше. Правда, уже встречаются ремни ГРМ, работающие в отсеке с маслом, интервал замены которых достигает 240 000 км (или 10 лет). Например, двигатель Ford 1.0 EcoBoost. Но все равно, если сравнивать в общем и другие характеристики, цепи существенно устойчивее к износу и часто могут работать на протяжении всего срока службы автомобиля.
Высокая себестоимость производства двигателей с цепным приводом, по сравнению с ременным приводом, окупается по причине отличной устойчивости к износу и низких затрат на ремонт на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Одним из преимуществ цепного привода является способность работать под большими нагрузками и лучше связывать все элементы ГРМ, находящиеся порой не близко друг к другу.
Нюансы производства
Одним из недостатков цепей в сравнении с ременным приводом является шумность работы, которая, впрочем, снижается благодаря направляющим планкам-успокоителям, натяжителям, а также прорезиненным звездочкам цепной передачи.
Проверка и оценка
В основном считается, что цепи ГРМ при хорошей смазке почти не требуют технического обслуживания. Все же встает вопрос: когда следует менять цепь и другие компоненты ГРМ? Ниже приведены предпосылки, при которых цепной привод ГРМ должен быть проверен или в случае необходимости отремонтирован:
- Шумы от цепи (например, бряканье или стук)
- Фазы газораспределения изменились, потеря мощности двигателя (цепь стала значительно длиннее)
- Натяжитель цепи достиг своего лимита, полностью изношен (можно увидеть только при разборе)
- Неверный сигнал от датчика распредвала и/или коленвала
- Если двигатель уже разобран, то возможна замена без лишних затрат (можно предупредить последующие поломки и затраты)
Обратить внимание при замене цепи ГРМ
Если же приходится менять цепь, следует обязательно учесть следующее: заменить все участвующие компоненты новыми! Типичными изнашивающимися компонентами цепного привода ГРМ наряду с цепью являются также направляющие планки-успокоители, натяжители и звездочки цепного привода. Качество этих компонентов является решающим элементом безопасности и долговечности всего цепного привода.
В комплекте цепного привода ГРМ SWAG автосервис получает полный ремкомплект с натяжителями, успокоителями и звездочками (например, для бензинового двигателя Opel 2.2 Z22YH рис. 2).
При монтаже обязательно используйте специально предусмотренный производителем инструмент. Для продолжительного срока службы и безотказной работы цепям необходима хорошая смазка. Следовательно, очень важно регулярно проверять уровень моторного масла и придерживаться заданных автопроизводителем интервалов замены (обратите внимание на тип масла). При использовании неверного типа или некачественного масла цепь и прежде всего направляющие планки-успокоители могут быстро износиться.
Доверьтесь и вы проверенному качеству оригинального производителя SWAG. Весь ассортимент вы найдете на сайте www.swag-parts.com.
SWAG является частью bilstein group, в которую входят также и другие сильные торговые марки. Подробную информацию вы найдете на сайте www.bilsteingroup.com.
В двигателях автомобилей используются следующие типы цепей:
Втулочная цепь – однорядная и двухрядная
Цепь с превосходной износостойкостью и низким трением.
Роликовая цепь – однорядная и двухрядная
Цепь с уменьшенной шумностью за счет смягчающего зазора между роликом и втулкой. Обладает хорошей износостойкостью и предназначена для высоких оборотов.
Зубчатая цепь
Цепь с исключительно низким уровнем шума и хорошей износостойкостью.
Рис. 1: Структура однорядной цепи. Производство отдельных компонентов
Рисунок 1 иллюстрирует сложность многоэтапного процесса производства качественной однорядной цепи. Цепи после определенного срока эксплуатации несколько удлиняются, что у высококачественных цепей решается предварительным растяжением при производстве и применением натяжителя цепи. Предварительное растяжение цепи осуществляется с силой, равной 50% силы разрыва цепи. Это гарантирует продолжительный срок службы и лучшую работу с самого начала.
В комплектах цепей ГРМ SWAG Вы часто можете встретить цепи от компании IWIS — лидера и эксперта с 90-летним опытом в отрасли привода ГРМ.
Наряду с цепями стандартного исполнения SWAG предлагает цепи усиленного исполнения с особенными износоустойчивыми звеньями для двигателей, подверженных средним и высоким нагрузкам.
Кроме этого SWAG предлагает цепи с повышенными износостойкими свойствами, благодаря специальному покрытию на соединительных штифтах.
Ниже представлены различные примеры повреждений цепного привода и возможные причины:
- Проблема: шестерня распредвала пробила крышку головки блока цилиндров
Возможные причины: не были заменены болты крепления шестерни распредвала. Замена болтов предписана автопроизводителем. - Проблема: сломан распредвал
Возможные причины: ошибка монтажа. Натяжитель цепи для данного типа двигателя перед установкой должен быть разобран и приведен в исходное положение, что не было сделано. Следствие – слишком большое натяжение. - Проблема: сломан зуб шестерни распредвала. Шум в двигателе
Возможные причины: была заменена только цепь. Шестерня распредвала уже была сильно изношена. - Проблема: сквозное отверстие в крышке головки блока цилиндров
Возможные причины: сломана направляющая планка, как следствие – разрыв цепи.