Тяжелым полноприводным внедорожникам, не говоря о пикапах и коммерческой технике, никак не обойтись без рессор. Эта немаловажная деталь подвески досталась современным автомобилям в наследство от конных экипажей и карет. Но вы заблуждаетесь, если думаете, что с тех пор рессоры мало изменились…
Начнем с того, что на сегодня ассортимент этих устройств охватывает более 250 моделей автомобилей. Такое количество предложений содержит наиболее полная европейская линейка компании «Lesjöfors». И ассортимент растет и пополняется. В начале года компания выпустила новый каталог с 13-ю новыми позициями для Ford Transit, Fiat Ducato и Peugeot Boxer.
Рессора имеет техническую ценность благодаря ее простоте, а значит, и надежности, благодаря способности распределить нагрузку по широкой площади, и благодаря тому, что грузоподъемность транспортного средства можно увеличить, добавляя в конструкцию дополнительные листы. Кроме того, ценится способность этого узла компенсировать не только вертикальные нагрузки, но и горизонтальные – в поворотах и при торможении.
По принципу устройства рессоры можно разделить на традиционные многолистовые и параболические. И если первые, состоящие из стальных листов, помещенных друг на друга и изогнутых в дугу, в подробном представлении не нуждаются, то сказать несколько слов о вторых просто необходимо.
Параболические рессоры нередко состоят из одного листа пружинной стали, загнутого петлями с обоих концов. Они уступают многолистовым в грузоподъемности, но все же, благодаря особой форме, могут выдерживать достаточно высокие нагрузки. Эту способность параболические рессоры приобретают благодаря способу изготовления методом горячего проката и закаливания.
Такой тип рессор за счет простоты конструкции дешевле в производстве и надежнее. Он компактнее, обеспечивает автомобилю значительную экономию веса, а потому и становится все популярнее. Кроме того, с появлением параболических рессор уходят в прошлое различные втулки, реактивные штанги, рычаги. Автомобиль, оснащенный параболическими рессорами, лучше ведет себя в поворотах, при разгоне и торможении. Рессоры располагаются снизу, а значит, не занимают драгоценного пространства кузова.
Но, как и любая техническая конструкция, рессорная подвеска не лишена недостатков. К ним, в первую очередь, можно отнести недолговечность. Под нагрузкой возникает усталость металла и рессоры проседают. А еще они требуют обслуживания – чистки листов и смазки, иначе в движении неизбежно появятся назойливый скрип или раздражающее дребезжание.
Для того чтобы предотвратить неприятные явления, а то и поломку, чистить рессоры необходимо после пробега 10 тыс. км. Узел следует демонтировать и разобрать, очистить наждачной бумагой и промыть керосином. Затем детали нужно покрасить быстросохнущей краской, смазать граффито-тавотным составом и собрать конструкцию, добросовестно затянув крепежные U-образные болты, которые еще называют стремянками, чтобы надежно зафиксировать рессоры на мосту и передней оси. При сборке нужно иметь в виду, что рессорные пальцы – деталь достаточно хрупкая и забивать их молотком не стоит.
Водитель, эксплуатирующий транспортное средство на рессорном ходу, должен знать, что смазывать рессорные пальцы и серьги необходимо через каждые 2 дня. Для этого ему пригодится специальный нагнетатель смазки. Завершается процедура введением тавота в специальные ниппели.
Если техника эксплуатируется в тяжелых условиях, опытные водители обматывают рессоры просмоленным толстым шпагатом, а затем еще и зачехляют узел брезентом, заполненным тавотом.
Многие автолюбители полагают, что сломать рессору нельзя, однако это не так. Поломки случаются. Особенно часто ломаются передние рессоры, так как на них постоянно лежит вес двигателя, да и неровности передней частью автомобиля воспринимаются гораздо болезненнее. Однако чаще, конечно, происходят просадки, срывы болтов, разрушаются пальцы. Во всех случаях следует немедленно принимать меры, так как игнорирование проблем перекошенных рам и кузова, дисбаланса руля неизбежно приведет к еще большим неприятностям.
И конечно, вышедшие из эксплуатации рессоры нужно менять только на качественные. Компания «Lesjöfors», например, на свои рессоры дает двухлетнюю гарантию и, кроме того, предлагает универсальную линейку U-образных болтов.
Ознакомиться с продукцией компании и условиями ее приобретения можно на сайте www.lesjöfors.ru.