Обзор рынка новых автомобилей РК

 по итогам I квартала 2012 года [продажи официальных дилеров автопроизводителей стран СНГ и дальнего зарубежья]

Суммарно по итогам первых трех месяцев текущего года казахстанцами было приобретено 14 830 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что превосходит прошлогодний результат в 2,36 раза. Следует отметить, с поправкой на разницу в масштабах, что за этот же период рынок России продемонстрировал 19% рост, а белорусский авторетейл не преодолел симптомов стагнации.

Ростом в 2,33 раза по отношению к аналогичному периоду 2011 года был отмечен на казахстанском рынке истекший март. Месячные объемы сбыта достигли 5 835 единиц (+95,04% к февральскому показателю).

Продукция автопрома стран Единого экономического пространства (ЕЭП) продолжает теснить рыночные позиции зарубежных соперников: 84,5% рыночного роста в I квартале обеспечили российские и казахстанские производители. Годом ранее вклад импорта из стран дальнего зарубежья, а также Узбекистана и Украины в динамику продаж новых автомобилей составлял без малого 30%. В отчетный период на этот источник поставок пришлось лишь 15,5% прироста.

Еще менее заметное место в структуре рынка занимает сегодня импорт подержанных автомобилей. В этом сегменте, доминировавшем до 2011 года, зафиксировано немногим более 3% от общего числа первичных покупок в республике.

Недавнее предложение российских властей по введению утилизационного сбора на импортные автомобили дает понять, что со вступлением России, Казахстана и Беларуси в ВТО ограничительные меры в отношении импорта сохранятся и в долгосрочной перспективе.

Легковые

Продажи в сегменте легковых автомобилей по итогам марта достигли 5121 единицы. Таким образом, аналогичный показатель 2011 года был превышен в 2,48 раза. Такой же динамикой характеризовались продажи в I квартале текущего года: 13090 автомобилей против 5273 за аналогичный период 2011 года (+148,24%). Мощный прирост обеспечили, прежде всего, бренды Lada, Hyundai, KIA и Chevrolet. Их суммарный вклад составил более 75% квартального роста.

В разрезе марок

Характерной приметой отчетного периода стал значительный отток спроса в пользу марок первой десятки лидеров. Несмотря на то что количественные показатели брендов «второго эшелона» выросли, рыночная доля всех марок за пределами TOP-10 сократилась. Такая концентрация рыночного спроса связана, прежде всего, с усилением покупательского интереса к автомобилям средней и нижней ценовой ниши.

Главным драйвером этого процесса стала самая массовая марка на казахстанском рынке – Lada. В минувшем году она опережала ближайшего конкурента вдвое. По итогам продаж с начала 2012 года этот отрыв приближается к четырехкратному: Lada занимает 41,46% всего сбыта легковых автомобилей, или 5 427 единиц в абсолютном выражении.

На счету ближайшего преследователя российской марки – бренда Hyundai – 1453 реализованных легковых авто, что соответствует 11,1% рыночной доле. Кратный рост сбыта седанов Hyundai российской сборки позволил оттеснить на третью позицию модельный ряд Toyota. За год японский бренд потерял практически половину своей рыночной вотчины и привлек 1 103 покупателя (без учета продаж коммерческой модели Hiace).

Почти на четверть сократилось присутствие узбекской продукции на рынке Казахстана. В январе–марте 2012 года дилеры UZ-Daewoo реализовали 831 автомобиль.

В спину узбекскому автопроизводителю дышат марки Chevrolet и KIA, расположившиеся на 5-й и 6-й позициях. Модельный ряд этих брендов практически полностью представлен автомобилями усть-каменогорской сборки. С начала года казахстанцами было приобретено 793 автомобиля Chevrolet и 766 автомобилей KIA.

Несмотря на некоторое снижение рыночной доли, стабильные позиции демонстрирует марка №7 – Nissan. За три месяца в дилерской сети бренда продано 615 легковых автомобилей (исключая одну модель категории LCV).

Стабильное положение сохраняет на казахстанском рынке марка SsangYong. Со II квартала минувшего года ее доля составляет не менее 3%. По результатам трех месяцев с начала 2012 года на SsangYong пришлось 2,77% сбыта, что эквивалентно 362 автомобилям.

С разницей в 3 единицы завершил квартал дистрибьютор Mitsubishi (259 фактов продажи). Однако бренду по-прежнему свойственно заметное отставание от среднерыночных темпов роста, влекущее сокращение доли.

На счету марки ZAZ, замыкающей TOP-10 потребительских предпочтений, 250 проданных седанов.

На фоне перераспределения рынка в направлении демократичных брендов вес премиум-сегмента в I квартале сократился год-к-году с 4,3% до 2%. Примечательно, что продажи Audi, Mercedes-Benz и Posche сократились не только в привязке к рыночным темпам, но и в количественном выражении. Суммарно дилерами восьми престижных брендов реализовано 262 автомобиля. В их число входят и автомобили британской марки Jaguar, официальные продажи которых стартовали в феврале.

Другой значимой премьерой стало начало работы официального дистрибьютора японского бренда Honda. Открытие продаж на базе первого дилерского центра в г. Алматы состоялось в конце марта.

В разрезе моделей

Модели иностранных марок, выпускаемые в Казахстане, продолжают планомерное движение вверх по списку покупательских предпочтений. Как и годом ранее, продукция местного автопрома представлена в первой двадцатке бестселлеров шестью автомобилями.

В качестве самой продаваемой модели I квартала на смену Lada 2107 пришла Lada Samara.

Вторую строчку заняла Lada Priora. На две этих модели приходится треть всех продаж казахстанского рынка.

«Бронза» на счету Hyundai Accent, также российского происхождения.

4-й моделью по объемам сбыта стала усть-каменогорская Lada 4×4. Сегодня ее покупатели обеспечивают половину всех продаж в сегменте компактных внедорожников.

На 5-й строчке рейтинга моделей, как и годом ранее, бюджетный седан Daewoo Nexia.

На три шага вверх поднялась Toyota Camry.

7-ю и 8-ю позиции в списке бестселлеров занимают два седана C-класса, выпускаемые заводом «АЗИЯ АВТО», – KIA Cerato и Chevrolet Cruze.

Замыкают первую десятку Toyota Land Cruiser Prado и ZAZ Chance.

На 11-й строчке рейтинга SsangYong Kyron костанайской сборки (+10 пунктов к прошлогодней позиции).

Кроссовер Nissan Juke, продажи которого открылись во II квартале прошлого года, вышел на 12-ю позицию.

Микролитражка Daewoo Matiz, напротив, потеряла три строчки в рейтинге.

Один шаг вниз сделал и российский паркетник Chevrolet Niva.

Усилила свои позиции Lada Kalina, расположившаяся в середине второй десятки.

Минус 10 строк – такова динамика седана Toyota Corolla.

Qashqai – еще один успешный кроссовер от Nissan – на 17-й позиции (+3 строчки).

Равное количество покупателей в I квартале у SUV Hyundai SantaFe и KIA Sportage. Последний выпускается в Казахстане, как и модели, завершающие перечень лидеров продаж первой четверти года. Речь о двух продуктах американской марки, выпускаемых заводом «АЗИЯ АВТО», – Chevrolet Aveo и Chevrolet Lacetti.

Среди премьер, состоявшихся в первые три месяца года, следует отметить начало продаж KIA Rio питерской сборки, компакт-кроссовера Renault Duster московской сборки, а также двух внедорожников марки Ford – Escape и Everest.

Дилеры

«БИПЭК АВТО» удерживает рыночную долю на рекордной 50% отметке. Годом ранее на филиальную сеть холдинга приходилось 45,66% объема казахстанского рынка. В I квартале текущего года этот показатель достиг 50,34%.

Благодаря открытию поставок автомобилей Hyundai российской сборки, три квартала подряд устойчивую позицию демонстрирует КМК «Астана Моторс». Рыночный вклад компании в январе–марте 2012 года составил 14,36% (против 11,91% годом ранее).

Продажи дилерской группы «Вираж» выглядят несколько скромнее прошлогоднего показателя (10,67%), что, однако, не помешало крупнейшему игроку сектора легкой коммерческой техники сохранить за собой третье место среди участников рынка. По итогам квартала на счету сети «Вираж» – 9,1% казахстанского сбыта.

Компания «Меркур Авто» по-прежнему уступает конкурентам в динамике роста сбыта, проигрывая и собственной позиции, зафиксированной во II–III кварталах минувшего года. По результатам отчетного периода на подразделения компании пришлось 7,22% рыночных объемов (против 8,33% в январе–марте 2011 года).

Падение процента сбыта автомобилей UZ-Daewoo и ZAZ в автосалонах группы «Аллюр Авто» повлекло заметное сужение рыночной доли игрока: 3,63% против 5,86% годом ранее.

ПРОИЗВОДСТВО

В январе–марте текущего года на территории Казахстана было выпущено 3164 легковых автомобилей, или в 2,55 раза больше, чем за аналогичный период 2011года.

По итогам I квартала на долю АО «АЗИЯ АВТО» (г. Усть-Каменогорск) пришлось 2797 выпущенных автомашин марок KIA, Chevrolet, Lada и Skoda.

На базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» (г. Костанай) в январе–марте 2012 года было произведено 367 автомобилей марки SsangYong.

Продажи легковых автомобилей казахстанского производства в январе–феврале 2012 года составили 2674 единицы – в 2,59 раза выше прошлогоднего показателя. При этом доля казахстанской продукции в сегменте новых легковых автомобилей выросла с 19,61% в I квартале 2011 года до 20,43% в отчетный период.

Материал предоставлен консалтинговой компанией «Концепто» www.qncepto.kz

Похожие статьи

Продажи в росте

admin

В продажах – медленный старт

admin

Итоги года. Это рекорд

admin

Продажи превзошли годовой показатель

admin

Производство наращивает обороты

admin

ZF Aftermarket дает пять советов для профессионального зимнего техосмотра

admin