ПОДВОДИМ ИТОГ ТЕСТА зимних шин Nokian Hakkapeliitta R2 SUV
Прошлой осенью мы установили на наш редакционный VW Touareg зимние шины Nokian Hakkapeliitta R2 SUV (HKPL R2SUV). Напомним, что эту фрикционную шину для внедорожников финны представили прошлой зимой (см Pitstop №2-2013). Она пришла на смену модели Hakkapeliitta R SUV.
За первый этап нашего теста, мы проехали без малого около 7000 километров по зимним дорогам, по сухому и мокрому асфальту, по шуге и гололеду и теперь готовы поделиться своими наблюдениями.
На протяжении семи лет мы не обошли вниманием ни одной новинки от Nokian, и уже имеем опыт эксплуатации практически всего модельного ряда шин этого бренда. Кроме этого, сотрудники нашей редакции неоднократно принимали участие в различных выездных тестах других производителей, тестировали всевозможные модели в условиях нашего города, в том числе и шипованные шины. И мы можем с уверенностью сказать: нам есть с чем сравнивать.
Немного забегая вперед, отметим, что инженерам Nokian впервые действительно удалось объединить несколько ключевых качеств в одной шине. Новинка получила эластичность зимней резины, износостойкость, характерную для летних шин, и сцепные свойства, присущие шипованным шинам.
Nokian Hakkapeliitta R2 SUV разрабатывалась специально для городских внедорожников, о чем свидетельствует приставка в названии. Шина выпускается в 52-х типоразмерах от 15 до 21-го дюйма, включая шины, рассчитанные на спортивные кроссоверы.
Как и полагается, перед шиномонтажом мы проверили важные элементы ходовой части машины и, убедившись, что все исправно, отправились в фирменный центр Vianor, где и переобулись в тестовые шины. Шинных центров в нашем городе немало, и практически в любом можно найти аппараты балансировки, подъемники и прочее. Но не везде, куда приходилось обращаться за обслуживанием, можно увидеть столько внимания со стороны мастеров к сохранности колесных дисков, правильности установки шины и ее балансировки, сколько мы видим при обращении в центры сети Vianor – поэтому, видимо, несколько лет к ряду всей редакцией обслуживаемся именно в них.
Так уж совпало, что установка шин пришлась на дождливый ноябрь, и снега нам пришлось ждать практически до средины декабря. Это время позволило в полной мере оценить поведение шин на бесснежных дорогах, которыми богаты зимы в южной части Казахстана. Затем была слякоть и дожди, потом пришли настоящие морозы и гололед, которые опять сменялись дождями и слякотью и абсолютно сухим асфальтом – типичный для нашего города перепад зимних температур и настоящий вызов зимним шинам, от которых требуется одинаково хорошо цепляться за дорогу как при плюсе, так и при минусе.
Особой разницы с предшествующей моделью (Hakkapeliitta R SUV) в поведении на асфальте мы не обнаружили. В теплую погоду машина держит траекторию уверенно. АБС при торможении «в пол» вступает в работу так же, как и при эксплуатации летних шин на сухом асфальте. Машина прогнозируемо входит в повороты как со сбросом газа, так и при ускорении. На скорости 90–100 км/ч на трассе появляется назойливый дорожный шум, но это (из практики) «болезнь» любого зимнего протектора при езде по грубому асфальту. Еще одну особенность стоит упомянуть – неприятный запах резины после установки. Впрочем, через 2-3 дня он полностью исчез.
Заметно, в сравнении с предшествующей моделью, сократился тормозной путь на обледенелой дороге. Но эти показатели можно считать субъективными, так как предыдущее поколение шины мы тестировали на другом автомобиле. Тем не менее у шин явно появился некий запас прочности сцепления с поверхностью, дающий большую свободу при маневрах. Конечно же, это не означает, что шина на гололеде ведет себя так же уверенно, как шипованная, но цепляться за лед она стала ощутимо лучше обычной фрикционной.
В рыхлом снегу протектор шины хорошо очищается от снега, что позволяет проехать там, куда без цепей заезжать не рекомендуется.
За время теста у нас случались неоднократные вылазки на природу, в окрестности Алматы. В одну из таких поездок в погоне за эффектными фотографиями мы забрались по серпантинам в горы на лыжном курорте «Табаган». После продолжительных «покатушек» по местным садам и сопкам, где глубина мокрого снега доходила до 50–60 см, мы все же засадили машину основательно. Причиной стала банальная колея, прокатанная осенью. Против такой коварной дороги бессилен даже самый замечательный зимний протектор.
Случались за время наших тестов и «залеты» в ямы, и случайные прижимания к бордюрам на ночной стоянке, причем в последнем случае шина простояла деформированной всю ночь. Но на момент написания статьи мы не поймали ни одного прокола, ни одной грыжи или пореза – шины вынесли все наши издевательства с большим достоинством. Более того, после установки нам не пришлось ни разу их подкачивать.
Как и положено шине для внедорожников, Hakkapeliitta R2 имеет в конструкции дополнительное усиление. Прежде всего, это бесшовный нейлоновый бандаж, защищающий беговой слой покрышки от порывов и проколов. Кроме того, конструкцию усиливает и стальной корд, при плетении которого использовалось много больше стальных жил, чем для обычных шин.
Новый состав резиновой смеси, из которой изготовлен протектор тестируемой шины, помимо привычной силики и каучука, делающих резину прочной и эластичной, включает в себя криоселан, объединяющий разнородные компоненты. Это позволило инженерам добавить в резиновую смесь новый компонент – кристаллы-микрогранулы (технология Cryo Crysytal), выполняющие роль микрошипов. Именно поэтому поведение HKPL R2SUV на обледенелой дороге разительно отличается от сцепных характеристик ее предшественницы. Резина протектора на всю свою рабочую глубину имеет эти включения, а значит, по мере истирания сцепные свойства протектора не снижаются.
Теперь о самом протекторе, от свойств и геометрии которого, как известно, зависит шумность шины и ее проходимость. В HKPL R2SUV рисунок симметричный и направленный. В его боковых частях имеются специальные заступы и загрубления, способствующие лучшему управлению на шуге и в рыхлом снегу. Ребро жесткости, от которого зависит курсовая устойчивость и управляемость на сухом асфальте, осталось сплошным, а вот весь остальной протектор получил больше канавок и ламелей, имеющих зигзагообразную форму нарезки по всей глубине. Ламели такой формы при нагрузках при торможении и разгоне сцепляются в единые блоки, что делает поведение шины более стабильным и прогнозируемым.
Примечательно, что дно канавок нового протектора имеет полированную поверхность. Такое решение способствует лучшему отведению влаги и лучшему очищению протектора от снега и грязи, хоть и считается в шинной индустрии очень дорогостоящим.
В боковой части протектора также имеются специальные полости, которые при нагрузках функционируют как микронасосы, осушающие пятно контакта. Эта технология успешно применяется уже несколько лет и действительно способствует лучшему сцеплению шин с мокрой дорогой.
Вердикт
В 20-градусный мороз, который мы переживали несколько дней зимой, резина оставалась эластичной и превосходно держала как городские дороги, так и загородные трассы.
В осенне-весеннюю погоду поведение шин практически не меняется, и ощутить влияние теплых температур на сцепные свойства протектора можно только на трассе, на скорости выше 100 км/ч.
Шины проехали половину из запланированного нами теста, и, можно с уверенностью сказать, оправдали все наши ожидания. Судя по остаточному износу, ресурс предполагает их использование еще три-четыре сезона, как минимум, а значит, экономически приобретение этой модели шин более чем оправдано.
Плюсы
- Очень прочная шина, устойчивая к проколам и порезам.
- Отличное поведение на снежной и обледенелой дороге.
- Малошумная.
- Судя по расходу топлива, который практически не изменился после смены летней резины, имеет низкое сопротивление качению.
- Большой ресурс протектора: его, если судить по остаточному износу, при бережном отношении хватит минимум на 4-5 зимних сезонов.
- Информативная боковая часть.
- Наличие индикатора износа.
Минусы
- Стоит на порядок дороже азиатских аналогов.
- Имеет неприятный запах после установки, который, впрочем, через несколько дней полностью улетучивается.
- Практически не истирается.
- Может со временем надоесть.
Рекомендуем…
Под зимнюю резину имеет смысл купить отдельные колесные диски и не снимать с них шины до полного износа. Это продиктовано прилипанием уплотнительного колеса к ободу, с которым в большинстве шиномонтажных мастерских «париться» не хотят и сдергивают шину «на живую». После таких съемов и последующих установок уплотнительное кольцо шины может серьезно пострадать, а шина придет в негодность.
Текст: Д.Саблин
Фотоматериал: Pitstop и Nokian