С прошлого года был немного изменен формат тренировок перед гравийными этапами чемпионата. В нынешнем году гонщики также проехали два заезда в тренировочном формате и один в квалификационном. По итогам тренировок лучшим стал пилот команды Qatar M-Sport Евгений Новиков. На две с половиной секунды от него отстал лидер чемпионата Себастьян Ожье. Еще 1,3 секунды уступил Тьерри Невилль. С бельгийцем вышел курьезный случай. Во время дорожной секции он пересек двойную сплошную, за что ему выписали штраф и отобрали права. Из-за этого до сервис-парка машину пришлось вести штурману. Появились опасения, что Тьерри вообще не сможет выйти на старт, но после уплаты штрафа права ему были возвращены и Невилль принял участие в квалификации.
Квалификация выявила уже новых лидеров. Первое место досталось пилоту Volkswagen Motorsport Яри-Матти Латвале. Второе место отошло лидеру тренировочных заездов Евгению Новикову. Он отстал чуть больше, чем на шесть десятых секунды. На третьем месте в полутора секундах от лидера закончил квалификацию еще один представитель Volkswagen – Себастьян Ожье. После этого прошла рутинная процедура выбора стартовых позиций. Чем лучше была позиция в квалификации, тем дальше оказалось место на старте. Соответственно пятничную гоночную программу предстояло открывать Калиду Аль-Кассими.
Старт ралли прошел без сюрпризов. На самом длинном первом спецучастке никто не хотел рисковать сверх меры и поэтому расклад сил получился вполне традиционным. Лидерство сразу захватил Себастьян Ожье, на пять секунд от него отставал Микко Хирвонен, еще на три – Евгений Новиков. Неприятность произошла с партнером Ожье – Яри-Матти Латвалой. Он получил прокол и сразу же потерял почти две минуты, что серьезно ударило по его положению в гонке. Второй спецучасток вывел из борьбы Евгения Новикова. Сначала он пропал из протокола, а затем выяснилось, что экипаж команды Qatar M-Sport перевернулся. К счастью, ни гонщик, ни штурман не пострадали, но прохождение допа было временно приостановлено. В итоге на место выбывшего Новикова в тройку попал Мадс Остберг. С таким же раскладом завершилась утренняя секция. Ожье нарастил свой отрыв уже до двадцати секунд. А позади него в четырех секундах друг от друга за второе место боролись Хирвонен и Остберг.
Во время дневной секции удивил Тьерри Невилль. Бельгиец выиграл два допа подряд, серьезно сократив свое отставание от лидеров и вырвавшись на четвертое место. А когда подошла очередь последнего дневного пятничного допа, Невилль смог прибавить еще и занял третье место, выбив Остберга. Более того, от обладателя второго места, Микко Хирвонена, его отделяло всего пять секунд, а, учитывая, что темп финна был не самым высоким, в скором времени можно было ждать баталий и за вторую позицию в гонке. Что до лидера, то он без проблем наращивал отрыв. После шести спецучастков разница между первой и второй позициями составляла более сорока секунд.
Вечерняя секция пятницы состояла из двойного проезда спецучастка Gallura. Общая протяженность этого «турне» составляла менее 30 км, тем не менее в этот небольшой промежуток времени уместилось множество событий. Во-первых, радовал своих болельщиков невероятной скоростью Яри-Матти Латвала. Стараясь отыграться после неудачи на первом допе, гонщик Volkswagen одержал две подряд победы на спецучастках и смог пробраться в лидирующую пятерку. Отчасти ему в этом помогли неудачи его соперников. Так, на последнем допе дня из борьбы выбыл еще один экипаж Qatar M-Sport. Вслед за Евгением Новиковым гонку покинул Мадс Остберг.
Тем временем Ожье наращивал свой отрыв. Он уже более чем на 46 секунд опережал идущих вторым и третьим Хирвонена и Невилля. А тех, в свою очередь, разделяло лишь 3 секунды, и борьба за второе место только разгоралась. Это прекрасно продемонстрировал первый субботний спецучасток. Хирвонен выиграл его с более чем пятисекундным преимуществом. Но, похоже, то, что Микко начал более активно вести борьбу, сыграло с ним злую шутку. На втором спецучастке субботы Хирвонен вылетел с трассы. И хотя повреждения оказались несущественными, он не смог вернуться на дорожное полотно, что и поставило крест на его участии в гонке.
Неприятности гонщиков лидирующей группы сыграли на руку пилотам Volkswagen. Так, лидер гонки Себастьян Ожье смог увеличить свой отрыв уже почти до одной минуты, а Яри-Матти Латвала поднялся в зону подиума, хотя и отставал от идущего вторым Тьерри Невилля на 50 секунд. На следующих спецучастках Латвала начал понемногу отыгрывать отставание от Невилля, но 2–3 секунды с допа было совсем недостаточно, чтобы навязать реальную борьбу.
Чем ближе был финиш гонки, тем менее активными становились лидеры. После тринадцатого спецучастка Яри-Матти Латвала заявил, что не имеет намерений во что бы то ни стало бороться за второе место с Невиллем. Даже несмотря на то, что к тому моменту разрыв между ними сократился уже до половины минуты. Активная борьба продолжалась лишь за пределами первой тройки.
Предпоследний спецучасток ралли был выделен для проведения Power Stage. Как правило, во время его проведения под конец гонки лидеры уже стараются не рисковать и сохраняют текущие позиции. В этот раз получилось иначе. Среди всех, кто мог реально бороться за победу, на спецучастках остались лишь текущие лидеры. И поэтому, даже не сильно напрягаясь, они смогли записать на свой счет дополнительные баллы. Причем получили их в соответствии с раскладом сил в гонке на тот момент. Ожье досталось три очка, Невиллю – два, Латвале – одно.
Последний доп стал простой формальностью. Любая борьба уже полностью сошла на нет. Оставалось лишь констатировать одиннадцатую в карьере победу Себастьяна Ожье. Для команды Volkswagen она стала уже пятой. Преимущество Ожье в личном зачете стало просто подавляющим. Уже появились гонщики, которые лишились даже математических шансов на победу в чемпионате. Немногим лучше выглядит ситуация в командном зачете, где еще хотя бы теоретически сохраняется интрига.
Ралли Сардинии |
Личный зачет |
1. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» 2. Тьерри Невилль «Qatar» +1:16.8 3. Яри-Матти Латвала «Volkswagen Motorsport» +1:48.0 4. Дани Сордо «Citroеn Total Abu Dhabi» +3:19.2 5. Мартин Прокоп «Jipocar Czech National» +8:34.1 6. Элфин Эванс «Qatar» +11:51.8 7. Михал Косьцюшко «Lotos» +11:52.7 8. Мадс Остберг «Qatar M-Sport» +13:21.5 9. Роберт Кубица «Kubica Robert» +16:47.6 10. Калид Аль-Кассими «Abu Dhabi Citroеn Total» +17:19.9 |
1. Себастьян Ожье «Volkswagen Motorsport» 154 2. Яри-Матти Латвала «Volkswagen Motorsport» 90 3. Тьерри Невилль «Qatar» 70 4. Себастьян Леб «Citroеn Total Abu Dhabi» 68 5. Микко Хирвонен «Citroеn Total Abu Dhabi» 61 6. Дани Сордо «Citroеn Total Abu Dhabi» 59 7. Мадс Остберг «Qatar M-Sport» 50 8. Мартин Прокоп «Jipocar Czech National» 37 9. Евгений Новиков «Qatar M-Sport» 31 10. Нассер Аль-Аттия «Qatar» 30 |
Сардиния
«В 2013 году ралли Сардинии перебралось из финальной части чемпионата в самый его центр. Вместо октября временем его проведения был выбран июнь. Но этап прошел все на тех же гравийных дорожках итальянского острова Сардиния, неподалеку от городка Ольбия. Общая дистанция спецучастков ралли составила всего 304,5 км, и на их прохождение пилотам потребовалось не четыре дня, как в прошлом году, а только два. Самым длинным СУ стал Monte Lerno – 31,08 км. Его гонщики преодолели в начале первой и в конце второй пятничной секции. Наименее протяженным стал Gallura – 13,55 км, который пилоты проехали дважды во время третьей пятничной секции».
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал: RedBull