Компания NAWA Technologies представила на выставке бытовой электроники (CES) в Лас-Вегасе свой концепт-байк NAWA Racer с новой электрической трансмиссией, использующей в качестве элемента питания углеродные ультраконденсаторы.
Конденсаторы, конечно, сами по себе давно не новинка. Но дело в том, что до недавнего времени они не могли нести в себе много энергии и при этом стоить недорого, кроме того, их было сложно интегрировать в систему с батареями. Новейшие ультраконденсаторы NAWA предлагают самое низкое внутреннее сопротивление, позволяющее построить систему без преобразователя постоянного тока. Новые конденсаторы, работающие в связке с литийионной батареей, несут в себе энергии в пять раз больше, чем применявшиеся до сих пор.
Дизайн модели, разрабатывавшийся в сотрудничестве со специалистами Envisage Group, был навеян легендарными гоночными лондонскими кафе-рейсерами 1960-х годов. Впрочем, в прототипе можно увидеть как черты ретростилистики, так и современную атрибутику – например, светодиодный свет фар и задних фонарей, черную анодированную матовую окраску вилки и нубук на сиденье.
Конденсаторы конструкторы расположили в верхней части байка, а относительно тяжелую батарею – внизу, там, где в бензиновых мотоциклах располагается двигатель. Благодаря раме из углеродного волокна и легким композитным панелям NAWA Racer весит всего 150 килограммов. Электромотор мощностью 100 л. с. разгоняет байк до сотни менее чем за 3 секунды, максимум скорости составляет 160 км/ч. Концепт имеет режим «рейс», в котором байк может выдавать максимум мощности, а также режим «эко», позволяющий расходовать заряд наиболее рационально.
Преимущества новой системы, разработанной специалистами NAWA, заключается в быстрой зарядке, в оперативном восстановлении энергии через рекуперацию и в высокой выходной мощности. Концепт, показанный на выставке, способен в смешанном цикле преодолеть без подзарядки 150 километров. Конденсаторы байка заряжаются за 2 минуты, а заряд батареи от домашней сети можно пополнить до 80% за час.
Электробайк с передовой трансмиссией предназначается разработчиками для использования в мегаполисах. Инженеры утверждают, что их ультраконденсаторы способны вынести миллионы циклов разрядки-зарядки без ущерба для работоспособности. В отличие от литийионных батарей углеродные ультраконденсаторы заряжаются за считаные секунды. Однако емкость заряда поддерживается именно литийионным аккумулятором. В тандеме обеспечиваются эффективная производительность и больший срок службы батареи. Помимо этого за счет применения ультраконденсаторов инженеры могут вдвое сократить размер литийионных батарей. Особенно эффективно система работает именно в городских условиях, где транспортное средство многократно разгоняется и тормозит.
Конструкторы сообщают, что электросистема в байке может легко меняться. Таким образом его владелец получит возможность менять производительность транспортного средства в зависимости от потребностей. Технология, предложенная компанией для электроцикла, может использоваться и в автомобилестроении. Массовое производство ультраконденсаторных элементов NAWA планирует запустить в ближайшее время на заводе в Экс-ан-Провансе (Франция).
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал ©NAWA