24 ноября, 2024
12 2013

Безопасная привязанность

Еще далеко не все наши водители относятся к правилу «садясь за руль автомобиля, пристегивайся ремнем безопасности», как к обязательной части культуры вождения. Несмотря на более чем «говорящее» название ремня, некоторые водители считают его чем-то ненужным, лишним, а пристегивать себя и пассажиров полагают зазорным, несмотря на солидные штрафы.

Хотя автопроизводители в последнее время заботливо оснащают автомобили устройством, которое зуммером и мерцанием светового индикатора напоминает о непристегнутом ремне, зачастую наши «умельцы» намеренно избавляются от этой опции. Например, защелкивают ремень, пропуская его сзади по сиденью, или ставят заглушки, а то и вовсе снимают разъемы и демонтируют саму систему. Делать это категорически не рекомендуется, и вот почему. Большинство автомобилей комплектуется подушками безопасности с несколькими степенями раскрытия и преднатяжителями ремней безопасности. О наличии в кресле пассажира системе сообщает датчик, вмонтированный в замок ремня. То есть если компьютер попытаться обмануть вставками и другими ухищрениями, то и ждать от систем безопасности корректной работы (своевременного срабатывания подушек, натяжения ремней, подката подголовников, если таковые имеются) не приходится.

Многие забывают, что использование ремня безопасности – это не традиция вождения, не эстетика и даже не вынужденная мера по предупреждению штрафа, а вопрос личной безопасности.

В результате многочисленных исследований, проводимых в разных странах, было установлено, что при столкновении автомобиля с неподвижным предметом, даже на относительно небольших скоростях – 20-30 км/ч, человеческое тело испытывает колоссальные перегрузки. При столкновении удар о рулевое колесо, элементы отделки салона или лобовое стекло может нанести непоправимые увечья, вплоть до летального исхода. Использование ремней безопасности позволяет значительно снизить риск получения травм или уменьшить их тяжесть и последствия.

Помимо обеспечения безопасности, правильно настроенные ремни помогают водителю более эффективно управлять автомобилем в критической ситуации, например, при заносе или экстренном торможении.

Следует отметить, что подушки безопасности способны еще более эффективно защитить водителя и пассажиров, но сработают они корректно только при пристегнутом ремне. В противном случае подушки либо не сработают вовсе (если компьютер обманули вставкой в замке ремня безопасности), либо могут привести к дополнительным травмам, а иногда и к перелому шейных позвонков.

Как начиналась безопасность 12 20131

Первые ремни безопасности были разработаны авиаконструкторами для удержания пилота в процессе выполнения самолетом фигур высшего пилотажа. В 50 годы прошлого века на автомобили «Форд» стали устанавливать в качестве опции поясной ремень безопасности с двухточечным креплением. Подобный ремень защищал от удара об руль при столкновении на небольших скоростях, но при большой силе удара мог усугубить травмы водителя за счет воздействия на брюшную полость. Вполне логично, что к подобной системе безопасности отношение у автовладельцев было скептическое.

В 1959 году впервые на серийных машинах появились V-образные ремни безопасности с трехточечным креплением. Изобретение ремня данной конструкции принадлежит шведу Нильсу Болину, бывшему инженеру-конструктору, разрабатывавшему системы безопасности и катапультирования для пилотов.

Ременные тонкости

V-образная форма ремня до сих пор остается наиболее распространенной. По сути дела, раньше это были два ремня – плечевой и бедренный, которые для удобства эксплуатации объединили одной скользящей пряжкой. Для эффективного срабатывания ремень должен был находиться на минимальном расстоянии от тела человека – между грудью и плечевым ремнем должно было проходить не более двух-трех пальцев. Подобное требование приводило к сковыванию движений водителя, и, как следствие, многие водители излишне ослабляли ремень или вовсе привыкли пренебрегать им.

Для исправления ситуации был разработан инерционный ремень, который постоянно слегка давил на тело водителя, свободно растягиваясь при плавном давлении, но при резких рывках фиксатор заклинивал катушку, не давая ремню разматываться. Инерционный ремень более удобен в эксплуатации, но он обеспечивает меньший уровень защиты, чем правильно закрепленный фиксированный ремень.

 12 20132

Для повышения эффективности со временем традиционный трехточечный ремень оснастили преднатяжителями и ограничителями усилия. Роль преднатяжителя заключается в том, чтобы максимально быстро в случае аварии натянуть ремень и плотно прижать тело человека к сиденью, дабы избежать инерционного эффекта. Преднатяжители могут быть как одноразовые, механические с пиропатроном, так и многоразовые с электрическим сервоприводом.

Ограничитель усилия является дополнительным компонентом механизма преднатяжителя. Он предназначен для ограничения предельной нагрузки на грудную клетку человека при столкновении. При превышении допустимого предела ограничитель ослабляет натяжение ремня.

По подсчетам компании Volvo, трехточечный ремень Нильса Болина за время своего существования спас порядка миллиона человеческих жизней.

Текст: Э. Кричевский
Фотоматериал: Volvo

Похожие статьи

Готовимся к холодам

admin

Шаг навстречу культуре движения

admin

Правила зимнего торможения

admin

Ездить «на лампочке» – себе дороже

admin

Слушали. Думали. Тушили

admin

На зимнюю дорогу – лишь с холодным рассудком

admin