Ведущие инженеры Toyota видят в водороде перспективный и богатый источник энергии, который может обеспечить мобильность без выброса углерода не только в дорожных транспортных средствах, но и в поездах, кораблях и самолетах, а также для выработки электроэнергии в промышленности, бизнесе и дома.
Работу над электромобилем с водородными топливными элементами Toyota начала в 1992 году, а в 2014-м на мировом рынке был представлен седан Mirai, построенный с использованием этой технологии.
Mirai – это электромобиль на топливных элементах (FCEV). Как считают специалисты, данная технология наилучшим образом подходит для больших тяжелых легковых автомобилей, грузовиков и общественного транспорта.
В новом поколении Mirai технология топливных элементов выходит на еще более высокий уровень, позволяя сделать вождение более эмоциональным и динамичным. Модифицированная система топливных элементов, аэродинамическая эффективность и разумная компоновка позволили увеличить дальность пробега на одной зарядке до 650 километров. При этом в окружающую среду выбрасывается только чистая вода.
Приоритетом в работе над обновлением было именно увеличение дальности пробега по сравнению с моделью первого поколения, хотя, конечно, оптимизация затронула и другие рабочие характеристики, экстерьер, интерьер и управляемость.
Конструкторы несколько изменили пропорции модели – его колесная база увеличилась на 14 см (2,92 м), при этом высота сократилась на 6,5 см, теперь она составляет 1,47 метра. Задний свес стал длиннее на 8,5 см, и общая длина машины выросла до 4,975 метра. Использование более крупных, чем ранее, шин размерностью 19 дюймов спереди и 20 дюймов сзади увеличило ширину колеи на 7,5 см и помогло получить место, необходимое для топливных баков с водородом, которые теперь имеют более прочную многослойную конструкцию.
Обновленный Mirai базируется на новой модульной платформе Toyota GA-L. Компоновка привода FCEV стала в ней более сбалансированной за счет перемещения блока топливных элементов. Это позволило создать просторный пятиместный салон с увеличенным пространством для ног задних пассажиров. Немаловажно и то, что автомобиль теперь располагает тремя баками с водородом высокого давления. Баки расположены в форме буквы «Т», самый длинный лежит продольно по центру, а два бака меньшего размера установлены под задними сиденьями. Если в первом поколении модели два бака вмещали 4,6 кг водорода, то теперь в трех емкостях помещается 5,6 килограмма. Расположение баков способствует снижению центра тяжести автомобиля. Архитектура также позволяет перемещать один из водородных топливных баков в передний отсек (эквивалент моторного отсека), в то время как более компактная, нежели ранее, высоковольтная батарея и электродвигатель расположены над задним мостом. Оптимизированная компоновка трансмиссии дает обновленному Mirai развесовку 50:50 спереди и сзади.
Конструкторам удалось собрать вместе все элементы, включая водяные насосы, промежуточный охладитель, кондиционер и воздушные компрессоры, а также насос рециркуляции водорода, сделав каждый из этих компонентов меньше и легче, но при этом повысив производительность.
Мощность топливного элемента увеличилась с 114 до 128 кВт, так как инженеры впервые применили в конструкции полупроводники из карбида кремния. Энергопотребление снизилось благодаря использованию меньшего количества транзисторов. Новый воздухозаборник рассчитан на низкие потери давления и содержит звукопоглощающий материал, поэтому шум из него в салоне не ощущается.
Вместо никель-металлогидридного блока, работающего в актуальной модели, обновленная версия получила литийионную высоковольтную батарею – меньшую по размеру, но более энергоемкую. Она легче на 2,3 килограмма, размер позволил разместить ее за задними сиденьями. Контур охлаждения батареи конструкторы оптимизировали так, что воздухозаборники по обе стороны от задних сидений практически незаметны.
Подвеска в обновленной версии модели применяется многорычажная – и спереди, и сзади, от стоек Макферсона и задней торсионной балки инженеры отказались. В подвеске были усилены стабилизаторы поперечной устойчивости, изменено расположение верхнего и нижнего шаровых шарниров.
Более низкая линия крыши улучшила аэродинамику автомобиля. По отзывам тест-пилотов, машина получила более плавный линейный разгон с ускорением и хорошую управляемость на любых скоростях.
Один из главных сюрпризов в этом автомобиле – он не только обходится без вредных выбросов, но даже очищает воздух во время движения. Дело в том, что в воздухозаборник, через который воздух поступает к топливному элементу, встроен каталитический фильтр, улавливающий микроскопические частицы, включая диоксид серы (SO2), оксиды азота (NOx) и твердые частицы размером до 2,5 микрона.
Интересно, что с выходом на рынок нового «Mirai» Toyota рассчитывает на более глубокое проникновение в рынок с десятикратным увеличением объема продаж. Эти надежды связаны в большой мере с тем, что продажная цена автомобиля, как заявляет производитель, будет примерно на 20% ниже, чем на актуальную модель. Помимо этого, по мнению экспертов, практичность владения автомобилем FCEV также будет неуклонно расти, если национальные рынки улучшат свою водородную инфраструктуру, увеличив количество заправочных станций, а правительства и местные власти введут соответствующие стимулы.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал Toyota