На автодроме спортивно-тренировочного комплекса Sokol, который находится близ Алматы, в этом году прошли два из четырех этапов международного Кубка Казахстана по драг-рейсингу DragWars.
Необходимо заметить, что соревнования в спринтерских заездах на четверть мили (402 метра) так или иначе в Алматы проходят с 2011 года. Они проводились в алматинском аэропорту, на Бурундае. Состязания знакомы горожанам и как более-менее хорошо организованные спортивные мероприятия, и как опасное стихийное соперничество на ночных городских магистралях. О том, как сейчас выглядит гонка, мы решили узнать из первых уст, встретившись в редакции с одним из ее участников – алматинцем Павлом Соколовым.
Корр.: Павел, расскажите немного о том, что сейчас представляет собой чемпионат, проходящий в Алматы.
– Сейчас это зрелищное, хорошо продуманное и грамотно организованное спортивное событие с соответствующими мерами безопасности, с удобствами для зрителей и участников. На автодроме Sokol создана прекрасная прямая, есть трибуны, с которых зрителям и болельщикам все хорошо видно. Соревнование обеспечивается телеметрией, поэтому не возникает никаких неясностей в судействе, при подведении итогов. Здесь же спортсмены на некоторое время могут оставлять свои автомобили, так как передвигаться на них по дорогам общего пользования не разрешается.
Корр.: Они слишком шумные?
– Да. Как правило, это специально подготовленные машины с мощными турбированными двигателями и без глушителей. В салон, согласно требованиям безопасности, монтируется жесткий металлический каркас, специальным образом регулируется подвеска и оптимизируется аэродинамика.
Корр.: Каков регламент соревнований?
– Все просто. Они начинаются с одиночных квалификационных заездов в различных классах, затем между собой соперничают показавшие лучшее время в квалификации.
Корр.: То есть, учитывая, что счет в заездах идет на 9–12 секунд, все проходит очень быстро – с утра приехал на трек, а к обеду уже дома?
– Нет, конечно. Я на первом этапе был на треке и в субботу, и в воскресенье. В день выступлений – с утра и часов до шести вечера.
Корр.: Автомобили каких марок участвовали в соревнованиях?
– Audi, Subaru, Toyota, BMW и другие. В первом этапе соревнований участвовало около 40 машин.
Корр.: На какой машине выступаете вы?
– Это Subaru Legacy с правым рулем, от которой, по сути, остался относительно неизмененным лишь кузов. Со всем остальным долго работали, преимущественно после основной работы, по ночам. Переделали двигатель, трансмиссию, поставили большую турбину и вварили каркас безопасности. Потом все настраивали и согласовывали.
Корр.: Чем вы руководствовались в своих действиях? Помогал интернет?
– Честно говоря, действовали чаще всего методом проб и ошибок. Подбирали разные комплектующие, искали оптимальный вариант.
Корр.: Подготовка машины для драг-рейсинга наверняка дело затратное?
– Конечно, это очень хлопотное и не дешевое дело. В двигателе меняются гильзы и поршни, шатуны, распредвалы, пружины и клапана. Все ставится кованое. Кроме того, еще нужно иметь в виду, что подготовленный автомобиль, по большому счету, больше не годится ни для чего, кроме как для стремительного старта и очень быстрой, но короткой прямой. Ее ресурса хватает на 20–30 заездов, потом восстановление.
Корр.: Павел, а в какой мере успех гонки в этой дисциплине зависит от пилота? Как лично вы готовитесь к соревнованию?
– Результат в драг-рейсинге, на мой взгляд, больше зависит от подготовки машины. То есть, конечно, важно не зевать на старте и правильно работать передачами. Но… в данном конкретном случае в субботу я сделал на СТК Sokol несколько тренировочных заездов, а в воскресенье выступил на первом этапе.
Корр.: И выступили в классе AWD-Sport неплохо, показав второй результат.
– Да. Первое место в классе занял алматинец Александр Мищенко, выступавший на Audi Coupe Quattro. Третье место досталось устькаменогорцу Роману Иващенко, разгонявшему Toyota Supra.
Корр.: Вы еще до старта поднимаете обороты, прогреваете резину и потом по сигналу просто «выстреливаете» со старта, верно?
– Да, именно так.
Корр.: Каков скоростной максимум, достигнутый вами на первом этапе?
– 241 километр в час. Рекордно быстро мне удавалось проходить дистанцию за 9,2 секунды. Для сравнения: стоковая турбированная машина преодолевает то же расстояние примерно за 14 секунд со скоростью 150 километров в час.
Корр.: Были ли какие-то особенности, характерные для соревнований этого года?
– Пожалуй, растущее участие девушек. Если в прошлом году на старт вышла лишь одна представительница прекрасного пола, то в этом на первом этапе их было уже трое.
Корр.: Есть ли у вас опыт участия в соревнованиях за рубежом?
– Пока нет, но я планирую поучаствовать в соревнованиях в Новосибирске (Россия). Нужно заметить, что мы пока явно отстаем от российских рейсеров, они там едут очень быстро.
Корр.: Что необходимо для участия?
– Соответствовать регламенту, в котором, например, оговаривается наличие специального несгораемого комбинезона, специальных сидений и ремней безопасности.
Корр.: Спасибо за беседу. Желаем вам успехов и побед, а драг-рейсингу в нашей стране – продолжения динамичного цивилизованного развития.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал: Николай Якубовский, Артур Адилгалиев