Сегодня водителей и владельцев автотехники, как правило, не нужно убеждать в необходимости заливать в автомобиль качественный бензин или моторное масло – это требование большинством уже воспринимается как некая аксиома. Но вот к выбору автомобильных охлаждающих жидкостей наши автомобилисты до сих пор относятся как к вопросу несущественному, неважному, зачастую рассуждая так: «…ерунда, на скорость не влияет. Раньше вообще воду заливали, и ничего». И даже когда автомобиль посреди трассы сродни паровозу начинает извергать клубы пара, они ищут внешние причины, винят, например, жару или пробки.
В странах Европы, в Америке и в Японии, напротив, к выбору автомобильных охлаждающих жидкостей относятся очень ответственно, поскольку там известно, что около 40% всех поломок двигателей прямо или косвенно связано с проблемами в работе охлаждающей системы. А производители транспортной техники, прежде чем рекомендовать определенную охлаждающую жидкость к применению, проводят длительные и дорогостоящие стендовые и эксплуатационные испытания.
В ходе работы двигатели внутреннего сгорания как побочный продукт производят тепло. Лишь около 33% энергии сгорающего топлива переходит на вращение коленчатого вала, остальные 67% преобразуются в тепловую энергию, причем 30% тепла исчезает с выхлопами, около 7% теряется через естественное излучение, а остальные 30% должны быть «утилизированы» системой охлаждения.
В современном автомобилестроении инженеры постоянно пытаются увеличить мощность двигателя за счет применения новых конструкционных материалов, увеличения рабочих температур, использования компрессоров и турбонагнетателей. В этих условиях система охлаждения двигателя подвергается сильнейшим нагрузкам и ее четкое функционирование крайне важно для бесперебойной работы мотора.
Первой наиважнейшей функцией охлаждающей системы и циркулирующей в ней жидкости является эффективное поддержание стабильной рабочей температуры двигателя. Охлаждающая жидкость должна иметь высокую теплоемкость, теплопроводность, температуру кипения, подвижность, а также низкие температуру кристаллизации и коэффициент объемного расширения. Она не должна вызывать коррозию металлов, разрушать резину уплотнений и вспениваться в процессе работы.
Ранее в системах охлаждения использовалась вода из-за ее хороших теплофизических свойств, экологичности и доступности. Но вода имеет сравнительно низкую температуру кипения и относительно быстро испаряется, а если при этом она жесткая (содержит минеральные примеси и растворенные соли), то в системе возникает накипь. При температуре ниже 0°C вода превращается в лед (кристаллизуется) со значительным (до 10%) увеличением объема. Это приводит к «размораживанию» двигателя, то есть к разрушению его основных деталей и узлов.
Современные автомобильные антифризы (от англ. antifreeze – незамерзающий) – это окрашенные водные растворы этилен- или пропиленгликоля с добавлением комплекса специальных защитных веществ, ингибиторов коррозии.
Гликоли, как правило, используются с водой в соотношении 40 на 60%, придавая антифризу защиту от замерзания и закипания, снижая кавитацию насоса.
Цвет охлаждающей жидкости, вопреки широко распространенному мнению, никакого отношения к свойствам не имеет. Производители добавляют краситель лишь для придания антифризу «индивидуальности», чтобы отличать его от других жидкостей.
Этиленгликоль имеет очень хорошие теплофизические свойства, но токсичен. При 50% концентрации он предоставляет защиту от закипания до 108°С и предохраняет от замерзания до – 37°C. В различных пропорциях получают растворы с температурой кристаллизации до – 75°С.
Пропиленгликоль имеет менее эффективную теплофизику, но считается нетоксичным, 50% смесь пропиленгликоля предоставляет такую же защиту от закипания и замерзания, что и этиленгликоль.
Для снижения коррозийной активности водно-гликолевой смеси и для придания антифризу лучших эксплуатационных качеств в него добавляют специальные присадки. Именно они коренным образом влияют на качество антифриза, обеспечивая оптимальные защитные свойства и увеличивая интервалы его замены.
В зависимости от состава антикоррозионных присадок охлаждающие жидкости можно разделить на три типовые группы:
1. Традиционные, к числу которых относится и тосол. Включают минеральные ингибиторы коррозии, такие, как силикаты, бораты, нитриты, фосфаты и другие вещества. Эти охлаждающие жидкости имеют небольшой срок службы, поскольку минеральные ингибиторы коррозии быстро расходуются, тонким слоем покрывая всю внутреннюю поверхность системы охлаждения двигателя. Причем слой со временем нарастает, значительно ухудшая теплоотдачу, и способствует разрушению узлов и механизмов системы охлаждения двигателя. В настоящее время такие антифризы считаются устаревшими. Все крупнейшие автопроизводители отказались от их применения.
2. Гибридные и лубридные присадки. Содержат как минеральные, так и органические (карбоксилатные) ингибиторы коррозии. В гибридных охлаждающих жидкостях содержится больше минеральных ингибиторов коррозии. В лубридных – больше органических. В целом это антифризы с хорошей антикоррозионной защитой, имеющие срок работы в среднем 2 года. Кроме того, в ряде случаев применение таких жидкостей даже более целесообразно, чем чисто карбоксилатных. Например, при эксплуатационных испытаниях тяжело нагруженных двигателей (стационарных, двигателей грузовиков и спецтехники) было обнаружено, что оптимальная защита гильзы от язвенной коррозии обеспечивается хладагентами, содержащими смесь органических кислот и нитритов. Здесь присутствуют симбиотические взаимодействия, и если кавитационная энергия становится выше уровня защиты, обеспечиваемого карбоксилатами, то защитные пленки отрываются с поверхности, но нитриты могут предотвратить коррозию, вступая в реакцию с кислородом на поверхности железа.
3. Карбоксилатные антифризы. Содержат ингибиторы коррозии, созданные на основе солей органических кислот (технология ОАТ). Их основное отличие от традиционных ингибиторов в том, что карбоксилатные антифризы локализуют процесс борьбы с коррозией только в тех местах, где она появляется. При этом расходуется минимальное количество присадки, поэтому такие антифризы имеют очень длительные сроки использования, сравнимые с периодом эксплуатации самого автомобиля.
Совместимость охлаждающих жидкостей определяется техническими условиями. Часто жидкости несовместимы, так как содержащиеся в них присадки могут вступить в реакцию друг с другом и утратить свои полезные свойства. Поэтому при необходимости восстановить уровень охлаждающей жидкости лучше заливать дистиллированную воду. А при замене охлаждающей жидкости автовладельцы должны руководствоваться стандартами и рекомендациями производителей техники.
Требования к антифризам зарубежного производства, как правило, определяются стандартами ASTM (Американская ассоциация по испытанию материалов) и SAE (Общество автомобильных инженеров США). Эти стандарты регламентируют свойства концентратов и антифризов, исходя из их основы (этиленгликоля или пропиленгликоля) и условий эксплуатации. Например, этиленгликолевые жидкости предназначены по ASTM D 3306 и ASTM D 4656 для легковых автомобилей и малых грузовиков; по ASTM D 4985, ASTM D 5345, ASTM D 6210 – для двигателей, работающих в тяжелых условиях, длительно эксплуатируемых в режимах, близких к максимальной мощности и на внедорожной технике, больших грузовиках, в стационарных силовых установках. Эти жидкости отличаются тем, что перед использованием в них необходимо добавлять специальную присадку.
Импортные антифризы по ASTM D 3306 можно использовать для отечественных легковых автомобилей.
Распространена практика, когда производители двигателей и техники после успешно проведенных испытаний охлаждающей жидкости определенного производителя могут рекомендовать конкретную марку антифриза к использованию в своей продукции, внеся ее в регламент технического обслуживания.
Мы хотим ознакомить вас с продукцией компании Old World Industries – самого крупного в США производителя и поставщика охлаждающих жидкостей и теплоносителей. На долю этой компании приходится более 30% всего рынка автомобильных антифризов Америки. Компания имеет собственную сырьевую базу, производственные и научно-исследовательские мощности, является владельцем новейших разработок в сфере производства охлаждающих жидкостей. Антифризы Old World Industries поставляются для первой заливки на автозаводы таких компаний, как Ford, Chrysler, GM, Volvo, Cummins, Detroit Diesel, Caterpillar, Mack Truck, Freightliner и других, что, несомненно, подтверждает их превосходное качество.
В России антифризы компании Old World Industries используются для первой заливки на КамАЗ, НефАЗ, «Брянский арсенал» (RM-TEREX), на заводах по изготовлению тепловозов и на стационарных дизельных и газопоршневых электростанциях.
Компания Old World Industries условно разделяет рынок потребителей автомобильных охлаждающих жидкостей на два сегмента, выпуская для них специализированную продукцию.
Первый сегмент – легковые автомобили и легкие грузовики.
Для этой категории производятся антифризы под следующими фирменными названиями:
PEAK Antifreeze – бюджетный антифриз зеленого цвета, обеспечивающий отличную защиту двигателя от замерзания, закипания и образования коррозии на протяжении 2 лет эксплуатации или до 120 тыс. км пробега, отвечает требованиям стандартов ASTM D-4340, ASTM D-4656, ASTM D-3306;
PEAK Long Life Antifreeze – карбоксилатный антифриз красного цвета, обеспечивающий превосходную защиту двигателя от замерзания, закипания и образования коррозии на протяжении 5 лет эксплуатации или до 250 тыс. км пробега, отвечает требованиям стандартов ASTM D-4340, ASTM D-3306;
PEAK Global Life Time – карбоксилатный антифриз премиум класса золотого цвета, может применяться во всех легковых автомобилях независимо от модели, марки и года выпуска, допускает смешивание с другими импортными антифризами, обеспечивает превосходную защиту двигателя от замерзания, закипания и образования коррозии на протяжении 5 лет эксплуатации или до 250 тыс. км пробега, отвечает требованиям или превосходит стандарты ASTM D-4340, ASTM D-3306, ANFOR 15-601, BS 6580 (British Standard), Chrysler MS7170, Chrysler MS9769, Ford ESE-M97B44-A, Ford WSS-M97B44-D, Ford WSS-M97B51-A1, FVV HEFT R443 (Germany), GM 1825M, GM 6277M (DEX-COOL Spec), JASO M325 (Japan), JIS K 2234 (Japan), SAE J1034, Mercedes Benz DBL 7700.
Второй сегмент – стационарные и автомобильные тяжело нагруженные двигатели, а также спецтехника. Антифризы для них выходят под следующими фирменными названиями:
Fleet Charge – полностью готовый (Fully Formulated) антифриз розового цвета, создан специально для использования в тяжело нагруженных двигателях, содержит антикавитационные присадки SCA, обеспечивает отличную защиту двигателя от замерзания, закипания, образования коррозии и кавитации на протяжении 2 лет эксплуатации или до 250 тыс. км пробега, отвечает требованиям или превосходит стандарты ASTM D-3306, ASTM D-4340, CID A-A-52624, Chrysler MS 7170, Ford ESE-M97B44-A, GM 1825M, SAE J1034 RP-329, ASTM D-4985, ASTM D-5345, ASTM D-6210, Caterpillar, Cummins 90T8-4, Detroit Diesel 7SE298, Freightliner 48-22880, GM 1899M, John Deere H24A1, John Deere H24C1, Mack Truck, SAE J1941, Volvо;
Final Charge – карбоксилатный антифриз премиум класса красного цвета, создан специально для использования в тяжело нагруженных двигателях, не требует добавления дополнительных присадок SCA, обеспечивает отличную защиту двигателя от замерзания, закипания, образования коррозии и кавитации на протяжении 6 лет эксплуатации или до 1000000 км пробега, отвечает требованиям или превосходит стандарты ASTM D-3306, ASTM D-4656, CAT EC-1, Cummins 14603, MTU 5048, Detroit Diesel, Mercedes DBL 7700, Behr Radiator и другие.
Начиная с 2014 года Old World Industries наладила производство охлаждающих жидкостей в России на базе своей дочерней компании ООО «ПИК Кемикалс». В Казахстане представителем компании Old World Industries является ТОО «PEAK CENTRAL ASIA».
Публикуется на правах рекламы