В начале 2016 года Правительством РК был введен утилизационный сбор и утвержден порядок его взимания. Не все компании, задействованные в продаже и обслуживании автомобилей, приняли нововведение радостно. Поползли слухи, что некоторые автомобильные бренды и вовсе сворачивают свою деятельность в нашей стране до лучших времен.
Очевидно, что, вводя сбор, Казахстан стремится не отстать от соседей по Таможенному союзу: аналогичный сбор действует с 2014 года на территории России и Беларуси. Он распространяется на всех без исключения производителей и импортеров автотранспортных средств вне зависимости от страны происхождения товара.
Тем не менее введение такого сбора в нашей стране в определенных ценовых нишах напрямую повлияло на поднятие стоимости конечного продукта и негативно сказалось на продажах. Взять, к примеру, продукцию АвтоВАЗа, продажи которого с начала этого года значительно снизились, а не так давно пришла новость, что АвтоВАЗ и вовсе приостановил отгрузку автомобилей в Казахстан.
За разъяснениями мы обратились к генеральному импортеру АвтоВАЗа в нашей республике – к компании «БИПЭК АВТО Казахстан», и выяснили, что приостановление экспорта продукции АвтоВАЗа в нашу страну лишь отчасти связано с введением утилизационного сбора и было продиктовано расширением локального производства.
Нам подтвердили, что со второй половины 2015 года компания «БИПЭК АВТО Казахстан» действительно сокращает поставки готовых автомобилей из Тольятти и Ижевска. Это решение основано на планах холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» увеличить объемы выпуска автомобилей Lada в Усть-Каменогорске, что снизит потребность в импорте готовой продукции.
Как отметили в компании, для большинства представителей казахстанского автобизнеса и их российских партнеров принятые законодательные изменения не стали неожиданностью. Утилизационный сбор стал частью мер Правительства РК в рамках концепции перехода к «зеленой экономике», утвержденной еще в 2013 году. В ноябре 2015 года были внесены изменения в Экологический кодекс, утвердивший принцип расширенных обязательств производителей и импортеров. Он предусматривает ответственность участников рынка за захоронение и переработку отходов эксплуатации широкой номенклатуры товаров.
Затраты по обеспечению экологической безопасности товаров при этом возложены на производителей и импортеров, и реестр таких товаров включает порядка 1400 категорий от текстиля до электроники.
Однако автомобильный рынок ожидаемые изменения затронули в первую очередь, что объясняется скоростью его роста: за минувшие 10 лет число зарегистрированных легковых автомобилей выросло с 1,7 до 5 млн единиц, а также высоким уровнем изношенности автопарка: две трети транспорта приходится на долю экологически небезопасной и устаревшей техники.
На взимаемые в виде утилизационного сбора средства правительство намерено создать утилизационную отрасль, то есть запустить предприятия по переработке металла, резины, пластика, стекла и токсичных жидкостей. С этой целью учрежден единый оператор, наделенный полномочиями по аккумулированию средств утильсбора и их инвестированию в создание предприятий. Уже к 2017 году в Казахстане планируется обеспечить условия для переработки 80% компонентов автомобиля. Будем надеяться, что с утилизацией все пойдет по плану и собранные средства достигнут адресата…
И все же неясно, как быть конкретному покупателю, который пожелал стать владельцем Lada Granta, например, или захотел приобрести Lada Vesta, ведь в Казахстане эти модели не выпускают?
Как пояснили в «БИПЭК АВТО Казахстан», покупателям с такими запросами придется ждать. В Усть-Каменогорске намерены расширить количество собираемых моделей под брендом Lada и уже сейчас проводят модернизацию сборочной линии для освоения моделей Vesta, Kalina, Granta (седан и лифтбэк), Priora, Lada 4×4 5d, XRay и Largus. Таким образом, продукция усть-каменогорского предприятия вскоре компенсирует спрос казахстанцев на модельный ряд АвтоВАЗа.
От себя хочется заметить, что рынок живет по своим правилам и законам и потерянные за переходное время позиции в Казахстане бренду LADA придется отвоевывать снова. Впрочем, получив локальную сборку, более полный модельный ряд АвтоВАЗа теперь на полном основании будет торговаться на площадках по государственным закупкам. А это, учитывая доступную стоимость во времена тотальной экономии, очень солидный аргумент в пользу выбора бренда LADA для нужд госкомпаний, муниципальных и специальных служб.
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал АВТОВАЗ