Природа словно подсмотрела наши планы и решила посодействовать в их реализации. Полученные от российского завода тестовые зимние шины MICHELIN LATITUDE X-ICE 2, установленные в середине ноября на одну из наших редакционных машин Toyota RAV-4, несколько дней кряду терлись о практически сухой городской асфальт. И вот – о чудо! – с первым декабря пришел первый настоящий снег. Завалило все: и дороги, и тех, кто должен был их расчищать. Впрочем, коммунальщики не сильно огорчились этому факту и первые дни зимы на дорогах вообще не показывались. Зато у нас появилась отличная возможность оценить характеристики зимних шин в настоящих суровых условиях. Тем более что снег выпал аккурат в выходные, а значит, нам предстояла очередная загородная поездка.
Направление для себя мы выбрали самое что ни на есть подходящее, с большим разнообразием дорог: по Капшагайской трассе до поста, далее – на Баканас, а там уже – в бездорожье, где и намеревались порезвиться вдоволь. Впрочем, и на городских дорогах, и на загородных трассах картина была примерно одинаковая: 30–40 сантиметров рыхлого снега, местами с ледяной коркой в основе. На такой дороге быстро не поездишь, и город, памятуя о знаменитом «дне жестянщика», как будто замер в ожидании пробуждения «повелителей дорог» – коммунальщиков.
Предвосхищая вопросы о том, почему на тесты мы взяли не новинку X-ICE 3, а шины прошлого года, ответим сразу: во-первых, X-ICE 3 пока только начнет поступать на наш рынок и основные ее продажи намечены на будущие годы, а LATITUDE X-ICE 2 уже продается у нас и, по словам представителей компании MICHELIN, будет продаваться еще несколько лет; во-вторых, линия типоразмеров LATITUDE X-ICE 2 позволяет подобрать шины практически на любые диски от 15 до 20 дюймов, а это, учитывая нестандартный размер дисков нашего внедорожника, немаловажный фактор.
Как и полагается, «переобуваясь», мы посетили СТО, проверили геометрию и все ключевые компоненты подвески, дабы субъективные ощущения от эксплуатации шин не омрачились какой-либо неисправностью ходовой части.
Шины MICHELIN LATITUDE X-ICE 2 разрабатывались для суровых зимних условий, при которых и раскрывается весь их потенциал. На трассе они стабильно держат дорогу, это касается и чистого асфальта, и укатанного снега. На откровенном гололеде на фрикционной шине, конечно же, лучше подбирать скорость, оптимальную для безопасного маневрирования и торможения. Мы поэкспериментировали с торможением на ледяном насте и отметили, что АБС вступает в работу практически в самый последний момент и только при экстренном торможении. В обычной ситуации машина останавливается уверенно, не меняя траектории.
Постоянный боковой ветер немного уменьшил снежную шапку, но на трассе появились не менее опасные препятствия – снежные наносы на обочине. В любой автошколе учат обращать на них особое внимание, так как из-за разной плотности укатанного на дороге снега (или наста) и снежного наноса машину может просто стянуть с дороги, а там и до кувырка недалеко. Не забывая об этих мерах предосторожности, мы мало-помалу выбрались за город, стараясь не высовываться из накатанной колеи.
Надо отметить, что глобально концерн MICHELIN является постоянным участником всевозможных раллийных чемпионатов и гран-при. Делается это не только в рекламных целях, а в большей степени для того, чтобы у технарей концерна была возможность «обкатывать» свои новые технологии и материалы в реальных «боевых» условиях. И если не вдаваться в подробности, то наши тестовые шины сделаны из тех же материалов и по той же технологии, что и раллийные шины Себастьяна Леба, на которых он завоевывал титул Чемпиона мира WRC девять раз подряд. Стоит только оговориться, что шины Лёба имеют меньшую устойчивость к износу, нежели наши гражданские, и более агрессивный, заточенный под ралли протектор.
Резина LATITUDE X-ICE 2, как и подобает шинам с индексом M+S (Mud and Snow), очень эластична, что позволяет протектору буквально вцепляться в дорогу. В состав запатентованной под названием FLEX-ICE резиновой смеси входит кремний, обеспечивающий протектору износостойкость и позволяющий ему сохранять эластичность при минусе. Благодаря этому, шина получила маркировку X-Green, говорящую о ее низком сопротивлении качению, за счет которого уменьшаются вредные выбросы в атмосферу. На деле, как заверяют разработчики, шина способна экономить около 10–15% топлива и может прослужить на 20% дольше, нежели ее аналоги. Кроме этого, усиленный двойной каркас шины делает ее устойчивой к повреждениям и способствует сохранению контура при значительных нагрузках, что положительно влияет на сцепные свойства протектора.
Рисунок шины направленный, и в строении протектора применена технология осушения пятна контакта. Заключается она в том, что при езде по мокрому льду или шуге встроенные в протектор полости выполняют роль насосов и откачивают влагу, давая ламелям максимально плотно сцепляться с дорогой. Сами ламели имеют зигзагообразную трехмерную форму по всей глубине прорезки, которая препятствует расползанию блоков во время боковых нагрузок и стабилизирует протектор во время торможения. Кроме этого, в канавках протектора имеются специальные выступы, ограничивающие ход самих блоков, что тоже способствует стабильной езде на твердой поверхности. Паспортные данные указывают, что тормозной путь шины сократился на 15% по сравнению с предшествующими моделями.
На «пухляке», куда мы съехали после покатушек по трассе, шины показали превосходные результаты. Несмотря на то, что салон машины был загружен полностью, а направление мы подбирали самое каверзное, мы ни разу не посадили машину. Протектор гребет уверенно и отлично самоочищается, позволяя ехать там, куда без цепей не сунулся бы ни один здравомыслящий водитель. На дне центральных канавок расположены специальные ребра, которые в рыхлом снегу и шуге выполняют роль грунтозацепов. В открытой и слегка скошенной для лучшего маневрирования боковой части протектора имеются специальные углубления, также положительно влияющие на маневренность. Конечно же, часть заслуг можно отнести и на счет мануальной трансмиссии, и на счет полного привода нашего транспорта, но шины в этой командной работе, благодаря которой в рыхлом снегу мы не сели на брюхо, занимают, пожалуй, главную роль.
Впереди у нас несколько месяцев зимы, за которые мы постараемся протестировать шины в самых различных условиях: от сухих городских дорог до заснеженных серпантинов горнолыжных трасс. Окончательные итоги наших тестов подведем перед началом зимнего сезона 2013 года.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: Pitstop