и легкой коммерческой техники в РК по итогам октября 2012 года.
Три города «захватили» половину рынка новых автомобилей в Казахстане: около 50% всех новых автомобилей, подаваемых в республике, приходится на Алматы, Астану и Атырау.
По итогам октября 2012 года казахстанский рынок новых легковых автомобилей и коммерческой техники, в том числе импортированных и произведенных на территории Казахстана, увеличился на 116% в сравнении с октябрем 2011 года. В минувшем месяце официальные дилеры реализовали 9 845 единиц автотехники, а в 2011 году за этот же период было продано только 4 555 автомобилей. При этом наиболее значительный рост продаж наблюдался у четырех брендов. Так, Skoda в октябре 2012 увеличила свои продажи в 6 раз, Lexus и Chevrolet – более чем в 3 раза, а Toyota реализовала автомобилей в 2,8 раза больше по отношению к 2011 году.
В целом с начала года наблюдается положительная динамика роста продаж. В октябре казахстанцы приобрели на 1 339 автомобилей больше, чем в сентябре (около 8 506 ед.). Если сравнивать продажи легковых автомобилей и коммерческой техники в октябре 2012 года с сентябрем 2012 года, то налицо также положительная динамика. Показатели октября 2012 года превышают итоги сентября 2012 года почти на 16%.
Лидером продаж по-прежнему остается LADA. По сравнению с сентябрем, в октябре было продано на 460 автомобилей больше. Однако в минувшем месяце марка немного сдала свои позиции, потеряв долю рынка на 1,33%.
Продолжает наращивать свое присутствие на рынке Toyota. В октябре казахстанцы приобрели на 180 автомобилей этой марки больше, чем в сентябре.
Помимо этого, в первую пятерку лидеров за октябрь 2012 года по количеству реализованных автомобилей вошли бренды UZ-Daewoo, Chevrolet и Hyundai.
Показатели UZ-Daewoo и Chevrolet оказались выше итогов сентября 2012 года почти в 1,4 раза. Соответственно следует и увеличение доли рынка на 1,37% и 1,36% . У Hyundai продажи также выросли на 7,2% (+38а/м).
Сегмент легковых автомобилей
В сегменте легковых автомобилей за прошедший месяц наблюдается стабильное увеличение продаж: в октябре они увеличились на 1 250 авто по отношению к сентябрю 2012 года.
Наибольшая доля рынка (42,3%) все также принадлежит автомобильной марке LADA, правда, с небольшой потерей (минус почти 1%).
Вторую строчку занимает UZ-Daewoo (+885 ед.), опередивший бренд Toyota лишь на 14 авто (+871ед.). При этом доля рынка каждого из них составляет примерно по 10%.
На четвертой строчке обосновался бренд Chevrolet, увеличив продажи почти на 200 а/м и соответственно долю рынка на 1,48%.
С 7-ой на 5-ую ступень поднялся Nissan. Его доля – 5,11%.
Продолжают захватывать рынок корейские автомобили Hyundai (5,01%) и KIA (4,91%), расположившиеся на 6-ой и 7-ой позициях соответственно.
На восьмой строчке «прописался» бренд Skoda с увеличением продаж на 48 авто (2,71%).
Немного улучшила свои позиции японская марка Mitsubishi. 190 проданных автомобилей позволили ей подняться на одну строчку и занять девятую позицию в рейтинге.
Замыкает десятку бренд SsangYong казахстанского производства. В октябре автомобилям этой марки отдали предпочтение 182 казахстанца.
Итоги продаж легковых автомобилей показали, что наиболее продаваемыми были автомобили В-класса (малолитражки) с долей рынка в 38,11%, т.е. 3 752 единицы. На долю автомобилей С-класса (гольф-класс) приходится 19,12% всего казахстанского рынка. А-класс (миникары) в прошедшем месяце «отвоевал» себе 2,42% рынка. «Семейные» авто (D) и авто «бизнес-класса» (Е) немного улучшили свои позиции, увеличив доли рынка на 1,35% и 3,61% соответственно. По-прежнему в фаворе у казахстанцев остаются внедорожники: их доля составляет 25,03%.
Сегмент коммерческой техники
И в этом сегменте наблюдается рост продаж. Значительная часть рынка по-прежнему принадлежит ГАЗ (54,27%) и УАЗ (21,71%). За ними следует Hyundai со 110 реализованными единицами коммерческой техники. Toyota совершила скачок на 3 ступени, поднявшись с седьмой строчки на четвертую (2,18%). Пятую позицию занял Volkswagen с минусом в 26 единиц. На шестой строчке – коммерческие автомобили китайского производства: Wuling с 18-ю проданными авто (2,08%) и Mitsubishi, который в октябре реализовал 16 автомобилей. Его доля рынка составляет 1,85%. Далее следуют Ford (6 а/м) и Nissan (5а/м) с приблизительно одинаковой долей рынка: 0,69% и 0,58%. И замыкает десятку лидеров бренд Mercedes-Benz с тремя единицами реализованной автотехники и долей рынка в 0,35%.
Регионы
Самый значительный рост продаж в октябре 2012 года по отношению к сентябрю наблюдался в трех городах Казахстана. В Алматы: +441 а/м, в Астане: +230 а/м и в Актау: +113а/м.
Наиболее востребованными автомобили по-прежнему остаются в Алматы. Здесь в октябре 2012 года продано 2 460 автомобилей (доля рынка – 24,99%). В столице Казахстана Астане автомобили покупают почти в 2 раза меньше, чем в Алматы. В минувшем месяце астанчане приобрели 1 576 авто (доля рынка – 16,01%).
В тройку лидеров также входит Атырау с 873 проданными автомобилями (доля – 8,87%).
Таким образом, почти половина всех новых автомобилей, подаваемых в Казахстане, приходится на Алматы, Астану и Атырау.
В Шымкенте и Актобе продано примерно одинаковое количество машин: 609 и 596 соответственно. Костанай и Усть-Каменогорск заняли по 5,75% рынка новых авто. Если в прошлые месяцы новые автомобили пользовались наименьшей популярностью в Таразе и Талдыкоргане, то теперь в этих городах наблюдается тенденция к увеличению продаж.
Материал предоставлен ОЮЛ «Ассоциация КазахстанскогоАвтоБизнесса» (АКАБ).
(Обзор составлен на основе данных, предоставленных автодилерами)