2013 год для казахстанского автомобильного рынка стал очередной вехой роста официальных продаж новых автомобилей: мы наблюдали хорошую динамику по сравнению с предыдущими периодами, отмечено появление новых брендов, линейка моделей пополнилась новыми моделями, открылось несколько новых автоцентров, были заложены новые мощности промышленных площадок, отечественные производители добились новых рекордных показателей в сборке автомобилей. Показатели впечатляют.
2014 год обещает стать не менее успешным, и мы надеемся, что будем свидетелями серьезного роста продаж по системе TRADE-IN (обмен старых автомобилей на новые в салонах), что положит начало развитию официального рынка автомобилей «с пробегом». Данный факт, в свою очередь, будет способствовать выходу из тени «серого» оборота подержанных автомобилей в Казахстане. Итоги продаж новых, официально представленных автомобилей в Казахстане за ноябрь – чуть менее 17 тыс. автомобилей различного назначения. А всего с начала года из автосалонов было реализовано более 150 тысяч единиц техники.
Андрей Лаврентьев, президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса.
РЫНОК РК
Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в ноябре этого года составили 16898 ед. против 10670 ед. в аналогичный период 2012 г. Всего за период с начала 2013 г. этот показатель составил 150064 ед.
Доля импорта среди проданных автомобилей от начала года равна 78,8%. Доля автомобилей отечественной сборки – 21,2%, или 118250 и 31814 ед. соответственно.
Автомобилей из РФ было продано 78324 ед., из Узбекистана – 12753 ед. Японские производители занимают третье место – 12587 ед. Далее следует Великобритания с 5419 ед. и Южная Корея с 4179 ед.
ПО БРЕНДАМ
В первой строке общей таблицы брендов удерживает позиции Lada с результатами продаж в 52200 ед. и 35% долей от всех официальных продаж новых автомобилей в РК.
На втором месте бренд Uz-Daewoo – 12444 ед.
Далее следует бренд Hyundai с 11149 ед., что на 74,3% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
На четвертом месте – KIA с 10920 ед.
По итогам 11 месяцев Toyota продала 10689 ед.
Шестую строчку занимает бренд Chevrolet с продажами в 9203 ед.
В общей таблице брендов GAZ занимает долю более 4% и по-прежнему лидирует в сегменте коммерческой техники – 6141 ед.
Ниже разместился Nissan, продавший с января по ноябрь 5704 ед. против 3416 за тот же период 2012 г.
Восьмое место закрепилось за Renault – 4326 ед.
Далее следуют Skoda и SsangYong – 2715 и 2618 ед. соответственно, ZAZ – 2404 ед. и Mitsubishi – 2301 ед.
Марка UAZ по итогам 11 месяцев реализовала 4163 ед.
Skoda с начала года продала 4037 автомобилей.
АВТОПРОМ РК
Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь–ноябрь составили 31814 ед. против 16898 в аналогичном периоде 2012 г. Основным растущим сегментом остается сегмент пассажирских легковых автомобилей – 16020 ед.
В бюджетном диапазоне цен от 10 до 15 тыс. USD среди легковых автомобилей отечественной сборки модель ZAZ Chance удерживает лидерство – 2468 ед. Этот диапазон пополнился новым автомобилем ZAZ Forza.
В следующем ценовом диапазоне от 15 до 20 тыс. USD на первой позиции Skoda Rapid – 1406 ед., потеснившая Chevrolet Aveo New – 1201 ед.
В диапазоне 20–25 тыс. USD больше всего продано Chevrolet Cruze – 3169 ед. Этот диапазон цен по-прежнему характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых автомобилей отечественной сборки: более 43% по итогам 11 месяцев 2013 г.
В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке расположилась Skoda Octavia с 1135 ед.
Диапазон от 40 до 60 тыс. USD представляет единственная модель – KIA Cadenza – 73 ед. с начала года против 148 в аналогичный период 2012 г. Отмечено падение продаж на 51%.
В премиум-классе отечественного производства всего две модели: на первой строке – SsangYong Chairman с 30 ед., на второй – KIA Quoris с 23 ед.
Доля внедорожников казахстанской сборки составила 42,3% от продаж всех автомобилей отечественного производства с 2013 г. – 13450 ед. Рост в этой категории – 64%.
Lada 4×4 обеспечила продажи 43% (5815 ед.) рынка отечественных внедорожников, что свидетельствует о падении доли присутствия на 13% по сравнению с 2012 г.
В диапазоне цен от 25 до 40 тыс. USD лидерами продаж выступают три модели внедорожников казахстанской сборки: SsangYongKyron – 1767 ед., KIA Sportage – 1510 ед., SsangYongNewActyon – 1119 ед. В этой же категории заявила о себе недавняя премьера казахстанского авторынка – Peugeot 3008.
Коммерческая техника казахстанского производства на внутреннем рынке продолжает уверенно наращивать свою долю продаж. По итогам 11 месяцев реализовано 1388 ед. Бренд Iveco, производства ТОО «СарыАркаАвтопром», – 583 ед. против 15 в том же периоде 2012 г.
Наибольшая же доля продаж – 57% в этой категории остается за Hyundai, включая HyundaiTruck&Bus – 803 ед.
ТОП-10 ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ
В категории легких автомобилей (PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 т) рост продаж в ноябре составил 61% или 15732 ед.
На первой строке таблицы – Lada с продажами в 5950 ед.
На 2-ом месте бренд Toyota – 1200 ед. в ноябре.
На 3-ем месте таблицы Daewoo – 1173 ед.
Ниже следует Hyundai – 1145 ед. в ноябре.
KIA в ноябре продала 1093 ед. и заняла 5-ое место.
На 6-ом и 7-ом месте таблицы Chevrolet – 935 ед. и Skoda – 714 ед. соответственно.
На 8-ом месте – Renault с 642 ед., на 9-ом – Nissan с 603 ед.
Десятую строчку занимает бренд SsangYong – 425 ед.
Из тех, что расположились ниже, можно отметить успехи Peugeot, с ходу взявшего 16 место из 28 возможных: 125 ед. за ноябрь.
Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний-импортеров. Не включены продажи коммерческой техники группы «Камаз-Инжиниринг» и автомобильных брендов Китая.