Каким бы ни был совершенным с технической точки зрения современный автомобиль, его по-прежнему связывают с дорогой всего лишь четыре маленьких резиновых пятна в месте контакта шин с асфальтом. В момент маневров шина испытывает колоссальные нагрузки, и ее прочность и умение протектора цепляться за поверхность напрямую влияют на безопасность. Тем более это актуально, когда речь заходит об эксплуатации мощных и спортивных автомобилей и шинах с индексом скорости «W» и «Y» (270–300 км/ч).
В скоростном сегменте UHP (Ultra High Performance) работает не так много шинников, и любая новинка здесь по определению считается значимой. Тем более, когда ее разработала авторитетная финская компания Nokian. Познакомиться с новой шиной, получившей имя Hakka Black, нам довелось в Швеции, на скоростной трассе острова Готланд.
Несмотря на не очень теплый климат, в Скандинавии есть много любимых европейскими туристами мест. Одно из них – шведский остров Готланд, где предпочитают отдыхать в основном европейцы старшего поколения. Отдых на острове примечателен своей размеренностью, более или менее мягким климатом и ненавязчивым сервисом. Есть там масса памятников средневековья и еще больше легенд о славном прошлом жителей острова, которые через одного являются потомками викингов, варягов и даже русских дворян, обосновавшихся на острове в послевоенный период русско-шведской войны 1809 года. В наши дни остров получил широкую известность благодаря расположенной на нем кольцевой трассе «Готланд-Ринг», которую за витиеватость спортсмены называют «Малым Нюрбургрингом». На этой трассе, собственно, и проходила презентация новинки.
Прибывших журналистов из России, Беларуси и Казахстана разделили на две группы по 15 человек. И пока одна в конвой-тесте отправилась пробовать новую шину в условиях городских дорог, мы, в числе второй группы, получив наставление от финских спортсменов из команды LMS Ricing, обеспечивавших поддержку на тестах, отправились на кольцо трассы знакомиться с новинкой в экстремальных спортивных условиях. Надо отдать финнам должное: они любят скоростную езду, и повторить то, что они вытворяли во время показательных заездов на трассе, не удалось никому из журналистов. Впрочем, у имевших за плечами опыт спортивного вождения повизжать шинами самостоятельно все же получилось.
Как и предполагал формат презентации, перед практическими испытаниями специалисты компании Nokian Tires рассказали о новинке. Шина стала продолжением семейства Hakka, которое изначально создавалось финнами для экстремальных условий эксплуатации.
Напомним, что в 2010 году финны выпустили шину Hakka Green с разным, в зависимости от размера, индексом скорости: «T» – до 190 км/ч и «H» – до 210 км/ч. Шина получила единый для всего модельного ряда рисунок протектора с новыми ламелями и новые материалы, обеспечивающие протектору низкое сопротивление качению. По этой причине разработчики и добавили в название слово Green. Через год в Nokian представили следующую шину этого семейства, устойчивую к температурным перепадам Hakka BLUE. Шина унаследовала «зеленые» технологии предшественницы и получила новые материалы и решения, позволившие увеличить индекс скорости до 270 км/ч. Нынешняя новинка объединила предыдущие наработки и, благодаря инновациям, расширила присутствие Nokian в сегменте скоростных шин с индексом скорости «Y» – до 300 км/ч.
Несколько пробных кругов, дабы запомнить положение наиболее сложных поворотов, – и вот уже финский инструктор, сидящий на месте переднего пассажира, требует повышения скорости. Машина едет отлично, вцепившись всеми четырьмя колесами в грубый асфальт трассы. На выходе мотор легко откликается на педаль газа, вжимая водителя и переднего пассажира в кресла. В салоне относительно тихо и лишь при резком ускорении рык мощного двигателя прерывает беседу с инструктором.
«Главное – это то, как ты входишь в поворот, подбирая адекватную скорость, пользуясь тормозами до совершения маневра. Если все сделал правильно, то после апекса машина сама выйдет на нужную траекторию…», – наставлял финский инструктор. Конечно же, мы не выжали из машины и половины ее потенциала, да и с отсутствием опыта спортивного вождения это вряд ли было бы возможно. Но несколько минут, проведенных за рулем мощнейшего автомобиля на реальной спортивной трассе, зарядили адреналином надолго.
Далее в нашей программе следовали испытания новых шин на Audi RS5 по дорогам общественного пользования с разным покрытием: от песочно-гравийного, до брусчатки и грубого асфальта. Машина, как и на кольце трассы, четко слушается руля, и можно наслаждаться спокойной ездой, негромкой музыкой и шуршанием ветра. Шины на трассе не докучают заунывным пением.
Конструкция Hakka Black выполнена с поправкой на нагрузки, неизбежно возникающие при маневрах на большой скорости. Прочность шине обеспечивает стальной корд, при плетении которого использовано порядка двух с половиной километров проволоки, выдерживающей на разрыв около двух с половиной тонн. При этом каждая жила стального брекера сплетена не из двух, как у предшествующих моделей, а из трех стальных нитей. Нашла в новинке свое применение и уже хорошо зарекомендовавшая себя технология бесшовного нейлонового бандажа, невероятно прочного на разрыв. Такое решение позволяет избегать дисбаланса за счет отсутствия стыковочных швов и делает шину устойчивой к проколам и разрывам.
Отдельно стоит сказать и о новой резиновой смеси Nordic Intelligent UHP Silica, из которой выполнен многослойный протектор. Как заверяют разработчики, в ее состав включены нано-компоненты и силика, обеспечивающие протектору эластичность и износостойкость как на раскаленном асфальте, так и на мокрой дороге с понижением температуры до ноля.
Ассиметричный и плотный рисунок протектора в центральной части получил три сплошных жестких ребра. Внутренняя и внешняя плечевые зоны связаны между собой продольными блоками. На практике такой плотный рисунок вкупе с жесткими боковинами обеспечивает шине стабильное поведение на больших скоростях и сохраняет ее контур при боковых нагрузках, давая максимальное сцепление с дорогой.
Дабы избежать эффекта аквапланирования, финны оснастили протектор новинки дополнительными косыми канавками в центральных ребрах и расширили площадь канавок в плечевых зонах. Кстати, как и у предшествующих моделей, дно центральных канавок у Hakka Black сделано полированным, что положительно влияет на отвод воды из пятна контакта. В шинной индустрии эта технология применяется очень редко ввиду больших расходов на обслуживание матриц термопресса, которые после вулканизации шины каждый раз очищаются вручную. Пожалуй, Nokian единственный шинный производитель, использовавший полированные канавки в массовом производстве.
Подумали финны и о владельцах дорогих литых дисков, оснастив шину в месте посадки на обод защитным резиновым кольцом. Так что теперь при случайном прижатии колеса к бордюру, например на парковке, ничего страшного не произойдет. Кроме этого, в боковой части шины расположено информационное поле, где, помимо типоразмера и рекомендованного давления, есть напоминание о необходимости протяжки крепежных болтов.
Шина поступит в продажу в Казахстане нынешней весной сразу в 28-и типоразмерах и покроет наиболее популярные в премиальном классе размеры от 16 до 20 дюймов.
Примечательно, что, прежде чем пойти в массовое производство, новинка тестировалась в реальных дорожных условиях ряда европейских стран, имеющих резко континентальный климат. Кроме этого, специалисты Nokian учли пожелания потребителей из стран СНГ, включив в программу заводских тестов и дороги наших стран, намотав по ним несколько десятков тысяч километров. Так что Nokian Hakka Black – это, пожалуй, первая шина, созданная с чистого листа для наших, далеких от идеала, дорожных условий.
Для концерна NokianTires есть много памятных дат и событий, и изобретение зимних шин, пожалуй, является из них наиболее значимым. Финны и по сей день удерживают пальму первенства в этом сегменте, и основная часть производства Nokian приходится именно на них. Напомним, что их объединили в семейство Hakkapeliitta, название которого происходит от боевого клича финских воинов XVI столетия (в оригинале – «Хаккапеелла»). Сегмент летних шин, в котором Nokian до недавнего времени был представлен всего несколькими моделями, получил созвучное, но более короткое имя – Hakka, которым теперь финны называют жесткие условия эксплуатации. В этом семействе за последние три года произошли значительные перемены, появились новые технологии, поставившие летние шины Nokian в один ряд с традиционными лидерами этого сегмента.
Текст: Дмитрий Саблин
Фотоматериал: автора и Nokian