Концепт Mercedes-Benz CLA Class, показанный на выставке IAA Mobility 2023 в Мюнхене (Германия), представляет собой прототип, близкий к производственному варианту и дающий представление о будущем бренда, которое стоит на пороге.
Как ожидается, в линейку электромобилей из ближайшего будущего войдут четыре модели: четырехдверное купе, универсал и два внедорожника. Концепт-кар, показанный на выставке, был спроектирован на базе модульной платформы Mercedes-Benz (MMA). Новинку характеризуют узнаваемый стиль Mercedes-Benz, большое количество функций, еще больший комфорт и безопасность, а также самые передовые технологии.
Concept CLA Class продолжает эволюцию дизайна бренда, отличающегося лаконичной эмоциональностью. Передняя часть примечательна спортивным «носом акулы» и фирменным рисунком со стилизованной трехконечной звездой в качестве яркого светового мотива. В соответствии с возможностями эпохи электрической мобильности интерпретирована панель, установленная там, где привычнее видеть фальшрадиаторную решетку. Свет в дизайне экстерьера выглядит удачным сочетанием электрификации и цифровизации. Светодиодное освещение с очень низким энергопотреблением, видимое со всех сторон, подчеркивает пропорции автомобиля и привносит в мобильность еще больше движения. Фамильные черты модели читаются благодаря длинной колесной базе, коротким свесам и удлиненному капоту. Большая стеклянная крыша с подсвеченным анимированным узором выглядит изящно и нарядно. Разнообразные сценарии освещения днем и ночью создают еще больше эмоциональности и динамизма. Они также предлагают возможности персонализации в приветствии и прощании машины с ее владельцем.
Как и принято в дизайне купе, визуально центр тяжести расположен низко. Основательность и напористость в осанке придана автомобилю и широкой колеей, и 21-дюймовыми колесами. Спортивные пропорции концепта подчеркнуты атлетичной плечевой линией.
В основе Concept CLA Class лежит много наработок из новаторской технологической программы Vision EQXX. Инженеры добились максимальной эффективности за счет снижения потерь в системе электропривода напряжением 800 В. Она призвана обеспечить запас хода более 750 километров (WLTP). Такой потенциал стал доступен и благодаря инновационному химическому составу, работающему в тяговой батарее. Сам аккумулятор имеет удивительно небольшой объем. Его компоненты удерживаются на месте с помощью клея, а не винтов. Полученная в результате конструкция не только легче традиционной, батарея получается также более прочной, что повышает безопасность при столкновениях. Высоковольтная конфигурация допускает зарядку постоянным током в 250 кВт, обеспечивая запас хода до 400 километров за 15 минут. Еще одной инновацией является усовершенствованный тепловой насос, который также впечатляюще продемонстрировал свою эффективность в программе Vision EQXX.
Принцип двунаправленной зарядки, реализованный в концепте, открывает потенциал как для автолюбителей, так и для поставщиков энергии. При подключении электромобиля к совместимой зарядной станции постоянного тока автомобиль становится устройством хранения энергии для последующего использования или служит в качестве источника электроэнергии.
Синхронный двигатель с постоянными магнитами работает в паре с двухскоростной коробкой передач. Высокопроизводительная силовая электроника объединяет управление двигателем и трансмиссией в одном процессоре и оснащена инвертором для наиболее эффективного использования энергии.
Заднеприводный Concept CLA Class настроен на спортивные характеристики. Однако модульная конструкция привода позволяет использовать его и для полноприводных автомобилей. Усовершенствованная трансмиссия нового поколения, дебютировавшая в классе Concept CLA, может масштабироваться для разнообразных вариантов использования.
Дизайн просторного салона Concept CLA Class выглядит как современный, но лаконичный и простой. Мощная эстетика выражена через продуманное применение нескольких знаковых элементов. Например, лавровый венок Mercedes-Benz получил новую интерпретацию, реализовавшись в новом узоре обивки. Световые полосы, обрамляющие переднюю и заднюю части салона, наполняют пространство мягким атмосферным свечением. Полосы изготовлены из инновационного материала, который в неосвещенном состоянии имеет вид хромировки. В цветовой палитре интерьера сочетаются оттенки синего и фиолетового, а также блики серебра и кристально-белого цвета.
По всей ширине кабины в интерьере доминирует тонкий непрерывный экран MBUX Superscreen, оснащенный высокоэффективной технологией мини-светодиодов и иммерсивной 3D-графикой, впервые использованной в Vision EQXX. Передние ковшеобразные сиденья имеют простую обволакивающую форму, чтобы придать сидящим в них ощущение безопасности и защиты. Пассажиры, располагающиеся на задних сиденьях, получат большее по сравнению с предыдущим поколением модели свободное пространство над головой и в области колен. Сиденья оформлены экологически чистой кожей наппа.
Высокая центральная консоль, парящая между водителем и передним пассажиром, подчеркивает минималистскую спортивную элегантность интерьера. Вентиляционные отверстия расположены за экраном и создают впечатление ребер охлаждения – оригинальная конфигурация, которая одновременно включает в себя источники окружающего освещения. Этот мотив дизайна в сочетании с освещением является повторяющейся темой во всем интерьере. Впервые для Mercedes-Benz в салоне электромобиля появился визуально привлекательный элемент отделки – подсвеченная прозрачная поверхность для индуктивной зарядки смартфона, а также подсвеченный подстаканник с охлаждением. Это решение предлагает заглянуть в «цифровой мозг» концепта CLA Class, в новую операционную систему Mercedes-Benz (MB.OS). Общая композиция оформления в салоне интерпретирует поток данных, который связывает автомобиль с его экипажем.
Суть MB.OS заключается в том, чтобы разделить аппаратное и программное обеспечение, сделав разработку программного обеспечения более быстрой и адаптируемой. Операционная система MB.OS использует искусственный интеллект и машинное обучение, поддерживается передовыми датчиками и облаком Mercedes-Benz.
Обширные системы помощи водителю и безопасности, разрабатываемые для платформы MMA, позволяют, например, включать режим автономного управления (уровень SAE 2) практически на всех типах дорог. Электроника помогает водителю в перестроении на многополосных дорогах и при маневрировании на тесных парковках, а также предотвращает аварии или уменьшает последствия столкновений. В дополнение к нескольким камерам, обеспечивающим круговой обзор, базовый комплект концепта CLA Class также включает в себя набор радиолокационных и ультразвуковых датчиков.
Еще одно преимущество архитектуры MB.OS – способность обеспечивать высокую степень сетевого взаимодействия автомобильных систем и датчиков с исполнительными механизмами. Одним из примеров является новая система обнаружения присутствия детей (CPD). Она предназначена для снижения риска того, что маленькие дети случайно останутся в машине в теплую погоду. Если автомобиль и смартфон «подключены» к одной и той же учетной записи Mercedes me, система отправляет сообщения на смартфон через определенные промежутки времени. При этом электроника также контролирует температуру в салоне автомобиля: если становится очень жарко, срабатывает кондиционер автомобиля, снижая температуру в салоне до менее критического уровня.
Модульная архитектура Mercedes-Benz разрабатывалась для семейства из четырех моделей автомобилей с различными типами кузовов. Производство автомобилей с архитектурой MMA начнется в Раштатте (Германия), Кечкемете (Венгрия) и Пекине (Китай).
Концепт Mercedes-Benz расширяет пределы восприятия средства передвижения. Автомобиль не только становится помощником или компаньоном, но и является также развлекательным или игровым центром, зоной продуктивной профессиональной деятельности, личным пространством и даже частью глобальной энергетической сети.
Текст: Сафонов Андрей, фотоматериал Daimler AG