По приглашению шинного производителя Nokian мы побывали за полярным кругом, где близ финского города Ивало расположен самый северный испытательный полигон шинной компании Nokian.
Тестовый полигон в Ивало по праву считается самым крупным оснащенным зимним полигоном в мире (около 700 га). Там есть ледяные кольцевые трассы со всевозможными телеметрическими системами и натуральные зимние дороги с различной степенью сложности. В этом году мы увидели новое для полигона решение – робот-автомобиль. Дабы не утомлять своих пилотов скучным нарезанием кругов при ресурсных испытаниях, в Nokian придумали весьма умное и современное решение: на полигоне установили датчики, определяющие периметр трассы, а тестовый автомобиль оснастили системой автономного управления, основанной на GPS. После загрузки необходимой программы машина с заданной скоростью самостоятельно перемещается по кольцу трассы. Полигон работает семь зимних месяцев в году.
Как и предполагал формат мероприятия, перед испытаниями была теоретическая часть, во время которой специалисты рассказали о новинках. К этому году Nokian разработал их несколько. Часть предназначена для мягкого европейского климата и по понятным причинам к нам поставляться не будет, а вот для Скандинавии и стран СНГ финны представили вполне уместные в нашем климате фрикционные шины и более востребованные в северной части нашей страны – шипованные. Главным отличием новинок от предыдущих моделей стала новая резиновая смесь с новыми компонентами и новый рисунок протектора.
Все представленные шины мы смогли протестировать в самых различных условиях. Первыми в тестовой программе нашей группы стали шипованные шины Hakkapeliitta 8, установленные на Audi RS5.
Стащить машину в занос, несмотря на ледяное покрытие кольцевой трассы, оказалось делом весьма сложным. Шины основательно цепляются за лед и уверенно держат дорогу, а при малейшем намеке на неуправляемость контроль над ситуацией берет на себя электроника, пытающаяся до последнего стабилизировать ход машины. Далее были конвойные тесты по дорогам общего пользования на разных автомобилях компактного класса. Нам достался VW Golf. На обычной зимней дороге шины имеют отличную курсовую устойчивость, несмотря на проглядывающий местами лед. Если не вдаваться в подробности ощущений от самого автомобиля, то явный комфорт управления машиной на обледенелой трассе – прямая заслуга шипованных шин. Конечно, переоценивать их сцепные свойства опасно, и поэтому наша средняя скорость в колонне была порядка 90 км/ч, а местами, на ровных участках, доходила до 120 км/ч.
Все же на зимней дороге класс SUV дает намного больший комфорт и уверенность, нежели легковой автомобиль, в чем мы смогли убедиться во время тестов фрикционных шин. Первые заезды по трассе и в конвое пришлись на Hakkapeliitta R2SUV и внедорожники Audi Q5.
На льду, конечно же, лучше шипов могут быть только шипы, но и фрикционные шины отлично держат боковое скольжение. В рыхлом снегу машина двигается уверенно, несмотря на высоту снежного покрова в 30–40см, протектор отлично очищается от снега. Каких-то особенностей, отвлекающих от вождения, мы не заметили. Все прогнозируемо, и все под контролем. А вот на тесте фрикционной шины для легковых автомобилей случился казус. После внедорожных испытаний мы пересели на Audi RS5, на которых катались по ледяному озеру и почему-то были уверены, что на них установлены все те же шипованные Hakkapeliitta 8. Под капотом Audi RS5 480 лошадиных сил, располагающих к агрессивной скоростной езде, и мы надавили на гашетку по пригородным трассам. Взобравшись на самую верхнюю точку Ивало, где расположена смотровая площадка и откуда видна граница с Россией, мы обнаружили, что на наших машинах стоят фрикционные шины. Как вы понимаете, возвращение с горы по обледенелым серпантинам было отмечено незабываемыми эмоциями. Но шины отлично справились с гололедом.
И напоследок. Конкурентные преимущества товара не могут складываться только из положительных эмоций или полученного ранее опыта – нужны реальные потребительские качества в настоящем. За новинками Nokian стоят уникальные технологии. Ведь не просто так финны дают на свою продукцию Hakka-гарантию, по которой обязуются за свой счет произвести ремонт покрышки или поменять ее в случае повреждения.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: автора