В конце прошлого года наша редакция приняла на тесты от российского шинного завода MICHELIN зимние шины X-ICE 2. После первого этапа тестирования (см. Pitstop №12-2012) мы описали поведение шин на заснеженных дорогах, рассказали об их характеристиках. На втором этапе, итоги которого хотим подвести в этой статье, мы устроили шинам настоящие экстремальные испытания, в которых, помимо зимних дорог, был гололед, сухой асфальт и даже бездорожье. Одним словом, на момент написания статьи шины пробежали без малого 15000 километров по нашим далеким от идеала дорогам.
LATITUDE X-ICE 2 создавались как шины для экстремальных зим с резко меняющимся климатом, когда на дорогах, помимо накатанного снега, приходится сталкиваться с растаявшей грязью, реагентами, песком, гравием и, конечно же, гололедом.
Ряд инноваций, примененных концерном MICHELIN для изготовления этой шины, был разработан в результате постоянного сотрудничества с командами всевозможных раллийных чемпионатов, наиболее известной из которых является WRC. Работа со спортсменами не ограничивается только обеспечением необходимым для гонки количеством шинокомплектов. Это совместный труд инженеров концерна с техниками команды, результатом которого являются новые разработки, усовершенствования и, конечно же, тестирование готовых шин. Одним словом, появление шины MICHELIN на глобальном рынке означает, что она прошла, помимо обычных заводских тестов, испытания в реальных жестких условиях. И LATITUDE X-ICE 2 именно такие шины.
Из наиболее важных отличительных свойств во время тестов мы выделили хорошую износостойкость шин. Несмотря на то, что на летние шины в этом году мы перешли с большим опозданием и нашим тестовым шинам пришлось тереться о сухой весенний асфальт несколько месяцев, остаточная глубина протектора говорит о минимальном износе. По нашим подсчетам, ресурс шины на сегодняшний день составляет порядка 92%, а это значит, что при аккуратном обращении со стороны шиномонтажников эти шины прослужат еще 3–4 зимних сезона без потери сцепных свойств протектора и эластичности резины. Это очень важный и действительно заслуживающий внимания факт, ведь речь идет о премиальном производителе, продукция которого дешевой не может быть по определению. Если распределить изначальную стоимость покупки этих шин (примерно 42000–45000 тенге за баллон) на пять зимних сезонов, то получается вполне привлекательная цена – около 36000 тенге в год, за владение хорошими зимними шинами. И это при условии их постоянной эксплуатации (около 12000 км за каждый зимний сезон).
Такую превосходную износостойкость шинам обеспечивает особый состав резиновой смеси FLEX-ICE, в который, помимо стандартных ингредиентов, входит кремний, препятствующий износу резины. Сами разработчики обещают, что шина прослужит на 20% дольше, нежели ее аналоги. Кроме этого, благодаря усиленному каркасу и многослойному протектору, шина имеет меньший в сравнении с аналогами коэффициент сопротивления качению, что, по заверениям разработчиков, должно положительно сказаться на расходе топлива – сэкономить до 15%. Честно признаться, этой особенности мы не выявили – уж слишком сложен процесс замера расхода нашего неидеального топлива. А вот не характерное для зимних шин стабильное поведение на твердом покрытии мы оценили.
Производители зимних шин и особенно те, кто продает их в странах с резко меняющимся климатом, всегда стоят перед нелегкой задачей. С одной стороны, шина должна быть в меру эластичной, чтобы «держать» зимнюю дорогу и не дубеть на морозе, (за это отвечают определенные ингредиенты), а с другой – должна быть износостойкой и стабильной на сухом асфальте, а значит, жесткой. Разработчики ищут между этими двумя качествами компромисс – золотую середину. В тестируемой нами шине есть ряд инноваций, помимо особой резиновой смеси, которые, кроме износостойкости, обеспечили шине хорошую управляемость и стабильное торможение на снегу и, что примечательно, на твердом покрытии, в чем мы смогли убедиться лично, затянув с «переобуванием» в конце зимы.
В основе шины лежит особый усиленный каркас, позволяющий ей сохранять свой контур при нагрузках, то есть он делает пятно контакта шины с дорогой максимально большим во время движения, а значит, положительно влияет и на торможение, и на разгон и стабилизирует управление при прохождении поворотов (боковые нагрузки). Протектор шины имеет направленный рисунок с глубокими канавками, на дне которых расположены специальные выступы-перемычки, улучшающие сцепление шины с рыхлым снегом и грязью. Канавки прорезаны таким образом, чтобы под действием центробежных сил протектор самоочищался, что так же помогает «грести» в рыхлом снегу и шуге. Шашки протектора имеют специальные прорези – ламели, которые отвечают за сцепление шины с мокрой дорогой и стабильное торможение. Там же расположены специальные полости, выполняющие роль микронасосов и способствующие лучшему удалению влаги из пятна контакта шины с дорогой и лучшему сцеплению. Ламели прорезаны на всю рабочую глубину протектора и, благодаря своей z-образной форме, блокируются в единые блоки при торможении или разгоне. Во многом благодаря им мы не ощутили особой разницы в поведении зимних шин на сухом асфальте в сравнении с летними шинами, разве что ход машины на зимней резине по сухому асфальту немного мягче и слышнее шум протектора шин.
Что же до управляемости в рыхлом снегу, о которой мы писали в прошлом нашем отчете, то поездки по окрестным горнолыжным базам в течение всей зимы окончательно убедили нас в том, что LATITUDE X-ICE 2 из числа немногих шин, способных проехать там, где в большинстве случаев потребуются цепи даже внедорожнику. Шины отлично очищаются и позволяют уверенно управлять машиной на рыхлом снегу, накатанном насте и в подтаявшей слякоти. На голом льду шины также позволяют прогнозировать управление и торможение при условии выбора адекватной скорости.
Путешествуя весной и осенью по охотам и рыбалкам, мы отметили отличную устойчивость протектора шины к порывам и проколам. За весь период ни одного прокола, хотя не раз приходилось съезжать на гравийные дороги и ездить по острым камням (особенно в районе озера Балхаш). Не спасовали шины и на непролазном бездорожье, уверенно выгребая из песка и слякоти. Правда, мелкий песок забивает ламели и на то, чтобы протектор очистился полностью, требуется какое-то время.
Подводя итоги нашего теста, хотим отметить, что LATITUDE X-ICE 2 однозначно оправдывают свою стоимость. Шины одинаково хорошо ведут себя на городских зимних дорогах и на загородных трассах. Они имеют отличную износостойкость и, что особенно приятно, позволяют «переобуваться» не день в день с приходом зимы, а ездить уверенно по сухим весенним и осенним дорогам.
Редакция выражает благодарность шинному центру MICHELIN за содействие в организации теста.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал автора