На крышу автомобиля КамАЗ установили модуль, позволяющий управлять машиной без водителя. Называется это устройство «Аватар». Модуль был разработан специалистами камазовского научно-технического центра.
Работать над этим устройством инженеры центра начали в 2018 году, и сейчас, уже на автомобиле, отрабатывается его взаимодействие с автоматической коробкой передач, электронными педалью акселератора и тормозной системой, электрическим гидроусилителем руля. В условиях, приближенных к реальным дорожным, на автомобиле КамАЗ-43118 отрабатываются управленческие алгоритмы, доводится программное обеспечение, отслеживаются показатели работы различных систем.
Приступить к работе над проектом инженеров побудила все активнее развивающаяся тенденция автоматизации транспортных средств. Как уверяют эксперты, беспилотные автомобили смогут оптимизировать трафик в мегаполисах, снизят затраты на междугородние перевозки и сократят число дорожных происшествий.
Для большей надежности «Аватар» снабжен системой дублирования блоков принятия решений и всех сенсоров. Дублируется и канал связи с машиной, чтобы в случае воздействия помех автономное пилотирование не подвергалось угрозе. Представители завода обращают особое внимание на то, что модуль и ПО испытываемого продукта разработаны по европейскому стандарту функциональной безопасности. Если же происходит отказ основной и дублирующей систем, автомобиль без участия водителя или оператора способен остановиться. Пока в автономном режиме машина может двигаться со скоростью не выше 60 км/ч. «Аватар» может выстраивать маршрут движения по картам – от старта до конечной точки. Для наибольшей точности движения инженеры использовали навигационные сервисы с актуализацией данных через спутник.
На КамАЗе испытывают также беспилотный шатл и грузовик «Челнок». Как ожидается, после того как система «Аватар» докажет свою работоспособность в любых ситуациях, ее можно будет использовать там, где присутствие человека в автомобиле стоило бы исключить – например, при ликвидации пожаров и очагов химического, радиационного или бактериологического заражения. В дальнейшем к системе «Аватар» специалисты хотят привязать еще и квадрокоптер, который сможет участвовать в составлении карт непосредственно на месте прокладки маршрута движения автомобиля.