Не так давно мы рассказывали нашим читателям о выставке «Автомеханика», проходившей летом 2014 года в Москве. Теперь нам удалось побывать на «домашней» территории этой выставки – в германском городе Франкфурт-на-Майне. И если до этого мы только в общих чертах представляли, как развивается индустрия автозапчастей и автосервиса в мире, то реальное посещение выставки, ее масштаб и технологичность нас просто поразили.
Мы не случайно сделали акцент на глобальном значении именно этой выставки для мировой автоиндустрии. Подобные выставки не редкость, и «Автомеханика» проходит в 13-ти странах уже не первый год, но именно на выставку во Франкфурт, деловую столицу Германии, съезжается большое количество производителей и дилерских компаний со всего мира. Это делает ее более насыщенной новинками и весьма продуктивной для представителей автобизнеса. География участников и гостей выставки обширна. Встретили мы здесь большое количество европейских и азиатских компаний, посетителей и участников из стран СНГ, были также компании из Америки, Канады и даже далекой Австралии.
По уровню организации у комплекса Messe Frankfurt, где выставка проходит один раз в два года, конкурентов мало. В этом году, к примеру, суммарная площадь оборудованных павильонов составила 305 тысяч квадратных метров (!). Это практически небольшой микрорайон со своей инфраструктурой. Отдельно нужно отметить удобную пропускную систему выставочного комплекса, позволяющую избегать очередей на входах за охраняемый периметр выставки. Система пропуска предусматривала получение каждым посетителем, после заблаговременного прохождения процедуры регистрации на сайте организаторов, специального бейджа со штрих-кодом, служившего входным билетом и позволявшего пользоваться местным общественным транспортом бесплатно. Тем, у кого такого бейджа не было, предлагалось заполнить регистрационный бланк и бесплатно получить входной билет.
Внутри многочисленных павильонов участники делились тематически. Расходные материалы были представлены вместе с запчастями и автокомпонентами; производители автоаксессуаров имели отдельный павильон, в котором было представлено большое количество автомобильных багажников и боксов, всевозможных креплений и устройств, повышающих комфорт, в этом же павильоне можно было найти товары для автомобильного тюнинга.
Учитывая деловую направленность выставки, традиционно большой интерес к ней проявляют производители гаражного и тестового оборудования – им тоже была выделена отдельная экспозиция. Причем речь идет именно о мировых производителях, а не о собирательных брендах, которые называют Европу «основной площадкой», производя при этом 100% своей продукции в Китае. Впрочем, и в китайском производстве представители европейского автобизнеса видят большой потенциал, прежде всего, благодаря стоимости рабочей силы. На выставке во Франкфурте представители Поднебесной присутствовали в большом количестве, правда, размещались в отдельном павильоне. Что выглядело вполне логично, поскольку не все производители из Китая вкладываются в собственные разработки и какая-то их часть просто копирует известные бренды. Так организаторы выставки предусмотрительно исключили вариант, при котором на соседствующих стендах могли бы встретиться оригинал и его копия.
Ориентироваться во всем многообразии выставленных экспонатов и брендов помогали всевозможные карты и каталоги, что бесплатно раздавались при входе на выставку. Но особых похвал достойно специальное приложение для смартфонов, которое организаторы выпустили накануне. Приложение имело каталог с детальным описанием каждой участвующей в выставке компании и подробную карту их расположения.
Понравилась на выставке и отлаженная система питания, благодаря которой можно было перекусить не по спекулятивной (как во время большинства подобных мероприятий), а по вполне привычной для городского общепита цене.
Но главной отличительной особенностью 23-й по счету выставки «Автомеханика – Франкфурт» стало огромное количество участников и посетителей. По данным организаторов, 4631 компания из 70 стран мира (!) участвовала в выставке, а за пять рабочих дней ее посетило около 140 тыс. человек – гостей со всего мира (173 страны).
Как непосредственные участники мероприятия мы можем отметить, что большая часть посетителей была не праздношатающимися «зеваками», сметающими полиграфию и сувенирную продукцию со стендов, а профессионалами, нами были замечены даже иностранные делегации.
Есть у выставки еще одна сторона – деловая. По мнению многих представителей авторитетных компаний, с которыми нам удалось пообщаться, «Автомеханика – Франкфурт» является общепризнанной европейской дискуссионной площадкой для представителей самых разных сфер автобизнеса. Так, во время последней выставки было проведено большое количество круглых столов для представителей заводов, инженеров и инвесторов. Обсуждались наиболее «злые» темы сегодняшнего дня: влияние автотранспорта на экологию, внедрение «зеленых» технологий в производство машин, переход на производство 100% утилизируемых запчастей, внедрение новых систем и современного оборудования на автосервисных станциях и в автосалонах дилеров. Проводились в рамках выставки всевозможные опросы и вручались премии. Например, за весомый вклад в развитие ресурсосберегающей отрасли премией Green Directory была отмечена компания BOSCH GmbH.
Особое внимание на выставке удели теме электрокаров. В одном из павильонов была выставлена целая композиция «зеленой» техники и сопутствующих решений энергосбережения, представлены новейшие разработки инженеров ведущих компаний из 12 стран мира. Посетители смогли увидеть компактные и энергоемкие аккумуляторы и системы зарядки, концептуальные решения для инфраструктуры электротранспорта, а также напрямую пообщаться с представителями компаний-разработчиков.
Автосервис и производители расходных материалов проводили в специально отведенном павильоне круглые столы, семинары, презентации и мастер-классы для профессиональных автомехаников, жестянщиков и маляров. Обсуждались темы перехода в изготовлении автомобильных кузовов от металла к новым композитным материалам и влияние этого перехода на бизнес кузовного сервиса. Презентовались новинки в области полимерных покрытий и восстанавливающих материалов. Здесь же все желающие могли записаться на специальные курсы повышения квалификации или принять участие в семинарах, организованных производителями автозапчастей и автоинструмента. Одним словом, каждый посетитель выставки, чей бизнес связан с обслуживанием или продажей автомобилей, находил интересную для себя тему.
Конечно же, выставка подобного масштаба возможна только при наличии объемного рынка запчастей и услуг и развитой экономики в целом. По нашему мнению, «Автомеханика – Франкфурт» является эталонной, и казахстанским организаторам подобных мероприятий следует перенимать опыт у европейских коллег. Для справки: стоимость 1 квадратного метра на выставке во Франкфурте практически равна ее стоимости в Алматы или Астане, однако впечатления от этих мероприятий как у участников, так и у посетителей кардинально различаются. Нам есть, на что равняться, и куда расти…
На заметку…
Если вы намерены посещать подобные выставки, следует бронировать билеты и резервировать гостиницу заранее. Владельцы отелей во Франкфурте лучше других знают время наплыва посетителей и поднимают на дни проведения выставки стоимость проживания в десять раз. Если не хотите тратить лишние 300 – 400 евро в сутки, можно поселиться не в центре города, а ближе к окраине. Там приличный номер в отеле с четырьмя звездами обойдется вам в 100 –150 евро в сутки, но и о нем нужно побеспокоиться заранее.
В городе функционирует отлично отлаженная система легкорельсового транспорта и метро, и добраться до выставочного комплекса Messe Frankfurt в считанные минуты будет несложно. Ну а тем, кому захочется значительно сэкономить на проживании и уложиться в 70 – 100 евро, погрузившись в атмосферу настоящей, не многоэтажной, Германии, советуем присмотреться к ближайшим к Франкфурту городкам. Пусть вас не смущает 100 или 200 километров от города. Учитывая короткие отрезки пешего пути и скорость пригородных электричек, такое расстояние можно считать приемлемым. Каждый день вам необходимо будет 20 –30 минут и 10 –15 евро на дорогу от пригородной гостиницы до выставочного комплекса (в один конец). В этом случае все ваши маршруты будут проходить через городской вокзал, откуда отправляются как региональные поезда, так и пригородные электрички. Продажа билетов осуществляется здесь через терминалы. Вокзал связан с метро, но если решите прогуляться пешком, то дорога от городского вокзала до комплекса займет примерно 10 минут.
С подробной фотогалереей можно ознакомиться ЗДЕСЬ
Текст: Э. Кричевский
Фотоматериал автора