Таможенный союз, о котором в последнее время говорят много и часто, подтолкнул российских производителей пересмотреть отношение к нашему рынку, и применительно к нему, вместо уже привычного «быстрорастущий», теперь все чаще звучит определение «один из ключевых». В автомобильной отрасли объемы наших продаж пока далеки от российских, а на фоне мировых показателей и вообще смотрятся каплей в море. Тем не менее в стратегической программе автосборочных предприятий и российских производителей автокомплектующих наш рынок входит в число приоритетных. Об этом и многом другом мы узнали, пообщавшись с руководством шинного завода, расположенного в городе Всеволожске, заодно не отказали себе в удовольствии прогуляться еще раз по шинному заводу.
Выбирая для своего автомобиля шины, мы, как правило, даже не задумываемся о том, из чего они сделаны. Это, в общем-то, и не нужно, нам достаточно знать, что прослужат они долго, что прочны и безопасны и, конечно же, стоят своих денег. Между тем по сложности и технологичности производства шинную индустрию порой сравнивают с производством часов и электроники. В это сложно поверить, пока все не увидишь своими глазами. Мы не будем вдаваться в подробности технологии производства, тем более что уже делали это при первом посещении завода (см. Pitstop №5-2008), расскажем лишь о наиболее важных этапах.
Заводской путь покрышка начинает с пятиэтажного миксера, где готовится основа для приготовления резины. На этом этапе в смесь добавляются различные компоненты, в том числе сажа и натуральный каучук, придающий шине эластичность и износостойкость. Затем резиновая смесь подвергается термообработке и после охлаждения в виде лент подается в цех хранения. Примечательно, что пробы из каждой партии резины подвергаются анализу на предмет соответствия рецептуре. Делают это в заводской лаборатории.
Далее следует этап построения компонентов шины из разной по составу и жесткости резины. Для этого основу пропускают через специальные экструдеры, формирующие контур заготовок. Параллельно с этим в специально оборудованном цехе происходит плетение металлического корда и изготовление другой необходимой оснастки. Все операции выполняются в автоматическом режиме с минимальным участием человека. Исключение составляет контроль качества, но об этом мы расскажем позже.
Соединение различных компонентов происходит на специальном роботизированном станке, где из боковин, гермослоя, брекерного слоя и других частей формируется сырая заготовка, которую манипулятор доставляет на конвейер, ведущий в цех вулканизации.
Отдельно стоит сказать о вентиляции на заводе. После посещения шинных производств, расположенных в Европе, со всей ответственностью можем заявить, что для них есть одна общая проблема – характерный труднопереносимый запах резины, обусловленный техническими маслами, добавляемыми в резиновую смесь. Особенно это ощущается в цехах миксинга и вулканизации. Рабочие, как правило, к таким условиям привыкают, а вот человек с улицы, проведя в цехе более часа, без головной боли с завода не уйдет. Здесь же все по-другому – чистый кондиционированный воздух! По словам местных специалистов, за последнее время на заводе была проведена серьезная работа по установке вентиляции и систем кондиционирования с компьютеризированным управлением. Кроме этого, шинный концерн Nokia, дабы улучшить экологию, отказался от использования высокоароматических масел в производстве покрышек, о чем свидетельствует изображение зеленого листка на боковине каждой выпущенной шины.
Раз мы уже заговорили об оснащении завода, стоит рассказать и о станках. Завод во Всеволожске строился «с нуля» и, на зависть конкурентам, комплектовался исключительно современным оборудованием. И теперь по мере появления на мировом рынке нового оборудования здесь происходит переоснащение. Особенной гордостью заводчан можно считать роботизированную линию сортировки и складирования шин, где по нанесенному на боковину маркеру компьютер определяет, из какой партии шина и какого типоразмера, а огромный манипулятор сортирует и укладывает покрышки специальным образом для безопасного хранения. Зрелище, надо признать, грандиозное, но, к сожалению, делать фотоснимки в этом цехе строжайше запрещено.
Но вернемся к сырой заготовке. В цехе вулканизации в автоматическом режиме работают огромные термопрессы, формирующие под давлением рисунок протектора и объединяющие все компоненты колеса в единое целое. Этот этап длится около 10 минут, после чего покрышка уже в готовом виде поступает на этап тестирования.
В первую очередь, ее тестирует электроника. Шина взвешивается, проверяется ее радиальный и поперечный баланс. На заводе не существует шкалы оценки качества: готовая шина может быть либо качественной, то есть отвечать всем предъявляемым технологами требованиям, либо некачественной. В последнем случае покрышку уничтожают.
На заключительном этапе шину встречает элита завода – проверяющие каждую покрышку вручную приемщики. Почему элита? Потому что на этот участок конвейера может попасть только квалифицированный мастер, отработавший определенный срок на каждом этапе производства и знающий о покрышке все.
После того как шина проверена инструментально и руками мастеров, ее маркируют и отправляют в цех хранения, откуда она прямиком направляется в магазины дилеров и фирменную шинную сеть Vianor.
В рамках пресс-тура нам удалось пообщаться с генеральным директором и вице-президентом Nokian Tyres plc – Андреем Панюховым. Представляем вашему вниманию интервью, которое мы смогли получить.
— С чем связана такая активность Nokian на рынке Казахстана в последнее время?
— Прежде всего, у нас произошли организационные изменения в структуре концерна, и с начала 2012 года Казахстан теперь находится в зоне ответственности российского офиса.
— Что это означает для вашего рынка?
Во-первых, это дополнительные возможности мощной материально-технической базы и полный ассортимент продукции. Кроме этого, учитывая налоговые льготы, действующие внутри Таможенного союза, – адекватные цены.
— Каким Вы видите дальнейшее присутствие Nokian в Казахстане? Каковы ближайшие перспективы?
На казахстанском рынке, как и на любом другом, есть исторически сложившаяся картина приоритетов. В Казахстане традиционно имеют сильные позиции южнокорейские и китайские производители. Но если говорить о нас, то мы считаем, что наши шины, в силу своих превосходных технических характеристик, лучший на сегодняшний день продукт в сегменте зимних шин. И мы намерены донести эту информацию до потребителя. К тому же на сегодняшний день потенциал бренда Nokian и фирменной сети Vianor в Казахстане раскрыт не полностью, и в наших планах на ближайшее будущее изменить эту ситуацию.
— Каковы ваши прогнозы относительно глобального шинного рынка?
— Шинный рынок напрямую зависит от автомобильного, который, как известно, сейчас находится на подъеме. Как показывает статистика текущего года, благодаря развитию кредитных программ, рынок может и будет расти. В этом году, скорее всего, российскими автодилерами будет взята планка в 3 млн проданных машин, то есть рост по отношению к прошлому году составит около 14%. В Казахстане рынок новых автомобилей также имеет нереализованный потенциал, и, как мы полагаем, условия Таможенного союза будут только способствовать его дальнейшему росту.
Ни для кого не секрет, что новые машины из автосалонов продаются с летней резиной, и автовладелец, как правило, приобретает дополнительно комплект зимних шин. Учитывая это, мы можем предположить, что с ростом официальных продаж автомобилей будут увеличиваться и продажи зимних шин. Кроме этого, за последние несколько лет в страны СНГ было ввезено большое количество подержанных машин, которым в скором будущем тоже потребуется резина, а, учитывая законодательство Таможенного союза касательно ввоза шин, бывших в употреблении, и изменение сознания современных автомобилистов, продажи б/у резины в скором будущем сойдут на нет. Как российские производители, занимающие на сегодняшний день лидирующие позиции в сегменте зимних шин в странах СНГ (статданные), мы строим для себя самые радужные прогнозы.
— Сколько шин производит завод во Всеволожске в год? Оснащаются ли ими машины, собираемые в России?
— На сегодняшний день наш завод производит 11 млн покрышек в год, которые поставляются в 42 страны мира. Более половины произведенного объема идет на экспорт, в том числе в Северную Америку, Скандинавию, Центральную и Восточную Европу. У концерна NokianTyres есть еще завод в Финляндии, который также производит зимние шины. Его доля в глобальных продажах концерна составляет примерно 30%, а на рынке России – примерно 5%. С запуском второго завода во Всеволожске мы увеличим ежегодно производимый объем на 5–6 млн покрышек. Таким образом, глобальное производство зимних шин Nokian будет сосредоточенно именно в России.
Что касается российских автозаводов, то, как правило, автопроизводители ожидают от поставщиков низких цен. Нам же, с экономической точки зрения, такое сотрудничество невыгодно.
— У компании Nokian в недавнем прошлом были планы по строительству шинного завода в Шымкенте, и даже наметился партнер с казахстанской стороны – АО «Корпорация Ордабасы». На какой стадии находится проект сегодня?
— Действительно, в начале 2007 года у нас было такое намерение, и мы даже провели большую предварительную работу. Но на том этапе в наши планы вмешался кризис, и мы были вынуждены приостановить проект. Впоследствии стратегия развития изменилась, мы пришли к пониманию того, что выгоднее развивать завод во Всеволожске, а не размещать заводы по локальным рынкам сбыта. Тем более что с образованием Единого таможенного пространства экономическая целесообразность в локальном производстве отпала.
— Как на российском заводе появляются новинки, разработанные Nokian? Их сначала осваивают в Финляндии, а затем переносят на ваше производство или изначально новинка производится у вас?
— Наш технологический центр по-прежнему находится в Финляндии, где и проходит основная работа по созданию новых материалов, компонентов и технологий. Там же производятся прототипы и опытные образцы. Затем новинки в каждом типоразмере тестируются на наших зимних полигонах в г. Ивало и на летних – в г. Нокиа. Параллельно мы ведем тестирование сразу на обоих заводах. Двухсторонний обмен информацией между технологическим центром и заводами проходит постоянно и в оперативном режиме. Так что запуск новинки на том или ином заводе планируется заранее, а решение, что будет производиться и где, диктуется производственными планами. Если новинка рассчитана на массовое производство, то, конечно же, в первую очередь ее освоит российский завод.
— Могут ли шины, произведенные в Финляндии, отличаться по качеству от шин, произведенных в России?
— Конечно же, нет. Все шины во Всеволожске производятся по той же запатентованной технологии, на таком же современном оборудовании и с использованием одних и тех же ингредиентов резиновой смеси, что и в Финляндии. Учитывая минимум человеческого участия в производстве шин, никакой качественной или иной разницы между шинами, произведенными в Финляндии и России, нет. И потом, в России мы производим шины определенных типоразмеров и продаем их частично в Финляндии, так же, как продаем в России определенные типоразмеры, произведенные в Финляндии. Все это регулируется исключительно потребительским спросом, производственными планами и логистикой.
— В Казахстане продавцы шин Nokian дают годовую гарантию на шины от проколов и разрывов. Это маркетинговый ход или вы так уверены в своей продукции?
— Действительно, в странах СНГ действует расширенная «хакка-гарантия», по которой потребитель, купивший шины Nokian в течение года, при проколе или разрыве вправе рассчитывать на бесплатный ремонт колеса, а при его невозможности – на замену. Это, и правда, можно назвать рекламным ходом, только это маркетинг, подкрепленный технологиями, позволяющими обеспечить покрышке особую прочность.
— Почему Nokian не производит всесезонной резины?
— Для безопасности движения принципиальны два вопроса. Летняя шина должна быть в меру жесткой (чтобы получить износостойкость) и иметь для адекватного торможения и управления на летней дороге оптимизированный к водоотводу протектор. А зимняя – оставаться эластичной при минусовых температурах и иметь зимний протектор. Создать шину, одновременно отвечающую двум этим качествам, не получилось пока ни у одного производителя. А так называемые «всесезонные шины» – это усреднение показателей управляемости и торможения в пользу увеличения износостойкости. Для нас такой компромисс с безопасностью невозможен, поэтому мы принципиально не производим всесезонных шин и рекомендуем в жестком зимнем климате использовать ошипованные шины, которые, кстати, тоже производим и шипуем на нашем заводе. Для более умеренной зимы предлагаем использовать шины с индексом M+S.
— Почему компания Nokian не принимает участия в глобальном автоспорте?
— Мы очень часто говорим о том, что продаем людям не шины, а безопасность, и это утверждение не очень вяжется с тем имиджем, который изначально несет в себе экстремальный автоспорт. Тем не менее для тестирования и в презентационных целях мы участвуем в различных проектах. Примером могут служить рекорды в скорости на льду, которых удалось добиться за последние несколько лет. Один из них – 331,61 км/ч – абсолютный рекорд, установленный на автомобиле AudiRS6, обутом в серийные шины NokianHakkapeliitta 7. А второй – рекордная для электромобилей скорость на льду – 252,09 км/ч. Оба достижения официальные и зафиксированы представителями Книги рекордов Гиннеса.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ОТ ТЕХНОЛОГОВ NOKIAN
Есть ли ограничения по срокам эксплуатации шин?
Срок годности шины определяется, в числе прочих условий, и правильностью ее хранения. К примеру, нельзя хранить шины под постоянным воздействием солнечных лучей, при резких перепадах температур и, конечно же, как и всякие резиновые изделия, их следует подальше держать от моторного масла, топлива и т.п.
Рекомендуем менять шины в среднем каждый третий сезон, естественно, ориентироваться при этом необходимо, прежде всего, на индикаторы износа, которые, кстати, являются нашей запатентованной технологией как для легковых покрышек, так и для автобусных. Зимой мы не советуем эксплуатировать покрышку, если остаточная глубина протектора составляет менее 4 мм. Летом износ может быть до 2 мм.
Конечно же, следует учитывать и правильность эксплуатации. К примеру, для ошипованной резины существует понятие «обкатки», то есть шипу необходимо время и определенная нагрузка, чтобы «сесть» в посадочное место строго перпендикулярно дорожному полотну или, как еще говорят, «заякориться». Мы рекомендуем при этом первые 500 км избегать резких ускорений и торможений и ограничиваться максимальной скоростью до 80 км/ч. Для более удобной эксплуатации шины оснащены индикатором обкатки, после стирания которого, их можно эксплуатировать в штатном режиме.
Учитывая все вышесказанное, мы категорически не рекомендуем приобретать бывшие в употреблении шины любого бренда. Независимыми специалистами доказано, что за первые несколько лет неправильной эксплуатации шина может потерять до 80% своих потребительских свойств, влияющих на безопасность. Это и внутренние разрывы корда, невидимые глазу, и нарушение контура, влияющее на степень сцепления с дорогой и теплообмен, и разбалансировка, и, конечно же, неравномерное истирание протектора. Гарантировать, что приобретая шины б/у, вы не купили шины с невидимыми глазу дефектами, вам никто не может.
…немного истории
Что общего между телефонами и шинами? На этот вопрос можно найти ответ в истории финского города Нокиа, где в конце девятнадцатого столетия было основано предприятие, выросшее со временем в конгломерат Nokia, под началом которого и был создан завод по изготовлению резиновых изделий. Первой продукцией этого завода были калоши, и, что особенно символично, поставлялись они в тогда еще царский Петербург. Сотрудники российского завода любят шутить на эту тему: мол, Nokian на рынке России присутствует еще с XIX века.
В начале тридцатых годов двадцатого столетия в ассортименте продукции Nokian появились шины для легковых автомобилей, а в 1934 году впервые в истории были изобретены специальные шины для зимы. И сделали это именно инженеры Nokian. К 1936 году зимние шины выделили в отдельную линейку и дали им имя собственное, созвучное с боевым кличем финских всадников, принимавших участие в европейских баталиях и снискавших себе славу неустрашимых воинов. Их боевой клич «хаккапеелла» в переводе с финского означает «руби голову». Заслышав его, враги разбегались в панике. Шины для экстремальных зимних условий получили созвучное название: «Хаккапелиитта».
В разное время конгломерат Nokiа занимался различным производством: от лесообработки до выпуска бытовых приборов и сложной электроники. В наши дни компания «Нокиа» больше известна в мире как производитель телекоммуникационного оборудования и сотовых телефонов.
В 1988 году шинный бизнес ввиду его активного роста был выделен в отдельное предприятие NokianTyres, которое спустя несколько лет стало самостоятельным акционерным обществом.
Сегодня держателями акций Nokian являются различные компании всего мира, в том числе и Bridgestone, с которым Nokian связан производственной программой: часть зимних шин этого концерна производится на заводах «Нокиан», так же, как часть грузовых шин Nokian производится в Bridgestone. Примечательно, что и простые сотрудники российского завода NokianTyres, благодаря программе поощрения, сегодня могут становиться акционерами «Нокиан».
Но вернемся к датам и цифрам. В 90-х XX столетия компания Nokian была акционером ярославского шинного завода, а в начале 2000-х участвовала в создании совместного предприятия с компанией «Амтел» для производства шин «Нордман». В 2005 году Nokian открывает в России свой собственный шинный завод, а вместе с ним начинает инвестиционную программу, рассчитанную на 7–8 лет, согласно которой намеревается вложить в шинное производство в России около 1 миллиарда долларов. Деньги пошли на строительство современного завода, его оснащение новейшим оборудованием. Строительство велось в два этапа и к 2011 году полностью закончилось.
В этом году компания объявила об открытии еще одного автономного шинного завода, построенного по соседству с первым. Теперь общее количество производимых в России шин Nokian к 2014 году составит порядка 17 млн покрышек в год.
Редакция выражает благодарность компании Nokian за организацию пресс-тура.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: автора и Nokian