Шинный концерн Nokian выпустил очередную новинку для тяжелых внедорожников – Nokian Rotiiva AT. Шины были официально презентованы в начале этого года и уже с успехом продаются на рынках США и Канады. Осенью шинники объявили о начале их продаж в странах СНГ и Европы. Знакомиться с новинкой на спортивный трек острова Готланд (Швеция) отправился и наш корреспондент.
Готланд
Крохотный островок в Балтийском море с населением немногим больше 60000 человек сохранил то, чего не смогли сохранить древние европейские города, растерявшие исторический облик в многочисленных войнах и под натиском урбанизации, стекла и бетона. Узкие улочки, типичные для севера низкорослые дома и просоленный балтийскими ветрами свежий воздух. Еще здесь есть куча всевозможных крепостей, замков XI–XVI веков, более 90 древних храмов и зарытые когда-то викингами и благополучно выкопанные кладоискателями в наши дни сокровища! В последнее время копатели так разошлись, что власти острова запретили ввоз металлоискателей, а за незаконные раскопки можно реально схлопотать пару лет тюрьмы.
Территориально остров относится к Швеции и целиком занесен в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Административный центр острова, город Висбю, насчитывает около 25000 жителей, чей основной заработок – обслуживание богатых европейских туристов, которых круглый год здесь великое множество. Некоторые из богатых шведов имеют на острове собственную недвижимость и прилетают сюда на частных самолетах провести выходные.
В центральной части острова расположено кольцо трассы «Готланд Ринг», которую иногда называют уменьшенной копией Нюрбургринга. Трасса является частной и построена на базе карьера, где добывается материал для местных дорог. Примечательно, что жители острова активно используют так называемый «зеленый» способ строительства, ограничиваясь лишь природными материалами.
Несмотря на то что трасса строилась под пристальным наблюдением специалистов из FIA, каких-либо соревнований на регулярной основе на «Готланд Ринг» пока не проводится. Видимо, сказывается удаленность острова от Большой Земли. А вот всевозможные тесты и уик-энды для респектабельных автовладельцев здесь случаются. Частенько сюда наведывается и шинный концерн Nokian – когда для тестов, а когда и для презентаций своих шин.
В этот раз новинок было сразу две: скоростные шины Nokian Hakka Black, продолжатели традиций Hakka Green и Hakka Blue, и шины класса «Офф-Роуд» – Nokian Rotiiva AT. О первой новинке мы расскажем ближе к летнему сезону, когда шина поступит на наш рынок, а о вседорожных шинах поговорим сегодня.
Nokian Rotiiva AT
Перед заездами, как и полагается, была теория, и специалисты концерна рассказали прибывшим в Готланд журналистам из России, Беларуси, Украины и Казахстана о строении новых шин. Сделал это сам «технический гуру» шинного концерна – Матти Морри.
«All Terrain» – класс шин, традиционно имеющий агрессивный дизайн. И если на асфальтовых дорогах эта «зубастость» выглядит как бахвальство, то на бездорожье такой протектор реально помогает ехать. Любители всевозможных триалов наверняка с нами согласятся: без таких шин не обойдется ни один серьезный автомобиль, подготовленный для серьезного бездорожья.
Rotiiva AT получила в этом отношении классический агрессивный рисунок протектора со всевозможными грунтозацепами и нетипичные для этого класса шин высокие технологии производства. В центральной части блоки протектора имеют плотный рисунок и стабилизаторы для более уверенных маневров на сухом асфальте. В боковине имеются охлаждающие ребра, предотвращающие перегрев шины и продлевающие тем самым срок службы ее внутренних компонентов. С мокрыми дорогами и гравием шинам помогают справляться канавки с полированным дном и специальные демпферы, способствующие очищению канавок от гравия. Шашки протектора имеют глубоко прорезанные 3D-ламели, которые в момент нагрузок (разгон или торможение) блокируются между собой, плотно соединяясь в блоки. Стоит отметить, что Nokian чуть ли не единственный производитель шин, использующий трудоемкий и дорогой способ изготовления шин класса «All Terrain» с полированными канавками. На деле эта технология в значительной мере способствует очищению протектора от грязи и помогает лучше отводить влагу из пятна контакта.
Первым этапом тестов стали поездки по окрестностям Висбю, где грубый асфальт чередуется с «гравийкой» и раритетной брусчаткой. Признаться, для жителей острова увидеть на своих дорогах крупногабаритные VW Amarok, на которых мы тестировали шины, было сродни небольшому шоку – настолько здесь все миниатюрное.
Шины отлично держат дорогу, и стащить их в занос очень сложно, даже несмотря на отсутствие у автомобиля новомодных систем стабилизации. Впрочем, наша скорость в населенных пунктах была ограничена, а за их пределами разогнаться до 80 удавалось редко.
Какого-либо неудобного шума или гула от покрышек во время тестов мы не обнаружили. А вот то, что при возвращении на ровный асфальт после проселочных дорог протектор не докучал «тиканием» от застрявших камней, было для нас очевидно. Да и после гравийных покатушек протектор шины, благодаря особой форме и строению канавок, оставался чистым, а грани его шашек острыми, без каких-либо видимых глазу повреждений.
Причин такой прочности несколько. Во-первых, шину специально усиливали для использования на самых «тяжеловесных» внедорожниках и легких грузовиках. А во-вторых, в резиновую смесь, из которой изготовлена покрышка, включена наносилика, обеспечивающая покрышке прочность и устойчивость к порезам и проколам. Пока неизвестно, но, возможно, с выходом на рынок стран СНГ шина попадет под фирменную «Хакка-гарантию», по которой владелец шины вправе рассчитывать на ее бесплатный ремонт в случае повреждения, а при его невозможности – на бесплатную замену.
Следующим этапом теста стали карьерные разъезды, где мы уже не скромничали и на приличной скорости могли входить в повороты, оценивая управляемость новых шин. «Проходимец» Amarok позволил нам полазить по разным склонам, бродам и съездам. И здесь шины не спасовали, уверенно держали дорогу и остро реагировали на руль, несмотря на то что под колесами был зыбкий песок, грязь и гравий. Правда, пыли от такой агрессивной езды мы подняли приличное облако.
Еще одной особенностью новых шин можно назвать дизайн боковин. Ввиду того что протектор имеет ненаправленную форму, владелец волен выбирать, какая из боковин будет внешней. Для настоящих внедорожников придется кстати сторона с агрессивным оформлением, а для рабочего пикапа подойдет более спокойный дизайн. И на той стороне, и на другой имеется информационное поле и «бордюрная» защита. Индикатор износа, выраженный в процентном соотношении к остаточной глубине канавок, расположен на центральных шашках протектора.
Несмотря на то что шина имеет индекс M+S (грязь+снег), финны рекомендуют не использовать ее зимой, а ограничиваться осеннее/весеннее/летним периодом эксплуатации. Мотивируют они свои рекомендации тем, что шина разрабатывалась для мягкой зимы, а для настоящих холодов в линейке Nokian имеются шины Hakkapeliitta. Они явно осторожничают. Ведь и сам агрессивный протектор Rotiiva AT, и эластичная при минусовых температурах резина, из которых сделана покрышка, обеспечивают ей по-настоящему универсальное применение, включая эксплуатацию при небольших минусовых температурах. Ну не зря же на протекторе шины имеется индикатор «снежинка», информирующий о степени пригодности протектора к зимней дороге. А значит, и к нашей южноказахстанской зиме шина явно адаптирована.
После пыльно-гравийных поездок по карьеру нас ждали настоящие спортивные заезды по кольцу «Готланд-ринг» на Audi RS4, «обутых» в новую шину Nokian Hakka Black. Но это уже другая история, и ее мы расскажем в февральском номере нашего журнала.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: автора и Nokian