Мы продолжаем серию очерков об автопробеге, организованном нашей редакцией, по маршруту Алматы – Сочи – Алматы. На этот раз речь пойдет о городах Ростов-на-Дону и Краснодар, а также о трассе М-4 «Дон».
Ростов-на-Дону запомнился плохими дорогами, зачастую в один ряд, с ямами и колдобинами на центральных улицах. Кроме этого, в глаза бросается большое количество ветхих зданий, соседствующих с новыми микрорайонами, имеющими суперплотную застройку. Расположен он на холмах, и в исторической его части дороги практически не ремонтируются. Крутые подъемы и спуски сочетаются с острыми поворотами, трамвайными путями, лихими водителями и назойливыми представителями ДПС, коих на дорогах города и области мы встретили множество. Места дежурства таких экипажей были самыми разнообразными – от курсирования в потоке на пригородных трассах до засад в кустах после очередного поворота. Нашу машину останавливали не раз. Проверяли документы, страховку и наличие штрафов. Последнее выглядело особенно нелогичным, ведь, по словам самих же представителей ДПС, системы автоматической фото- и видеофиксации не регистрируют нарушение, сделанное автомобилем с номерами другого государства.
Путешествуя по городу, можно увидеть большое количество скверов и парков, памятников, монастырей, древних храмов и часовен. Среди прочего хорошие впечатления оставила набережная города, оборудованная всем необходимым для отдыха. Здесь есть и фешенебельные кафе, и недорогой фастфуд, и большое количество теплоходов и катеров, предлагающих речные прогулки.
Напомним, что в начале нашего пути мы условились оценивать дороги в баллах от 1 до 10, где 1 – это направление (без дорожного полотна), а 10 – это современный освещенный автобан. Дороги исторической части города мы оценили в 5 баллов. На окраинах и объездных трассах встречаются новые дороги – 8 баллов.
На выезде из Ростова-на-Дону идет строительство развязки, организованы пыльные объезды. Трассы в области имеют разное качество: местами это современный двухполосный автобан, местами – старая подлатанная дорога, с наплывами на асфальте, с вкривь и вкось нарисованной разметкой. По этой причине и оценки у нас получились разные – от 5 до 9 баллов.
Здесь, как и на загородных трассах Казахстана, частенько можно встретить временные желтые знаки, запрещающие обгон и ограничивающие скорость, которые просто забыли демонтировать. Ремонт на некоторых участках трассы давно прошел, тем не менее знаки не убирают, и этим пользуются курсирующие экипажи ДПС, выискивающие в потоке очередную «жертву». Большое количество таких участков мы видели в районе пригородных трасс Ростова-на-Дону и Краснодара.
Потолкавшись в городских пробках Ростова, пробравшись через череду объездов ремонтных участков основной трассы, мы наконец-то выехали на трассу М-4, по которой огромная часть автотуристов России и ближнего зарубежья путешествует к черноморскому побережью.
Эта магистраль, в два ряда в каждом направлении, впечатлит даже требовательного водителя. На разделительной и по обочинам трассы практически на всем ее протяжении установлены отбойники, разметка четкая, знаки расставлены логично и последовательно. То есть при разрешенной скорости в 110 километров в час вам не придется вдруг встретить знак «40», как это бывало неоднократно на пригородных трассах Саратовской и Ростовской областей, снижение скорости здесь будет постепенным. Удобно располагаются и вывески, анонсирующие приближение к очередной АЗС. Как правило, они предупреждают за 2–3 километра, и это позволяет перестроиться в крайний правый ряд заблаговременно.
Кроме этого, хорошо организованы съезды к разворотным развязкам и к населенным пунктам. Особого внимания заслуживают оборудованные вдоль трассы ярмарки с местами для стоянки и отдыха. На таких ярмарках можно купить сезонные фрукты и овощи – продукцию местных фермерских хозяйств.
Трасса в Ростовской области проходит среди полей, обрамленных зеленеющими лесополосами. На полях неспешно пылит сельхозтехника. Везде кипит жизнь. Если верить статистике, то Саратовская, Ростовская области и Краснодарский край в этом году собрали рекордные урожаи зерновых.
На 1181-м километре трассы М-4 организован неплохой придорожный сервис, с объектами общепита, АЗС и парковками. Узнать это место легко по пешеходному мосту над дорогой.
Трехсоткилометровый участок магистрали М-4, ведущий от Ростова-на-Дону до Краснодара, разделен на три платных сегмента. Первый – от Ростова до хутора Цукерова Балка – обошелся нам в 70 рублей (внедорожник). Второй сегмент – до станицы Павловская – в 160 рублей. И третий, самый протяженный сегмент, – от станицы Павловская до Краснодара – в 230 рублей.
При въезде на платный участок дороги на контрольно-пропускном пункте дежурят сотрудники обслуживающей организации. При приближении автомобиля к шлагбауму система пропуска через цифровое табло информирует водителя о сумме оплаты за проезд этого конкретного участка трассы. Внести оплату можно как наличными, так и платежной картой. Существует и удобная для постоянных пользователей система оплаты через транспондер. Для обладателей подобных устройств на КПП организован отдельный въезд.
На дороге нередко встречаются экипажи ДПС, стоящие вдоль обочины. Периодически мы встречали на пути и стационарные посты ДПС.
Как мы упоминали выше, от Ростова-на-Дону по трассе М-4 есть большое количество объектов сервиса, включая АЗС и различные точки общепита. Так вот на третьем сегменте – от станицы Павловская до Краснодара – такого сервиса значительно меньше и АЗС встречаются реже.
Километров за 30 до Краснодара интенсивность потока, как и заряд позитива, полученный на хорошей трассе, снижается значительно – виной тому пробки и пылящие по обочинам умники.
Город запомнился своим размахом, плотностью застройки спальных районов, количеством церквей и красивыми парками. К слову, в некоторых из них нам удалось побывать. До революции город носил название Екатеринодар, и с именем Екатерины II здесь связано многое: в ее честь названы соборы, памятники, площади и многое другое. Любимый горожанами парк 30-летия Победы расположен вдоль набережной. Здесь же на открытом воздухе в музее боевой славы выставлены образцы военной техники разных лет и даже компактная подлодка. Если пройти весь парк вдоль набережной, то можно выйти к подвесному мосту, называемому «Мост поцелуев». Его перила увешаны замочками с именами новобрачных, это знаковое место у местных молодоженов.
Говоря о памятных местах города, нельзя не упомянуть о Центральном парке Краснодара, или, как его еще называют, парке Галицкого – по фамилии его основателя. Это очень красивое, стильное и удобное для отдыха место. На территории парка расположены тематические зоны, площадки для тинейджеров и детей, интересные инсталляции и скульптуры. Соседствует с парком знаменитый стадион «Краснодар» – домашняя площадка для одноименной футбольной команды.
Проведя несколько дней в Краснодаре, отведав вкуснейших кубанских арбузов, нагулявшись вдоволь по городу, мы продолжили свое путешествие к черноморскому побережью.
Продолжение следует.