Мы продолжаем рассказывать читателям об автопробеге, организованном нашей редакцией, по маршруту Алматы – Караганда – Нур-Султан – Костанай – Актобе – Уральск – Саратов – Волгоград – Ростов-на-Дону – Краснодар – Сочи. Первые две части нашего рассказа можно найти на сайте www.pitstop.kz в рубрике «Репортаж».
Погода и различные обстоятельства постоянно вносили коррективы в ритм нашего движения, но мы продолжали ехать по заранее спланированному маршруту, оценивая качество дорожного полотна, сервис, делая остановки в крупных городах на отдых и проверку технического состояния автомобиля. Следующим таким городом на нашем пути стал Актобе.
Качество дорог в Актобе не самое плохое. Сравнивать их с дорогами Нур-Султана или Алматы, конечно же, не стоит: здесь преобладают старые дороги, местами отремонтированные. Есть участки с откровенно плохим покрытием и опасными для маневрирования наплывами, колеями и ямами. В старой части города есть узкие улочки, в том числе с односторонним движением. Большая часть светофоров, которые мы наблюдали в черте города, читалась очень плохо, и это несмотря на то, что они имеют современную светодиодную конструкцию. Городские дороги очень пыльные, и эта пыль оседает на всем, включая линзы светофоров. Через такую пыль свет проникает плохо, и разглядеть, каким светом горит светофор, днем очень сложно.
Еще одной проблемой Актобе мы посчитали большое количество автомобилей с российскими номерами. Так совпало или это закономерность, но нам встречались подобные автомобили с не очень дисциплинированными водителями за рулем. Рассуждать о том, гости ли это из близлежащих российских деревень, не привыкшие к плотному городскому трафику, или лихие актюбинские водители, пересевшие на дешевые, изрядно подуставшие автомобили на номерах соседнего государства, мы не беремся. Впрочем, приближается то самое время, когда подобные автомобили, ввезенные в нашу страну, необходимо будет поставить на учет, заплатив за первичную регистрацию и утилизационный сбор. Напомним, что решением Совета Евразийской экономической комиссии № 25 от 5 апреля 2021 года временно везенные автомобили надлежит зарегистрировать до 30 сентября 2021 года. Что-то подсказывает, что большая часть подобных автомобилей, приобретенных казахстанцами в личное пользование, ввиду финансовой нецелесообразности вышеперечисленных действий отправится обратно в Россию либо на запчасти, пополнив собой частные разборки.
Из достопримечательностей Актобе мы выделили для себя новый Парк первого президента и расположенные неподалеку Свято-Никольский собор и мечеть Нур Гасыр – на фоне раскинутых рядом парковых зон они выглядят монументально.
Погостив в городе пару дней и сдав необходимый для пересечения границы ПЦР-тест на COVID-19, ранним утром мы отправились в Уральск. Стоит напомнить, что в период пандемии для прохождения границы между РК и РФ требуется отрицательный ПЦР-анализ сроком не позднее 72 часов. При этом достаточно иметь его электронную версию на смартфоне. Сдав утром тест в Актобе, мы получили его результат на электронную почту уже на следующее утро. Спасибо за оперативность лаборатории «Олимп».
Дорога от Актобе в сторону Уральска идет новая. Километров через десять-пятнадцать от города начинается старое дорожное полотно, местами подлатанное, с встречающимися ямами и наплывами асфальта. В целом Актюбинская область имеет не самые плохие дороги, особенно если сравнивать их с дорогами Алматинской, Жамбылской и Семипалатинской областей. Местами на трассе по направлению от Рудного к Актобе встречается современный придорожный сервис: оборудованные для отдыха съезды, эстакады, АЗС и придорожные гостиницы. По направлению от Актобе до Уральска придорожного сервиса практически нет. Ранее мы условились оценивать качество дорог по десятибалльной шкале, где 0 – это отсутствие асфальта (есть только направление), а 10 баллов – это современный 2–3-полосный автобан с освещением и развитым придорожным сервисом. Так вот, по этой шкале дороги Актобе и Актюбинской области мы оценили в среднем на 7 баллов.
От Актобе мы продолжили движение в сторону Уральска по маршруту Е38 (трасса М-32) через села Талдысай, Кобда и Жымпиты. На 1820-м километре трассы начался целый дождь из саранчи. Дабы не потерять видимость, скорость приходилось снижать да 20–30 километров в час. После такой встречи помимо лобового стекла пришлось чистить передние воздухозаборники и решетки. Нам встречались автомобили, передняя часть которых была затянута сеткой – таким образом водители пытаются уберечь радиатор от гнуса. Этот способ наверняка пригодится при поездке на небольшие расстояния в нежаркую погоду. Но жарким летом мы не рекомендуем делать это: на трассе в условиях 40-градусной жары перекрытие потока воздуха к радиаторам, испарителю, интеркулеру может привести к серьезным проблемам с двигателем и трансмиссией.
Помимо саранчи движению мешают внезапно перебегающие дорогу бобрики (то ли какие-то тушканчики). С 1830-го километра встречается накатанная фурами колея и разбитые обочины. Все чаще наблюдаются муляжи автомобилей дорожной полиции и крупного рогатого скота. Начиная с 1860-го километра встречаются «качели», наплывы асфальта, ямы. Редко наблюдается придорожный сервис.
Общей проблемой для областных трасс Казахстана можно считать отсутствие нормальных туалетов. Даже на сетевых заправочных комплексах от Актобе до Уральска, где нам доводилось заправлять машину не самым дешевым топливом, туалеты для клиентов почему-то вынесены на улицу и находятся в ужасном состоянии. При этом внутри помещения АЗС имеются туалетные комнаты, но они, по словам персонала, предназначены исключительно для работников АЗС. «Средневековая дикость», – скажете вы. Наверное. Но вмешаться в эту ситуацию и установить правила работы придорожного сервиса регулятору не помешало бы.
До села Жымпиты и после него до 1905-го километра дорога переменного качества – 6–7 баллов. Местами поперечные швы на асфальте и наплывы заставляют снижать скорость до 70–80 километров в час. Часто встречается колея. Обочина не благоустроена, разметка есть только по центру. С 1930-го километра начинается глубокая колея, качество покрытия резко ухудшается. Буквально через 5–6 километров идет новое дорожное полотно отличного качества, с четкой разметкой (8–9 баллов), которое тянется до Уральска.
Проехав мост через реку Урал, мы въехали в город, дороги которого встретили нас большим количеством участков с мелкосрочным ремонтом. При этом дорожные службы забывают выставить знаки предупреждения (или здесь так принято), и весь поток автомобилей буквально втыкается в такой участок. Как результат – пробки и заторы. «Шустриков» на дороге прибавилось – они куда-то спешат, лавируя в потоке между автомобилями.
Дороги в Уральске в большинстве своем хорошие. Светофоры и дорожная разметка читаются хорошо. Под движение общественного транспорта на центральных улицах выделена своя полоса. Пешеходные переходы оснащены искусственными ограничителями скорости, знаками и понятной «зеброй». Кроме прочего, в Уральске впечатлила нас и цена на топливо, она оказалась самой низкой за все время нашего путешествия – 187 тенге за литр АИ-95.
Пробыв совсем немного в Уральске, мы поспешили к контрольно-пропускному пункту «Озинки». Ехать предстояло недолго, но мы прислушались к советам бывалых автотуристов, путешествовавших ранее по этому маршруту, которые рекомендуют иметь больший запас времени для прохождения паспортного контроля.
К нужному нам КПП ведет маршрут Е38 (трасса А-29). В районе населенного пункта Таскала есть неплохой придорожный сервис и две сетевые АЗС. Учитывая значительную разницу в стоимости бензина в РК и РФ, мы заправили здесь наш автомобиль под завязку. Кроме полного бака, разрешается провоз топлива в канистре – из расчета 20 литров на один автомобиль.
Дороги от Уральска до КПП «Озинки» хорошие. Цвет окружающих трассу пейзажей сменился с бледно-желтого на зеленый.
Сама процедура прохождения через контрольно-пропускной пункт упрощена с казахстанской стороны и сильно затянута с российской. На досмотр автомобиля и паспортный контроль при прохождении казахстанского участка границы мы потратили порядка 40 минут. Для того чтобы попасть на российскую сторону, потребовалось пересечь нейтральный участок, который, судя по состоянию дороги, не ремонтировался с царских времен. Ухабы, ямы, дыры глубиной с колесо от КамАЗа – здесь можно безопасно ехать только на танке. Встретили по дороге застрявший УРАЛ «техпомощи»… Добравшись до российского участка границы, обрадовались малому количеству ожидающего досмотра транспорта. Но не тут-то было. Прибыв третьими, мы потратили на прохождение границы порядка четырех часов (вспомнили добрым словом советы бывалых автотуристов). Большую часть времени отняло ожидание заполнения бумажных формуляров от Роспотребнадзора, связанных с введенными ограничениями в период пандемии. Дождались, заполнили, проехали.
Путешествующим в РФ на автомобиле стоит побеспокоиться о необходимых документах заранее. Например, помимо заготовленного ПЦР-теста нелишним будет проверить наличие оригинала техпаспорта и водительского удостоверения – по новым ПДД в РК возить документы с собой необязательно, поэтому немудрено их забыть дома. Кроме прочего, следует побеспокоиться заранее об аргументах, которые вы сможете предъявить для прохождения границы. Напомним, что пересекать границу могут те граждане, которые имеют близких родственников в РФ. Ввиду того, что правила пересечения границы постоянно меняются, рекомендуем уточнять их перед поездкой на сайте МИД РФ и Роспотребнадзора.
Страхование – это извечная тема споров и рассуждений. Пересекающим на автомобиле границу РФ оно обязательно, при отсутствии страховки предусмотрен штраф. Он небольшой, но правила не регламентируют, сколько подобных штрафов может быть выписано водителю и за какое время. Страховаться лучше непосредственно у границы. После КПП по направлению к населенному пункту Озинки установлено большое количество рекламных табличек от агентов российских страховых компаний – у них и можно оформить требуемый полис. Тщательно проверяйте все заполненные данные. Ранее требовалась печатная форма полиса, теперь достаточно иметь цифровой документ. Принцип оформления полиса схож с тем, который действует в Казахстане: вначале ваши данные вносятся в единую базу, и уже после этого страховая компания оформляет полис. Помимо цифровой копии на всякий случай мы запаслись и черно-белой распечаткой.
От КПП дороги практически нет до кольца, расположенного за поселком Столяры. Через пару километров от КПП установлен таможенный пункт, но его посещают только большегрузы. От кольца мы двинулись по маршруту Е38 (трасса А-298) в направлении к городу Энгельс. Здесь уложена новая дорога (9 баллов) с четкой разметкой и организованной обочиной. Зелени стало значительно больше. Новое покрытие дороги местами сменяет старое дорожное полотно плохого качества (4 балла), ехать по нему больше 10–15 километров в час сложно. Поэтому водители накатали собственную дорогу «в полях». Передвигаться по таким участкам можно в сухую погоду со скоростью 50–60 километров в час, в дождь на летней резине скоростная езда будет здесь затруднительна. По остальным участкам старой дороги, дабы избежать пробоев подвески, можно двигаться 20–30 километров в час.
Примерно с 509-го километра трассы, в районе населенного пункта Дергачи начинается хорошая дорога. Местами здесь уложено новое полотно, местами подлатано старое. Разметка читается хорошо, встречается придорожный сервис. Отсчет километража трассы ведется с противоположной стороны, и по мере продвижения от границы цифры на информационных столбиках, расположенных по стороне встречного движения, уменьшаются. Через несколько километров после Дергачей дорога ухудшается: ямы, промоины и отсутствие асфальта, объезды через поля.
После населенного пункта Ершов несколько километров тянется старая, местами подлатанная дорога, установлены знаки ограничения скорости в 40 км/ч. С 460-го километра (по встречным столбам) опять начинается хорошая дорога (9 баллов), и тянется она практически до Энгельса. На протяжении нашего маршрута от границы встречается большое количество крытых остановок общественного транспорта. В таких местах оборудованы пешеходные переходы с освещением. По обеим сторонам дороги вне населенных пунктов тянутся поля, разделенные лесополосами. Часть из них засеяна культурой, часть подготовлена к посеву. Пустых, бесхозных площадей мы не наблюдали.
Миновав населенные пункты Мокроус и Пушкино, мы добрались до города Энгельс, где нашему взору открылась знаменитая, воспетая поэтами и кинематографистами, река Волга.
На противоположном берегу раскинулся город Саратов, услышав название которого кто-то вспомнит старую песню про улицы, холостых и женатых, а кто-то – знаменитые, практически «неубиваемые» холодильники, которые и по сей день служат верой и правдой многим дачникам. Нам предстояло провести здесь несколько дней и затем отправиться далее по маршруту от Саратова к Волгограду, затем в Ростов-на-Дону, оттуда в Краснодар и затем в Сочи. Видеозарисовки о наших приключениях вы можете найти на нашем ютуб-канале.
Продолжение следует.