В условиях пандемии активность автомобильных брендов и производителей автозапчастей упала практически до нуля – интересные выставки, презентации и семинары сменились онлайн-просмотром «красивой» жизни зарубежных коллег через экран монитора или воспоминаниями о былых временах, о насыщенной событиями журналистской жизни. Так наступила ежедневная редакционная рутина, когда жизнь измеряется не событиями и датами на календаре, а выпуском очередного номера журнала. Лето подкралось, как всегда, незаметно…
Чтобы окончательно не скиснуть в редакционном однообразии, мы решили устроить себе отпуск, и не абы какой, а на колесах, выбрав популярное у казахстанских автотуристов в этом году направление Алматы – Сочи. К тому же наш редакционный Touareg с начала летнего сезона «носит» на себе тестовые шины Nokian Nordman S2 SUV, а это располагает к дальним поездкам – в смысле ресурсных испытаний. В процессе подготовки машины к автопробегу мы поменяли тормозные диски, колодки, свечи, аккумулятор, ремень, масло и фильтры. Рассказ об этом, для удобства читателя, мы вынесли в отдельные дополнения к этому материалу.
В этом месте полагается рассказать о какой-то высокой миссии нашего пробега, обозначить его цель… Огорчим тебя, читатель: высоких задач мы перед собой не ставили и иной цели, кроме желания побывать на море жарким летом, не преследовали. Упомянем лишь о том, что поездка наша прошла при поддержке брендов bilstein group (Febi, Swag, Blue Print) и компании Bosch.
«Странный маршрут вы выбрали», – скажет опытный автолюбитель. И будет прав. Дорога до Сочи по южному пути – через Тараз, Шымкент и Туркестан – у путешествующих в Сочи из Алматы считается приоритетной. Мы же отправились по северному пути: через столицу, минуя Костанай и Актобе, до Уральска. Причиной такого витиеватого маршрута стало запланированное участие нашей редакции в первой за время пандемии выставке – Automechanika Astana. Рассказ о ней, как и наш видеосюжет, вы сможете найти на нашем сайте www.a-master.kz в рубрике «Репортаж».
Часть первая Алматы – Нур-Султан
Заправившись под завязку топливом, чаем и бутербродами, в начале рабочей недели мы отправились в дорогу. Из Алматы выезжали рано, когда город еще спал. Обычно в такое время на улицах можно встретить лишь тех, кто еще не ложился с ночи, либо таких же, как мы, путешествующих, желающих побыстрее уйти с городских дорог, чтобы избежать пробок. И у нас это получилось – около шести утра мы были уже за городом и наблюдали потянувшуюся в город вереницу встречных автомобилей с областными номерами. Понедельник неизбежен.
Для большей эффективности мы решили по пути следования оценивать дорогу в баллах. 10 баллов – новая дорога с четкой разметкой, с полностью законченным строительством. Меньшим количеством баллов мы оценивали дороги с худшим качеством, при наличии неровного дорожного полотна, отсутствии разметки и с разбитыми обочинами.
Первые 150–170 километров трассы Алматы – Екатеринбург (М36) тянется дорога приличного качества, мы оценили ее в 8 баллов из десяти возможных. Это старое дорожное полотно, местами подремонтированное. Начиная с 174-го километра дорога значительно ухудшается: появляются наплывы, колея и дыры в асфальте. Ехать здесь без ущерба для подвески можно не более 20–30 километров в час. С левой стороны от дороги по направлению к Екатеринбургу ведется строительство нового дорожного полотна. Но на 180-м километре стройка прекращается полностью, и дальше есть только старая «убитая» дорога, но зато с новой разметкой.
По обочинам дороги в большом количестве расставлены временные дорожные знаки. По факту на некоторых участках дороги стройка и не начиналась, но знаки почему-то установлены с ограничением скорости в 30–40 километров в час. При этом зачастую здесь можно встретить автомобили дорожной полиции, курсирующие в районе действия этих знаков. Почему на трассе, где нет строительных работ, уже несколько лет стоят такие знаки и почему эти места так любит областная дорожная полиция, мы не знаем – адресуем этот вопрос представителям МВД РК.
Местами дорога становится более-менее ровной (5 баллов из 10), и пару-тройку километров машина едет по изобилующей заплатками дороге. Но расслабиться не получается: через некоторое время на дороге внезапно возникают наплывы, ямы, и скорость по-прежнему приходится снижать до 30–40 километров.
На 185-м километре встретили бесхозного, праздно шатающегося вдоль обочины дороги, облезлого верблюда. Дорога по-прежнему ужасная – едва потянет на 3 балла. Ремонтно-строительные работы на этом участке не ведутся, дорожной техники, как и самих строителей, мы не наблюдали.
Примерно с 209-го километра начинается новое дорожное полотно. Для движения в обе стороны открыта одна его половина с нанесенной разметкой – вторая половина еще строится. Этой дороге, как и прочим подобным, мы поставим 9 баллов ввиду того, что работы еще не закончены. Дорога хорошая, ровная, но вышеупомянутые временные знаки ограничения скорости присутствуют и здесь, как и бдящие за соблюдением скорости машины дорожной полиции.
С 287-го по 292-й километр идет старое дорожное полотно плохого качества, с заплатками и наплывами (4 балла), строительство новой дороги на этом участке не ведется.
Дорожные работы начинаются от поворота на Аксуек. Здесь старое дорожное полотно демонтировано, грейдером накатана грунтовая дорога, по которой осуществляется движение в обе стороны. Ехать по этой дороге сложно даже 30–40 километров в час – подвеска машины едва справляется с вибрациями. Слева от грунтовой построена новая дорога, но по каким-то неведомым нам причинам она остается закрытой для движения. Спустя несколько километров, по ходу нашего движения, дорога на пару километров переходит на новое дорожное полотно. Далее наш путь опять проходит через зубодробилку грунтового покрытия очередного объезда.
Путешествующим этой дорогой следует продумать точки дозаправки своего транспорта: по трассе от поворота на село Междуреченское никаких объектов инфраструктуры мы не наблюдали. Лишь на повороте на Аксуек есть небольшие кафе – излюбленное место отдыха «дальнобоев». Обозначенные «Яндекс-Навигатором» заправки по пути нашего следования по факту были либо закрыты, либо демонтированы в связи со строительством дороги. Первая АЗС («КазМунайГаз») встречается в районе Бурубайтала. Далее заправки («Гелиос» и RP) есть перед Шыганаком.
Километров через пятьдесят после поворота на Аксуек начинается новая дорога. Пока открыта для движения только половина трассы с нанесенной разметкой. Эта дорога очень хорошего качества – мы оценили ее в 9 баллов.
От поворота на поселок Улькен и до поворота на поселок Мынарал участков с новым дорожным полотном, по которым разрешено движение, становится в разы больше. По-прежнему встречаются объезды по грунтовке и знаки ограничения скорости. Там, где движение открыто по новому участку дороги, знаки ограничения скорости в 40–50 километров, по нашему мнению, особенно неуместны.
От станции Мынарал идет старая дорога хорошего качества (6–7 баллов) с читаемой разметкой. В районе 437-го километра встречаются редкие наплывы асфальта. Строительство новой дороги в этом районе не ведется, следов присутствия строительной техники или рабочих мы также не наблюдали.
Нашего следования вдоль дороги протянулась равнина. Голубое небо и выжженная солнцем степь встречаются где-то на линии горизонта, к которому устремилась лента дорожного полотна, кажущаяся бесконечной. Где-то вдалеке слышится сигнал удаляющегося поезда… Так в раздумьях о вечном и о том, как же здорово будет путешествовать по этой трассе в будущем, когда ремонт будет окончен, мы провели остаток нашего пути до города Балхаша.
Перекусив, подзаправившись топливом и прохладной водой, мы продолжили свое путешествие. Обочина перестала продавать свежую и копченую рыбу и все чаще стала предлагать кумыс и саумал. Автомобилей дорожной полиции и знаков, ограничивающих скорость, в этом районе прибавилось.
От Балхаша в сторону Караганды идет дорога плохого качества. Местами построено новое дорожное полотно, но оно закрыто для движения транспорта. Сотовой связи нет до 861-го километра. С заправками тоже негусто: до села Аксу-Аюлы ни одной заправки. В самом селе имеются небольшие магазины.
Ближе к Караганде унылый пейзаж безжизненной степи оживился зеленью. Километров за сто до Караганды начинается настоящий дорожный кошмар – пыльная грунтовая дорога, покрытая крупными камнями с торчащими наружу острыми краями (смерть покрышкам). Мы поставили этой дороге один балл. Местами прямо из дорожного полотна показываются крупные камни, объехать которые практически невозможно. Зачастую высота торчащих из земли валунов и глубина ям превосходят дорожный просвет среднестатистического автомобиля. По обочинам дороги здесь можно увидеть и оторванные бамперы, и порванные покрышки. При всем при этом параллельно со старой дорогой тянется новое дорожное полотно, закрытое для движения транспорта. Строительство на этом участке проходит очень вяло. Несмотря на рабочий день, мы не увидели ни строительной техники, ни рабочих.
Примерно за 55 километров до Караганды начинается новая дорога, хорошего качества. Движение открыто по двум направлениям – правда, дорожная разметка пока отсутствует (9 баллов). Впрочем, наша радость была недолгой: через два-три километра опять объезд, на этот раз по глиняной дороге, со всеми атрибутами бездорожья – колеей, накатанной фурами, торчащими из земли камнями и ямами с половину колеса.
Остается только догадываться, почему дорожные службы, проводящие в этом районе строительство дорожного полотна, так плохо относятся к временной дороге, которую использует весь транспорт, движущийся от Алматы до Нур-Султана. Открытым для нас остался вопрос и о том, почему при строительстве новой трассы, которая наверняка сразу станет платной, полностью демонтируется старая дорога. Ведь платной дороге всегда должна быть бесплатная альтернатива?
На 960-м километре по направлению Алматы – Екатеринбург строительство трассы прекращается и начинается старая «добрая» разбитая дорога, местами подремонтированная. Разметки на этом участке пути не наблюдается. А вот наплывы асфальта по обочинам и ямы встречаются довольно часто.
От Караганды до Темиртау идет новая трехполосная дорога хорошего качества. Есть удобные съезды и разворотные эстакады (10 баллов). В большом количестве здесь встречаются объекты придорожного сервиса. Далее дорога имеет платный участок протяженностью 143 километра, до Нур-Султана. Оплата производится как наличным способом, так и безналом – при предоплате. Мы заплатили за проезд от Темиртау до Нур-Султана 400 тенге. При этом монетоприемник пропускного пункта работает странным образом: по мере опускания монет на дисплее аппарата отображается только полная необходимая для оплаты проезда сумма, а сколько было опущено монет и сколько еще требуется внести, совсем непонятно. Для уточнения пришлось связываться с диспетчером.
Местами на новом дорожном полотне от Темиртау до Нур-Султана встречаются большие трещины. Для движения автомобиля они не критичны и на скоростной режим не влияют. Но удивительно: новая дорога – и вдруг трещины…
Этот участок трассы и дорожные службы, обслуживающие его, в разное время вызывали нарекания водителей. Например, при смене сезона дорожное полотно, учитывая резкие перепады суточных температур, покрывается тонким слоем наледи, которая ничем не посыпается. Зимой на этих участках часто случаются бураны, оставляющие после себя заметенные, непригодные к эксплуатации дороги. Взять хотя бы прошлую зиму – на этой трассе дорожные службы в марте продолжали расчищать снежные заносы. Впрочем, мы едем летом и наслаждаемся ровной и удобной дорогой, не идущей ни в какое сравнение с теми дорогами, которыми мы ехали от Балхаша до Караганды.
После нескольких дней, проведенных в столице, нам предстояло ехать до Костаная, оттуда до Актобе и далее, а затем, добравшись до Уральска, пересечь казахстанско-российскую границу в районе КПП «Озинки». Но эту историю мы расскажем в следующем выпуске нашего журнала.
Следите за новостями пробега на сайте и на страницах нашего издания в социальных сетях.
Рассказ о том, как мы готовили автомобиль к дальней дороге читайте в
нашем материале «Куда заглянуть перед дальней дорогой»
Текст: Дмитрий Саблин, фотоматериал редакции