Развитие экологичного электроавтомобилестроения сегодня разделилось на несколько основных направлений по принципу питания электродвигателей: одни питаются от топливных элементов, другие – от аккумуляторов и так далее. Жизнеспособные и даже серийные образцы уже не раз презентовались для широкой общественности на различных престижных автосалонах, однако технологические подробности по-прежнему потрясают воображение.
То, что делают многие
Вот, например, британская компания Riversimple вплотную подошла к серийному производству автомобиля Rasa с гидрогенной установкой, приводящей в движение четыре электродвигателя в каждом из колес автомобиля. Вдохновили на создание двухместного экологичного экипажа спортивные машины «Лотус».
Электрокар имеет совершенно оригинальную архитектуру, отличающую его от обычных автомобилей, облегченную конструкцию и особую прочность.
В движение он приводится электромоторами, встроенными в колеса. Моторы питаются от топливной ячейки суперкомпактного размера. Ее габариты не превышают размеры аккумулятора грузовика. Топливная ячейка работает на окиси водорода, и в этом состоянии водород не представляет никакой угрозы. Rasa с запасом полтора килограмма топлива может пройти 480 километров пути. Во многом такой ресурс обеспечивает рекуперативная система: электромоторы, встроенные в колеса автомобиля, при торможении выполняют роль генераторов и возвращают до 50% затраченной на разгон энергии. Максимальная скорость искусственно ограничена на отметке в 96 км/ч.
Кузов Rasa представляет собой монокок, выполненный из углепластика с алюминиевыми подрамниками. Общий вес топливных элементов составил 19 кг, а общий вес автомобиля – 580 кг.
В 2-скоростной трансмиссии использовано всего 18 подвижных частей. Одна передача активирует передний ход, другая задействует реверс.
В 2016 году компания Riversimple планирует провести годовые испытания 20 экземпляров прототипа. В случае положительных результатов она намерена в дальнейшем выпускать Rasa небольшими тиражами и основать собственное направление проката этих автомобилей. При этом зарабатывать компания планирует и на техническом обслуживании автомобиля, и на смене топливных элементов (заправке).
Проектом заинтересовалось правительство Великобритании, которое выделило на его развитие грант в 2 миллиона фунтов.
Альтернатива
С представителями направления потоковых аккумуляторов нас уже трижды знакомила компания nanoFlowcell. Ее первый концепт назывался Quant e-Sportlimousine, затем появился Quant F и, наконец, в 2015 году на Женевском автосалоне был представлен субкомпактный электрокар Quantino.
Представители «квантового» семейства имеют далеко не робкий характер. Quant e-Sportlimousine, например, способен с места рвануть до сотни за 2,8 секунды, а максимальная его скорость уходит за отметку в 300 км/ч. Этот четырехместный спортивный монстр с одобрения властей уже в тестовом режиме колесит по Европе.
Принцип работы энергоустановки в нем таков: электролит, содержащий растворенные электроактивные вещества, прокачивается через ионообменную мембрану в результате чего вырабатывается энергия. Это одна часть процесса. Вторая основывается на происходящем параллельно процессе восстановления. Таким образом вырабатывается электроэнергия, аккумулирующаяся в суперемких конденсаторах, которые могут отдавать энергию быстро и большими порциями.
Одной зарядки электролита автомобилю Quantino, последней из разработок компании nanoFlowcell, хватает на 1000 км пути, а затем нужно поискать розетку, или сменить электролит, или залить в него комплект восстанавливающих присадок.
Оба вектора развития экологичного электроавтомобилестроения идут, что называется, «крыло в крыло». Вопрос лидерства зависит, главным образом, от их удешевления, наращивания ресурсных мощностей, выстраивания инфраструктуры обслуживания и, конечно же, от инвестиций.
Итак, казалось бы, мы стоим у самого порога, за которым нас ждут кардинальные перемены. Но каждое действие рождает противодействие. И в данном случае очевидно, что развитие электромобилей наверняка столкнется с противостоянием со стороны нефтяных компаний. Так же очевидно, что для массового выпуска электромобилей потребуется кардинально перекраивать автопроизводственные технологии. А еще стоит иметь в виду, что насколько бы «зелеными» ни были электромобили, производство, обслуживание и утилизация батарей или топливных элементов могут быть совсем не экологичными.
Учитывая все вышесказанное, логично предположить, что электромобили придут в ближайшее время в наиболее развитые и экономически благополучные страны, а затем станут распространяться и по всему миру. Когда-нибудь дойдет очередь и до нас…
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей