27 апреля, 2024
doroga 2 20141

Дорожные войны Алматы

Дорожные войны Алматы, или несколько слов о ситуации на дорогах

В будний день или в выходной, ранним утром или с наступлением сумерек – каждый раз, садясь за руль и вливаясь в миллионный транспортный поток, водитель из простого обывателя превращается в участника необъявленной войны, где вместо свиста пуль и взрывов гранат –клаксоны авто и рев двигателей. Казалось бы, с расширением парка общественного транспорта, появлением метро, многочисленных развязок, объездных дорог и сотен видеокамер дорожного наблюдения ситуация должна меняться к лучшему. Но нет, сухая статистика упрямо доказывает обратное: количество зарегистрированных ДТП только продолжает расти, причем с геометрической прогрессией.

Сложно однозначно ответить на вопрос, в чем же главная причина столь плачевной ситуации на дорогах крупнейшего мегаполиса Казахстана. Нынешнее положение складывается из совокупности факторов. Мы постарались проанализировать наиболее важные из них и вместе с этим найти ответ на извечный вопрос «что делать?».

«Мажориков», областников и стрит-рейсеров – к порядку!

Первое, что бросается в глаза человеку, впервые оказавшемуся в нашем городе, – количество дорогих, роскошных иномарок. Причем чем выше стоимость автомобиля, тем, зачастую, меньше его владелец обращает внимание на правила дорожного движения, становясь в собственных глазах этаким «королем дороги». «Лексусы», «Крузеры», БМВ и прочие «Каены» рассекают транспортный поток, гневно сигналя «бюджетным» легковушкам, не успевшим уйти с дороги, а «блатные» номера и связи добавляют лихачам ощущение вседозволенности.

С другой стороны, разбитые и обшарпанные авто с областными номерами, «таксующие» в Алматы, напрочь игнорирующие какие бы то ни было правила, создают еще больше хаоса на дорогах. Частники-таксисты, лишь завидев вытянутую руку потенциального клиента, без «поворотника» срываются с третьего ряда в первый, преграждая движение транспорту в крайнем правом ряду, и невозмутимо стоят, договариваясь о цене, не обращая никакого внимания ни на сигналы клаксонов, ни на растущую следом за ними пробку.

Непонятна и логика городских лихачей. Ну какое значение имеют несколько выигранных минут, притом в сравнительно небольшом городе? Но местные шумахеры умудряются выжимать далеко за сотню даже на небольшом отрезке пути. Как следствие, включая вечерние новости на любом местном телеканале, непременно услышишь об очередном инциденте на дороге с превышением скоростного режима. Справедливости ради стоит отметить, что большую часть любителей сверхбыстрой езды составляют «мажорики», не только не отличающиеся терпением и скромностью, но и твердо уверенные в том, что в случае ДТП они уйдут от ответственности, благодаря служебному положению (или деньгам) своих родителей или родственников. Желание давить на педаль газа до отказа пропадает лишь после серьезного ДТП, часто со смертельным исходом.

Постоянно увеличивающиеся штрафы, ужесточающиеся законы должны, казалось бы, навести порядок, но у нас, как это не парадоксально, ситуация прямо противоположная. Убивающие пешеходов «ночные гонщики» и водители-алкаши отделываются в худшем случае самым незначительным сроком, а в лучшем – штрафом, сохраняя за собой право управления автотранспортом. А вот простые дисциплинированные водители, попавшие в ДТП случайно, получают максимально возможное наказание. Где же здесь логика и справедливость?

Решения, способные переломить ситуацию не нужно долго искать, достаточно обратиться к опыту развивающихся стран.

В первую очередь следует искоренить коррупцию и ввести жесткую уголовную ответственность для людей в погонах и судей даже за малые взятки. Оснастить каждый автомобиль патрульной службы видеорегистраторами, работающими на 360 градусов, и жестко пресекать попытки сотрудников полиции провоцировать водителей к даче взятки. Параллельно с этим следует значительно увеличить штрафы за нарушение ПДД, введя прогрессивную шкалу, то есть взимать с нарушителя не какую-то конкретную сумму, а штраф, соизмеримый с его доходами. Именно такие ощутимые штрафы навели порядок на дорогах Европы в свое время. Сумма штрафов в той же Германии, например, может превышать несколько тысяч евро, а при отсутствии у автовладельца желания их оплачивать, сумма будет взыскиваться в судебном порядке с банковских счетов или имущества ответчика.

Большая заноза

Говоря о ситуации на наших дорогах, нельзя не вспомнить без содрогания об общественном транспорте. Автобусы, останавливающиеся вне остановок, высаживающие пассажиров во втором и третьем ряду, могут вдруг с ревом и клубами выхлопов срываться с места, устраивать гонки, наводя ужас на остальных участников движения дикими и непредсказуемыми перестроениями, «пролетами» на красный сигнал светофора, несоблюдением правил рядности и откровенным игнорированием ПДД. Жалобы пассажиров, проверки и массовые увольнения таких «водителей» ни к чему не приводят – на их место тут же садятся еще более «горячие джигиты», и ситуация повторяется бесконечно.

Что можно сделать уже сегодня, при условии вечной нехватки квалифицированных водителей, добросовестных подрядчиков и отсутствии муниципальных автобусных парков? Создавать таковые, привлекая частные инвестиции и обеспечивая должный контроль со стороны надзорных органов как за состоянием парка машин, так и за квалификацией допущенных к управлению общественным транспортом водителей. А еще учить водителей общественного транспорта особым образом, только на базе государственных автошкол, не задействовать в городских перевозках частный крупногабаритный транспорт и автобусы, имеющие областную или иногороднюю прописку. В конечном счете садящийся за руль автобуса или троллейбуса водитель должен понимать свою неминуемую ответственность перед законом за жизни своих пассажиров: нарушая ПДД, он рискует не только деньгами, но и личной свободой.

Дороги, развязки, ремонт

Тема общественного транспорта не может не навести на мысли о несовершенстве городской инфраструктуры. Здесь за последние несколько лет сделано немало, но, как показывает реальность, недостаточно. Бичом города по-прежнему остаются автомобильные пробки. Многочисленные развязки и метро должны были избавить Алматы от транспортного паралича в часы пик, но в нашем городе, сравнительно небольшом, и сегодня перемещение даже на короткие дистанции во время рабочего дня может растянуться на часы. Причин этому множество: малая пропускная способность городских улиц (отсутствие паркингов), а также отсутствие кольцевых и обводных дорог (без светофоров и левых поворотов), сквозных проспектов, четкой и понятной информации о допустимом скоростном режиме в районе стационарных камер фиксации.

doroga 2 20142

Отсутствие сбалансированной системы паркинга в городе – это, пожалуй, одна из самых «злых» проблем. Крайний правый ряд любой улицы, за исключением центральных проспектов, пять дней в неделю забит припаркованными как попало машинами. Строительство многоярусных парковок и платных стоянок отчасти способно освободить дороги от припаркованных на обочине машин, а значит, увеличить скорость автомобильного трафика. Окончательно справиться с отсутствием парковок, наверное, нереально – и это проблема всех современных городов, но взять ситуацию под контроль и улучшить ее не на бумаге, а на деле, муниципалитету по силам.

Добавляет масла в огонь городского хаоса извечный ремонт городских улиц, который дорожные службы ведут месяцами. При этом некоторые улицы не видели капитального ремонта десятилетиями, а на иных асфальт перестилают несколько раз в год. Понятно, что иногда ремонт «здоровых» дорог вызван капитальным ремонтом теплотрасс и водопроводов, но ситуация выглядит комичной, когда после укладки нового асфальта начинают менять арыки и бордюры, а затем кладут асфальт заново.

На наш взгляд, какого-то особенного решения этой проблемы не требуется, достаточно навести порядок в службах, отвечающих за ремонт дорог и теплотрасс, принудив их работать согласованно, а в противном случае наказывать «рублем».

Дорожный этикет – залог порядка на дороге!

Можно назвать еще множество проблем, вносящих свою долю хаоса в ситуацию на дорогах южной столицы: безответственность пешеходов, безынициативность городской администрации, переизбыток иногороднего транспорта. Но нам почему-то кажется, что главная причина – отсутствие культуры вождения как таковой. На каждого добросовестного водителя, уступившего место в ряду или пропустившего встречный транспорт на поворот, приходится несколько автовладельцев, не то что бы игнорирующих дорожный этикет, а просто ничего не знающих о нем. Такие подрезают, буквально выдавливают соседей из полосы с заранее заготовленным пальцем на кнопке «аварийки», чтобы формально «извиниться» за хамство. И это уже стало нормой. Конечно же, рано или поздно такая манера «общения» с другими участниками дорожного движения принесет свои результаты – ими могут стать побитые машины или кулачные баталии у обочины. Между тем культура поведения на дороге прививается не за один день, она приходит с годами водительского опыта. Исправить положение можно и нужно. И делать это необходимо уже сейчас. Проявив немного выдержки, большинство нормальных водителей, не только избавится от ненужной агрессии, но и заставит хамов выглядеть на дороге нелепо и чуждо. Нелегко сдержаться и не отвечать на откровенный беспредел, но если мы водители не только по необходимости, но и по призванию, наш долг следовать правилам и закону, и начинать исправлять ситуацию надо с себя!

Терпения Вам и удачи на дорогах!

Текст: Андрей Фомичев
Фотоматериал из архива редакции

Похожие статьи

Готовимся к холодам

admin

Шаг навстречу культуре движения

admin

Правила зимнего торможения

admin

Ездить «на лампочке» – себе дороже

admin

Слушали. Думали. Тушили

admin

На зимнюю дорогу – лишь с холодным рассудком

admin