25 ноября, 2024
1941 Ford Soybean Car

Август в истории автомобильной промышленности

75 лет назад

13 августа 1941 года компания Ford продемонстрировала необычный автомобиль, который позже вошел в историю под названием «соевого» или «конопляного». Идея союза промышленного производства с сельским хозяйством давно увлекала Генри Форда, и в начале Второй мировой войны он решил в гражданском автомобилестроении заменить сталь и нефть растительными материалами. Для экспериментального автомобиля сделали пластиковый кузов на основе соевого волокна и конопли. По уверениям Форда, такой кузов стал не только на четверть легче стального, но и намного прочнее.

Ford Soybean 1941 г.в.

Мотор «соевой» машины также работал на растительном топливе. Прототип вызвал интерес, но вступление США в войну привело к сокращению затрат на исследовательские работы. Проект пластикового автомобиля тихо «скончался» к середине десятилетия. Есть мнение, что «Форду» просто не удалось в реальности добиться заявленных показателей прочности и долговечности кузова. Возможно, сыграл роль и постепенный отход от дел основателя компании, что означало потерю интереса к идее интеграции промышленности и сельского хозяйства. Так или иначе, но первый в США пластиковый (не стекловолоконный) кузов в серийное производство запустили только в 1984 году. И сделал это не Ford, а General Motors – для модели Pontiac Fiero.

60 лет назад

3 августа 1956 года состоялась премьера Volvo Amazon. По сути, только с этого момента компания Volvo начала позиционировать себя в качестве производителя солидных долговечных автомобилей с высоким уровнем безопасности. Именно на этой модели впервые были установлены трехточечные ремни (1959), а двухточечные предлагались с момента дебюта в стандартной комплектации. Позже эта модель одной из первых за пределами премиальной части рынка получила двухконтурный привод тормозной системы.

1956 Volvo 121 P120
Volvo 121 (P120) 1956 г.в.

Старт продаж был не слишком оптимистичным. «Амазон» оказался намного крупнее и дороже предшествующей модели, и потребовалось время, чтобы покупатели осознали, что машина стоит тех денег, которые за нее просят. Отчасти улучшить статистику продаж помогли добавленные через два года в линейку более скоростные версии с двумя карбюраторами. Традиция фантастически вместительных универсалов Volvo также идет от «Амазона»: грузопассажирский кузов добавился в гамму с февраля 1962-го. Через пять лет с выпуском более современной серии «100» производство «Амазонов» стало постепенно сворачиваться, а окончательно оно прекратилось в 1970 году. Однако еще на протяжении четверти века (а в чем-то и до сих пор) все «большие» модели Volvo строго следовали курсом, заложенным моделью Amazon.

50 лет назад

11 августа 1966 года были собраны первые Chevrolet Camaro. Корпорация General Motors потеряла много времени в сомнениях по поводу того, насколько продолжительной может быть популярность Ford Mustang. К тому времени, когда, наконец, стало понятно, что речь идет не о краткосрочном проекте, а о рождении нового класса, прошло почти пять месяцев. Еще два года было потрачено на подготовку собственной модели.

1967 Chevrolet Camaro 327 side
Chevrolet Camaro 327 1967 г.в.

Название автомобиля происходит от разговорной формы французского слова camarade (поэтому ударение следует делать на последний слог), что значит «товарищ», но представители GM шутили, что имеется в виду такой маленький хищник, который питается мустангами. В чем-то Camaro действительно превосходил модель «Форда» (в конце концов, отзывы покупателей и тесты журналов были в распоряжении инженеров Chevrolet), но в основном повторял. А репутацию «Мустанг» уже успел заработать. Кроме того, через полгода в свет вышла «родственная» модель Pontiac Firebird, оттянувшая часть покупателей. Поэтому ничего удивительного не было в том, что на один Camaro продавалось три машины «Форда».

1967 Chevrolet Camaro RS
Chevrolet Camaro RS 1967 г.в.

Еще одним неблагополучным для GM фактором был действовавший на тот момент внутри корпорации запрет ставить на Chevrolet моторы объемом свыше 400 куб. дюймов (6,6 л), в то время как силовые установки «Форда» ограничивались лишь физическими размерами моторного отсека «Мустанга». Продвинутые дилеры самостоятельно оснащали Camaro «биг-блоками», что частично снимало проблему. Впрочем, неплохо «прокачать» Camaro можно было и штатными средствами. Популярен был пакет изменения внешнего вида RS с выдвижными фарами, а также пакет дополнительного оборудования SS, включавший усиленное шасси и мощные V8. Причем упомянутые пакеты можно было скомбинировать. Существовало также исполнение Z/28, «заточенное» под правила гоночного чемпионата Trans Am, – вероятно, лучшая модификация Camaro за всю историю. В целом Chevrolet Camaro первого поколения был очень достойным автомобилем и сделал весомый вклад в развитие класса «pony-car».

40 лет назад

6 августа 1976 года дебютировало второе поколение Audi 100. Таким образом группа VW-Audi вступала в прямое соперничество с Е-классом «Мерседеса» и 5-ой серией «БМВ». Преимуществами «Ауди» в этом нелегком противостоянии были передний привод и заметно меньший вес. Недостатками – не самая выразительная внешность и отсутствие 6-цилиндровых моторов. Впрочем, после резкого взлета цен на нефть осенью 1973 года «шестерка» перестала восприниматься как однозначный козырь в конкурентной борьбе.

1977 Audi 100
Audi 100 LS 1976 г.в.

Инженеры VW-Audi нашли неожиданное решение: «сотка» стала первым в истории автомобилем, оснащенным 5-цилиндровым бензиновым мотором, сочетавшим экономичность «четверок» с мощностью, близкой к показателям 6-цилиндровых установок. Так марка Audi заявила о себе в числе наиболее передовых в техническом отношении. Тем не менее в конкурсе «Автомобиль года» флагман Audi занял только второе место. Вероятно, потому что мотор с пятью цилиндрами добавился в гамму лишь весной 77-го. В том же году начался выпуск пятидверного хэтчбека Avant. (Впоследствии это имя будет использоваться для универсалов Audi). В 1979-м, наряду с рестайлингом 100-й модели, состоялся запуск ее более дорогой версии под индексом «200». Специфичным для нее был турбированный мотор, разумеется, пятицилиндровый, мощностью 170 л. с. В целом второе поколение Audi 100 сыграло значительную роль в истории марки, создав основу для ее последующего прорыва в премиальный сегмент.

30 лет назад

1 августа 1986 года компания BMW представила концептуальный автомобиль Z1. После десяти лет застоя на рынке спортивных автомобилей новый родстер только так и мог восприниматься как перспективная машина без четких планов на серийный выпуск. Отсюда и выбор названия от немецкого Zukunft – «будущее». Мотор, коробку передач и ряд других узлов позаимствовали у седана 325i, но в остальном автомобиль был оригинальным. Во всех смыслах.

1989 BMW Z1 red top doors down
BMW Z1 1989 г.в.

Задняя подвеска была первым опытом компании в создании многорычажных схем и широко использовалась в следующем десятилетии. Кузов был выполнен из пластика и сравнительно легко демонтировался с шасси, поскольку создатели Z1 считали, что у потенциальных владельцев может возникнуть желание со временем поменять весь кузов или отдельные панели. Еще одной отличительной особенностью машины были двери, утапливаемые в высокие пороги. Такое решение позволило повысить жесткость кузовного каркаса, но требовало некоторых акробатических навыков при посадке и высадке. Баварцы не рассчитывали всерьез на серийный выпуск Z1, но запросы продолжали расти в течение долгого времени. Покупатели спорткаров истосковались по новинкам, и в 1989 году производство, наконец, стартовало. Всего за два года собрали 8000 машин. Как и прочие изделия BMW последних десятилетий, модель Z1 вышла слишком дорогой, и поэтому, несмотря на возрождение рынка родстеров, проходившее примерно в годы ее производства, большой роли в данном процессе она не сыграла. Следующая модель серии Z под индексом «3» появилась только в 1995-м и куда более соответствовала стандартам своего класса.

Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей

Похожие статьи

Ноябрь в истории автопрома

admin

За праздником – к профессионалу!

admin

Октябрь в истории автопрома

admin

Джорджетто Джуджаро: дизайнер века

admin

Сентябрь в истории автопрома

admin

Август в истории автопрома

admin