30 апреля, 2024
hrap

Храп опасен для водителей?

Что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия? Неисправности автомобиля, «неправильное» поведение пешеходов, плохое состояние дорог… Помимо перечисленных факторов, необходимо учитывать и причины со стороны водителей: алкогольное опьянение, несоблюдение правил дорожного движения, спешка при вождении и так далее. В их число, занимая одно из первых мест по распространенности, входит сонливость и засыпание за рулем. Среди водителей старше 30 лет это явление довольно часто вызвано не только банальным физическим переутомлением, но и наличием заболевания – синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС). О том, что собой представляет это нарушение, как оно влияет на безопасность вождения и как с ним бороться, мы поговорим в этой статье.

Связь храпа и ситуации на дорогах

Вы храпите по ночам? Если да, то, возможно, Вы человек, представляющий постоянную угрозу для других. Дело в том, что храп – это один из главных признаков синдрома, о котором мы упомянули выше. Это не просто звуковой феномен, и он, вопреки всеобщему представлению, не говорит о здоровом «богатырском» сне. При его осложненных формах во время каждого вдоха дыхательные пути спящего суживаются, уменьшая объем получаемой человеком порции воздуха. Иногда проходимость гортани страдает более серьезно, и тогда «обычный» храп превращается в болезнь. У больного появляются остановки дыхания, обусловленные полным спадением дыхательных путей. За ночь может отмечаться несколько сотен таких остановок продолжительностью по 20– 30 и более секунд. Общая продолжительность отсутствия дыхания достигает 2-3 часов.

«А при чем тут безопасность вождения?» – спросите Вы. Из-за того, что часть ночи мозг пациента проводит без кислорода, у него возникают изменения в состоянии здоровья. Повышается давление, нарушается сердечный ритм, появляются проблемы с потенцией… У человека может быть 400–500 остановок дыхания, каждая из них заканчивается пробуждением мозга, который вынужден принудительно «открывать» дыхательные пути. Представьте себе, что кто-то всю ночь толкает Вас в бок и говорит: «Подыши, подыши…». Сам больной может совершенно не помнить, что у него прерывается дыхание, но структура его сна резко нарушается: сон становится беспокойным и не освежает. Утром человек чувствует себя разбитым и невыспавшимся, днем отмечается мучительная сонливость, снижается внимание и ухудшается реакция. Это, естественно, увеличивает риск засыпания за рулем.

При тяжелой форме СОАС также возможны кратковременные эпизоды засыпания, которые больной не осознает, но которые вполне могут стать причиной ДТП. Ведь при засыпании всего на 3 секунды при скорости 100 км/ч автомобиль проезжает целых 100 м. А если впереди поворот или преграда? При происшествиях, связанных с засыпанием водителя за рулем, масштаб трагедий, тяжесть травм и число жертв всегда больше, чем при других причинах происшествий, потому что водитель не пытается затормозить или объехать препятствие.

Синдромом апноэ сна страдает 4–7% населения, а у 2% имеется тяжелая форма расстройства. Если перевести это в абсолютные числа, получается немало. По примерным подсчетам, в Астане каждый день на дороги выезжают порядка полутора тысяч человек, каждый из которых имеет высокие шансы стать причиной или жертвой очередного ДТП.

Как решается эта проблема?

На уровне государства – никак, и поэтому ситуация на дорогах, связанная с сонливостью за рулем, не улучшается долгие годы. В Казахстане не функционируют приказы, программы и нормативные акты о профилактике «сонного вождения». Сонливость даже не учитывается в качестве возможной причины ДТП, что маскирует ее распространенность.

Впрочем, первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Например, в России недавно реализовался первый региональный проект «Не спи за рулем» (ссылка http://сон74.рф/do-not-sleep/), нацеленный на привлечение внимания к данной проблеме.

Хочется верить, что вскоре подобные проекты будут организованы в каждой стране, что позитивно повлияет на сознательность водителей и государственную позицию по вопросам профилактики засыпания за рулем. На Западе данная проблема уже давно разрешена: профессиональные водители перед приемом на работу обследуются, пациентов с обнаруженным СОАС лишают прав до стабилизации состояния, а статистика по причинам ДТП регистрируется с учетом всех возможных причин. У нас же, увы, каждый пока отвечает сам за себя…

Как не заснуть за рулем

Чтобы сделать свое пребывание за рулем более безопасным, водителям рекомендуется придерживаться нескольких правил.

Перед поездкой:
  • убедитесь, что хорошо себя чувствуете;
  • если ощущаете усталость, но не можете отложить путешествие, выпейте кофе или энергетик;
  • не планируйте переезды, особенно дальние, на вторую половину дня.
Во время поездки:
  • не спешите успеть в пункт назначения к определенному времени;
  • чувствуете сонливость – регулярно останавливайтесь, чтобы отдохнуть;
  • в долгие путешествия берите с собой кого-то, кто сможет следить за Вашим состоянием и качеством вождения;
  • будьте особенно внимательны в конце пути – большинство аварий случается именно на завершающем этапе, когда бдительность водителя ослабляется;
  • если Вам это доступно, пользуйтесь специальными приборами – будильниками, препятствующими засыпанию. Они надеваются на руку и регистрируют изменение скорости реакции человека. Когда прибор «считает», что водитель может заснуть, он подает звуковой сигнал.

Ну и, наконец, последнее: если Вы храпите и регулярно чувствуете разбитость в дневное время, обратитесь к врачу. Возможно, у Вас синдром обструктивного апноэ сна. Не пугайтесь, если это нарушение обнаружат, его признаки довольно легко устраняются после проведения специального лечения.

Наибольшее число ночных аварий из-за засыпания происходит между 3.00 и 6.00 утра, а в дневное время подобные ДТП обычно случаются с 13.00 до 16.00. Но, когда у человека наблюдается нарушение сна, он способен «отключиться» в любое время суток, даже ранним утром. Если у Вас имеются или предполагаются подобные проблемы со здоровьем, сохраняйте бдительность каждый раз, оказавшись за рулем, и обратитесь за медицинской помощью. В результате, выходя из дома и направляясь к своему автомобилю, Вы будете уверены, что благополучно доберетесь до нужного места, не станете причиной аварии и не пострадаете сами.

Материал подготовлен:

Р.В. Бузунов – президент Межрегиональной общественной организации «Ассоциация сомнологов» www.rossleep.ru, заведующий отделением медицины сна ФГБУ «Клинический санаторий «Барвиха» УД Президента РФ, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н.

Н.С. Белинская – директор Челябинского центра медицины сна.

Похожие статьи

Automechanika Astana: расширяя горизонты сотрудничества

admin

Экспедиция навстречу солнцу

admin

Выставка запчастей, оборудования и компонентов

admin

Выставка с широкой географией

admin

Automechanika Astana 2023

admin

Выставка Kazautoexpo представила…

admin