За 75 лет, прошедших с 1946 года, на дороги пяти континентов мира вышло 19 миллионов мотороллеров Vespa. Это самое демократичное и популярное моторизованное транспортное средство. Оно объединяет людей разных стран, культур и возрастов. Глобальный бренд Vespa выступил связующим звеном между поколениями и различными слоями общества, скутер стал героем культовых фильмов и даже олицетворением определенных черт характера.
Сегодня скутеры Vespa производят на трех производственных площадках: на итальянском заводе Pontedera, где они непрерывно выпускались с 1946 года, на заводе Vinh Phuc во Вьетнаме и в Индии, на ультрасовременной фабрике Baramati, открытой в апреле 2012 года.
А начиналось все с решительного намерения итальянского промышленника Энрико Пьяджио создать недорогое средство передвижения для широких масс. Время было послевоенное, и мотороллер создавался по образцу небольших мотоциклов для парашютистов, так как наиболее практичные и надежные решения прошли проверку боевыми действиями. Над проектом мотороллера работал итальянский авиационный инженер Коррадино Д’Асканио, и это тоже роднило проект с небом.
Прототип, известный как MP5, из-за своей своеобразной формы получил прозвище «Паперино», так на итальянском звучало прозвище диснеевского персонажа Дональда Дака. Энрико Пьяджио концепт не понравился, и он попросил Коррадино Д’Асканио переделать его. Опираясь на свой авиационный опыт, талантливый инженер нашел решение многих проблем. Он представил конструкцию с несущим кузовом и рычагом переключения передач на руле. Чтобы облегчить замену шин, вместо вилки он сконструировал несущий рычаг, похожий на стойку самолетного шасси. Важно было то, что посадка здесь была уже не верхом, а как на стуле. Корпус скутера защищал водителя от брызг, пыли и ветра.
Первый скутер Vespa («Оса» или «Шершень») был произведен в Понтедера в апреле 1946 года. Его название было предложено самим Энрико Пьяджио, который заметил, насколько конфигурация машины схожа с формой осы, если взглянуть на скутер сверху. 23 апреля 1946 года компания Piaggio & CSpA подала в Центральное патентное управление заявку на регистрацию модели и торговой марки.
Первая Vespa имела объем двигателя 98 куб. сантиметров, мощность составляла 3,2 л. с., а максимальная скорость была равна 60 километрам в час. Водитель уверенно и прочно сидел, поставив ноги на платформу, а не опасно балансировал, как на мотоцикле с высокими колесами. Во многом благодаря удобству посадки и управления это транспортное средство быстро завоевало сердца женщин и даже стало популярным у католических священников. Спустя год после появления Vespa было продано более 18 тысяч этих скутеров.
В 1948 году была выпущена модель объемом 125 куб. сантиметров. От 98-го она отличалась не только двигателем, но и наличием задней подвески, передняя подвеска была модернизирована. Далее развитие бренда продолжалось невиданными темпами. В 1950 году Vespa начали выпускать в Германии, в следующем году лицензионное производство открылось в Великобритании и Франции, а также в 1953 году в Испании и затем – недалеко от Брюсселя. Заводы выросли в Индии и Бразилии. Вскоре Vespa производилась уже в 13 странах, продавалась в 114, включая Австралию и Южную Африку, Иран и Китай. У первого мотороллера быстро появились конкуренты и очень похожие версии. В СССР, например, начали производить скутер «Вятка» объемом 150 куб. см, это был почти идеальный клон Vespa.
За всю историю скутера Vespa он выпускался в версиях с объемом двигателя от 50 до 300 кубических сантиметров. С ноября 2018 года существует в линейке и электрическая модель Vespa Elettrica. Мотороллер в наиболее продвинутых версиях имеет антиблокировочную и антипробуксовочную системы (ABS и ASR соответственно), на борту присутствует современное оборудование и световая техника. Максимальная скорость скутера давно перешагнула рубеж в 100 километров в час. Сегодня это надежное и неприхотливое бюджетное транспортное средство, годное как для поездок по городу, так и для дальних путешествий.
Есть в биографии Vespa и спортивные страницы, а также вехи, отмеченные испытаниями на выносливость. В 50-х годах прошлого столетия этот скутер не раз участвовал в регулярных мотогонках, скоростных и внедорожных. Vespa с 125-кубовым двигателем установила рекорд скорости в классе, разогнавшись до 171 километра в час. В 1952 году француз Жорж Моннере построил амфибию Vespa и успешно пересек на ней пролив Ла-Манш. Студент итальянского университета Джанкарло Тирони на мотороллере Vespa достиг Полярного круга. Аргентинец Карлос Велес пересек Анды от Буэнос-Айреса до Сантьяго-де-Чили. Роберто Патриньяни путешествовал на Vespa из Милана в Токио. Джеймс П. Оуэн отправился из США на Огненную Землю. Сантьяго Гильен и Антонио Весиана преодолели расстояние от Мадрида до Афин, и по этому случаю их Vespa была украшена лично Сальвадором Дали – данный экземпляр по сей день экспонируется в музее Пьяджио. Уолли Берген совершил на Vespa грандиозный тур по Антильским островам. Англичанка мисс Уоррал отправилась из Лондона в Австралию и обратно, а австралиец Джефф Дин совершил на скутере Vespa кругосветное турне. Швейцарский гонщик Джузеппе Моранди проехал на Vespa 6000 км, в основном через африканскую пустыню. Сосчитать же европейских скутеристов, которые на своих Vespa достигли мыса Нордкап, просто невозможно. В 1980 году два Vespa PX 200 под управлением М. Симоно и Б. Чернявского достигли финиша ралли Париж – Дакар.
В июле 1992 года писатель и журналист Джорджио Беттинелли покинул Рим на Vespa и в марте 1993 года прибыл в Сайгон. В 1994–95 годах он проехал на скутере 36 000 км от Аляски до Огненной Земли. В 1995–96 годах преодолел дистанцию от Мельбурна до Кейптауна – свыше 52 000 км – за 12 месяцев. В 1997 году писатель выехал из Чили и через три года и восемь месяцев достиг Тасмании, проехав 144 000 км на своем Vespa. Он пересек 90 стран Америки, Евразии, Африки и Океании. Всего Беттинелли проехал на Vespa 250 000 километров.
Но Vespa – не просто рыночный феномен, это часть социальной истории. Скутер можно увидеть в сотнях кино- и телефильмов. Одри Хепберн и Грегори Пек в фильме «Римские каникулы» (1953) первыми представили нам Vespa. Историю Vespa продолжают сегодня рассказывать с экрана такие звезды, как Милла Йовович, Антонио Бандерас, Мэтт Дэймон, Жерар Депардье, Джуд Лоу, Николь Кидман и Эдди Мерфи. Каждый год национальные клубы Vespa и фанаты со всего мира собираются на Всемирные дни Vespa.
Текст: Андрей Сафонов, фотоматериал Vespa