25 ноября, 2024
Spencer Wilks

Май в истории автомобильной промышленности

125 лет назад

26 мая 1891 года родился Спенсер Уилкс – британский промышленный управляющий, оказавший существенное влияние на развитие автомобильной отрасли в середине ХХ века. Поначалу Спенсер избрал для себя карьеру адвоката, но вскоре после возвращения с Первой мировой он обвенчался с Кэтлин – дочерью Уильяма Хиллмана, одного из пионеров британского автомобилестроения. Тесть быстро сманил сообразительного молодого человека в свою компанию. Когда Хиллман умер, Уилкс вместе с Джоном Блэком, приходившимся ему свояком, возглавил фирму. Стоит отметить, что Уильям Хиллман, отец шести дочерей, в немалой степени способствовал тому, что британская автоиндустрия тех лет обрела внутрисемейный характер.

В 1928-м контрольную долю компании Hillman выкупил Уильям Рутс. Он быстро разругался с прежним руководством. В результате Блэк ушел в Standard, а Уилкса пригласили в Rover. Эта компания на протяжении нескольких лет несла существенные убытки и нуждалась в перестройке. Уилкс все быстро понял, но для решительных действий его позиции были пока недостаточно сильны. Через год он воссоединился с младшим братом Морисом – способным инженером, получившим к тому моменту ценный опыт работы на General Motors. Вместе братья стали той силой, что вернула компанию к жизни и сделала Rover одной из наиболее уважаемых марок в Европе. Получив в результате очередной реорганизации высокие полномочия, Спенсер Уилкс начал движение Rover в верх по классификации. Теперь это были солидные комфортабельные машины, в которых присутствовали и технические новинки.

После Второй мировой войны для Rover под управлением братьев Уилкс наступил «золотой» период. Был выпущен внедорожник Land Rover. Легковые модели устанавливали новые стандарты в своих сегментах. Шла работа над газотурбинными двигателями.

К середине 50-х Rover превратился фактически в семейное предприятие: многие значимые фигуры в компани были родственниками братьев. В «расширенном списке» семьи Уилкс состояли, например, Чарльз Спенсер Кинг, будущий создатель «Рэйндж-Ровера», и Уильям Мартин-Хёрст, которого по управленческому таланту можно сравнивать со Спенсером Уилксом.

В начале 60-х пришла пора смены поколений и Уилкс-старший покинул пост председателя компании. Ему еще предстояло увидеть, как Rover, которому он отдал более 30 лет жизни, был поглощен нежизнеспособным гигантом British-Leyland и ступил на путь деградации.

85 лет назад

15 мая 1931 года был представлен Bentley 4-Litre. Ориентируясь на высокодоходную категорию покупателей, компания Bentley вложилась в разработку баснословно дорогой 8-литровой модели. Даже начало Великой депрессии не прервало проект, и флагманская модель дебютировала осенью 30-го. Расчет был на то, что через год-два экономический рост непременно возобновится. Однако кризис только усугублялся, и экономили теперь даже самые богатые.

1931 Bentley 4 Litre Coupe by Mulliner

Модель 4-Litre должна была стать спасательным кругом для Bentley. Предполагалось, что относительно доступная цена (две трети от стоимости 8-литрового флагмана) привлечет покупателей. Но расчет не оправдался. В абсолютных цифрах машина все равно была дорогой. Кроме того, ей не хватало мощности, ведь, как и все «Бентли», она отличалась солидным весом. После этой неудачи у Bentley уже не было шансов остаться независимой компанией, и в конце года она была приобретена извечными конкурентами из Rolls-Royce. Неравноправное объединение привело к быстрой потере индивидуальности марки, и возрождение Bentley началось только c 1998-го под патронажем Volkswagen.

50 лет назад

14 мая 1966 года в Японии начались продажи Subaru 1000 – первого автомобиля этой марки, вышедшего за рамки сверхмалого класса (kei car). Успешно противостоять гигантам Toyota и Nissan можно было, предлагая покупателю более совершенную технически машину. У модели 1000 были передние ведущие колеса и оппозитный мотор с верхними клапанами. А значит, самый просторный среди аналогов салон и самый тихий и сбалансированный двигатель. Нестандартной была и передняя подвеска, где одновременно использовались и пружины, и торсионы.

1966 Subaru 1000 green front

Автомобиль понравился японцам, и через год линейка была расширена за счет двухдверного седана и универсала. Появилась и версия мотора с двумя карбюраторами, достигавшая 150 км/ч. В 70-м году объем двигателя вырос до 1,1 л, и в таком виде машины стали экспортировать в США. Для нужд экспорта в гамму ввели и 1,3-литровую силовую установку. В 1971-м – последнем году выпуска данной модели – по заказу компании Tohoku Electric Power, нуждавшейся в автомобиле повышенной проходимости для обслуживания загородных трансформаторных станций, «Субару» строит свои первые полноприводные универсалы. Таким образом, именно в бытность модели 1000/1100 был сформирован знакомый нам образ марки Subaru.

40 лет назад

25 мая 1976 года близ парижского Дома инвалидов состоялся премьерный показ Renault 14 – первой попытки французов создать аналог VW Golf. Нетипичное для переднеприводных «Рено» тех лет поперечное расположение мотора положительно сказалось на размерах салона, а то, что двигатель «положили» под большим углом, позволило разместить поверх него «запаску», освободив багажник. Двигатель, кстати, был совместной с «Пежо» разработкой и с 1,2 л выдавал 57 или 69 л. с. – в зависимости от числа камер карбюратора. Необычной была и внешность автомобиля: в профиль он напоминал грушу, что и обыгрывала ранняя реклама.

1976 Renault 14 orange side

К сожалению, для продвижения новаторской модели «Рено» затратила слишком мало усилий, и на первый план вышли проблемы с надежностью и коррозией (ох, неслучайным получился выбор места для премьеры). Попытка «перезапустить» модель после обновлений 1980-го года серьезного успеха не имела. Всего за 7 лет собрали чуть более 993 тысяч штук, что для семейного компакта стоит признать неудачей. Лишь с третьей попытки – в конце 80-х (Renault 19) – французская компания сумела построить достойную альтернативу «Гольфу».

1976 Renault 14 TL green

30 лет назад

9 мая 1986 корпорация Chrysler представила пикап Dodge Dakota. К тому моменту компактные пикапы, унифицированные с легкими внедорожниками, уже доказали свою востребованность на американском рынке. В линейке «Доджа» легких внедорожников не было. Зато был тяжелый пикап Ram, и не имеющая возможности шиковать корпорация попыталась максимально использовать его детали в конструкции пикапа меньшего размера.

1989 Dodge Dakota convertible top

В результате Dakota оказалась несколько крупнее и тяжелее конкурентов. Положительным моментом при этом стал выигрыш в грузоподъемности, и многочисленные тесты ставили «Дакоту» на первое место, несмотря на очевидный недостаток мощности. Модель быстро закрепилась на рынке, открыв новый сегмент среднеразмерных пикапов. Чтобы как-то компенсировать недостаточную динамику «Дакоты», пока не поспеют новые двигатели, маркетологи «Крайслера» придумали две версии ограниченного выпуска. Обе они появились в 89-м году. Первая – кабриолет. Последний к тому времени пикап с раскладной крышей присутствовал в гамме Ford A и покинул конвейер в 1931-м. Нельзя сказать, что новое воплощение давно забытой идеи вдохновило американцев, но внимание к «Дакоте» вызвало точно.

Вторая спецсерия – Shelby Dakota. Она была оснащена 5,2-литровым V8 мощностью 175 л. с. Скоростной пикап подготовил Кэрролл Шелби – известнейший американский тюнер, который прославился вариациями на тему AC Cobra и Ford Mustang. Своим появлением Shelby Dakota открыла дорогу таким высокомощным пикапам, как GMC Syclone и Ford Lightning. В 1991 – 1992 годах Dakota серьезно обновилась, получив новые моторы и более обтекаемую носовую часть.

Машина выпускалась в трех поколениях до середины 2011 года, когда падение спроса на легкие и средние пикапы заставило американскую «большую тройку» производителей уйти из этих ниш и сосредоточиться на полноразмерных моделях.

Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей

Похожие статьи

Ноябрь в истории автопрома

admin

За праздником – к профессионалу!

admin

Октябрь в истории автопрома

admin

Джорджетто Джуджаро: дизайнер века

admin

Сентябрь в истории автопрома

admin

Август в истории автопрома

admin