Самые северные из всех зимних шин
Здесь рассвет плавно переходит в закат…, здесь зима длится 7 месяцев в году, а морозы опускаются ниже минус 40°…, здесь мало растительности и много снега – это самая северная точка Финляндии и предмет гордости шинного концерна Nokian Tyres, это тестовый полигон, расположенный в 300 километрах за полярным кругом, в финском городе Ивало.
Мне уже доводилось несколько лет назад бывать на шинных тестах Nokian Tyres в Ивало и в местном туристическом центре Саариселькя (см. Pitstop 2-2008), и с того момента мало что изменилось, разве что выросла пара-тройка новых отелей и магазинов. А так, все те же, по-настоящему зимние дороги, с многометровыми заснеженными наносами по обочинам, невысокие, геометрически правильные и очень ухоженные деревянные домики аборигенов и, конечно же, олени, которые бродят небольшими стадами по местным сопкам и охотно позируют перед фотокамерами туристов.
Отдельно нужно сказать об уровне подготовки тестов Nokian. Имея опыт посещения шинных полигонов Европы, могу с уверенностью отметить, что, несмотря на суровые зимние условия, финны, как никто, умеют создать непринужденную обстановку, в которой и дело делается, и впечатлений от увиденного остается масса. К примеру, в этот раз мы походили по раскаленным углям, побывали в традиционной финской сауне, послушали вживую местных рок-знаменитостей и, наконец, узнали, почему так много японских туристов в самой северной части Финляндии. Оказывается, по их поверьям, если в самый интимный для влюбленных момент увидеть северное сияние, то в семье непременно родится мальчик. Вот и едут японцы парами и просто на экскурсию в местный отель-достопримечательность, в котором проживают в традиционных северных иглу. Только вместо льда, используемого для строительства эскимосами, домики для туристов из стекла и металла. Есть в Ивало и комфортные этнические гостиницы, и фешенебельные отели, и масса развлечений: лыжи и катание на оленьих упряжках зимой; охота, рыбалка и сбор ягод коротким летом. Так что едут сюда не только романтичные японцы, а туристы со всего мира, и их поток не иссякает круглый год.
Семь зимних месяцев в году здесь работает и испытательный полигон Nokian. Часть этого времени отводится на тестирование собственной продукции, часть предоставляется под тесты другим производителям и, что самое интересное, иногда прямым конкурентам. К соперничеству в Nokian вообще относятся правильно: конкуренция должна быть здоровой. Может быть, поэтому Nokian – один из тех немногих шинников, которые никогда не были замечены в том, что предоставляли на тесты журналистам какие-то специально произведенные шины, с лучшими параметрами, нежели у тех, что продаются в розницу. Все по-честному: тестируется то, что продается. Есть и другое, логичное и корректное по отношению к конкурентам правило: журналистам никогда не дают опробовать шины конкурентов. Нет, для примера на презентациях их сравнивают с шинами Nokian, но скрывают за безликими литерами «А» и «В».
Тестовый полигон в Ивало по праву считается самым крупным оснащенным зимним полигоном в мире (около 700 га). Там есть ледяные кольцевые трассы со всевозможными телеметрическими системами и натуральные зимние дороги с различной степенью сложности. В этом году мы увидели новое для полигона решение – робот-автомобиль. Дабы не утомлять своих пилотов скучным нарезанием кругов при ресурсных испытаниях, в Nokian придумали весьма умное и современное решение: на полигоне установили датчики, определяющие периметр трассы, а тестовый автомобиль оснастили системой автономного управления, основанной на GPS. После загрузки необходимой программы машина с заданной скоростью самостоятельно перемещается по кольцу трассы.
Как и предполагал формат мероприятия, перед испытаниями была теоретическая часть, где специалисты рассказали о новинках. К этому году Nokian разработал их несколько. Часть предназначена для мягкого европейского климата и по понятным причинам к нам поставляться не будет. А вот для Скандинавии и стран СНГ финны представили вполне уместные в нашем климате фрикционные шины и более востребованные в северной части нашей страны – шипованные. Главным отличием новинок от предыдущих моделей стала новая резиновая смесь с новыми компонентами и новый рисунок протектора.
Все представленные шины мы смогли протестировать в самых различных условиях. Нашу группу, а было нас, журналистов из стран СНГ, немногим меньше тридцати, распределили по разным участкам полигона. И пока одни тестировали шины на боковое скольжение на ледяной кольцевой трассе, другие побывали на показательных заездах финских спортсменов в качестве пассажиров, а третьи в колонне отправились на скоростной конвой-тест по загородным трассам и заснеженным дорогам национального парка. Затем группы менялись местами, и так любой желающий смог принять участие во всех тестах по принципу «один журналист – один автомобиль».
Первыми в тестовой программе нашей группы стали шипованные шины Hakkapeliitta 8, установленные на Audi RS5. Стащить машину в занос, несмотря на ледяное покрытие кольцевой трассы, оказалось делом весьма сложным. Шины основательно цепляются за лед и уверенно держат дорогу, а при малейшем намеке на неуправляемость контроль над ситуацией берет на себя электроника, пытающаяся до последнего стабилизировать ход, а в самой крайней ситуации снижающая обороты двигателя. Умную электронику, конечно же, можно и отключить, но тогда даже с шипованной резиной по абсолютному льду ехать будет весьма сложно. В общем, с коллегами-журналистами мы пришли к единому мнению: современный автомобиль, имеющий в своем арсенале ESP и другие стабилизационные системы в шипованных шинах, просто нереально стащить с дороги, если соблюдать фундаментальные основы вождения и помнить про законы физики.
Далее были конвойные тесты по дорогам общего пользования на разных автомобилях компактного класса. Нам достался VW Golf. На обычной зимней дороге шины имеют отличную курсовую устойчивость, несмотря на проглядывающий местами лед. Если не вдаваться в подробности ощущений от самого автомобиля, то явный комфорт управления машиной на обледенелой трассе – прямая заслуга шипованных шин. Конечно, переоценивать их сцепные свойства опасно, и поэтому наша средняя скорость в колонне была порядка 90 км/ч, а местами, на ровных участках, доходила до 120.
Hakkapeliitta 8
Шинные производители сталкиваются со сложной задачей. С одной стороны, шина должна быть жесткой для износостойкости и четкого управления на асфальте, а с другой – эластичной для адекватного поведения на зимней дороге. И в этом вопросе разработчики всегда стремятся найти золотую середину, некий компромисс. Предыдущая шипованная шина Hakkapeliitta 7, хоть и стала победительницей более чем в 30 независимых сравнительных тестах, проведенных СМИ разных стран, все же имела замечания к балансу, шумности и управлению на асфальте. Так вот, при разработке новой шины финны учли эти недостатки и постарались их устранить.
Шашки протектора новой шины в центральной части теперь образуют сплошное ребро жесткости, которое должно положительно сказаться на управляемости. Самоблокирующиеся 3D ламели с новым рисунком нарезки теперь лучше сцепляются в единые блоки при нагрузках, что тоже положительно влияет на управляемость и торможение. Рисунок протектора шины по-прежнему остался направленным и симметричным, и это, по мнению специалистов Nokian, является оптимальным решением для хорошей управляемости и самоочищения протектора в рыхлом снегу и шуге. В плечевых зонах протектора шашек стало на 10% больше, улучшилось охлаждение шины, влияющее на ее ресурс. Грани шашек протектора стали острее и получили дополнительные усилители в той части, которая отвечает за торможение.
Как и прежде, в брекерном пакете шины использован бесшовный нейлоновый бандаж и два слоя более жесткой стальной проволоки, делающих шину прочной к проколам и ударам. Стала жестче и резиновая смесь боковин шины, которые вкупе с жестким брекером должны снижать вибрации от дороги.
Новый состав резинной смеси протектора включает больше силики и на 20% больше натурального каучука, чем в предыдущей модели. Напомним, что именно силика и натуральный каучук делают резину эластичной при минусовых температурах и износостойкой и стабильной при эксплуатации на сухом асфальте. Смесь получила инновационный компонент – криоселан второго поколения, позволяющий на молекулярном уровне смешивать разные по плотности компоненты: углероды, силику, каучук и рапсовое масло. С новой резиной сопротивление качению шины уменьшилось на 5%. Шина снабжена удобным индикатором износа и информационной зоной на боковине, где можно проставлять отметки о положении колеса, о рекомендованном давлении и напоминание о протяжке болтов.
Теперь о шипах. Напомним, что Nokian принципиально не продает шины под ошиповку. При шиповании используется множество уникальных технологий, которые невозможно соблюдать в условиях обычного автосервиса, поэтому все шины шипуются только в заводских условиях на специальном оборудовании.
Как и у «семерки», новый шип имеет якорное основание и стальной стержень ромбовидной формы. Стержень стал на 0,5 мм короче и на 20% легче, а в основании якоря появилась специальная полость для лучшего сцепления с демпферной подушкой и амортизации на твердом покрытии. Зачем это нужно? Все дело в новых шинных правилах для ряда североевропейских стран. С 1 июля в них вступает в силу закон, регламентирующий влияние шипованных шин на дорожное полотно, и установлен лимит в 50 шипов на один метр пробега. Шипов может быть и больше, если производитель сможет доказать, что степень влияния его шин не выше, чем у эталона с 50-ю шипами на метр. Износ дорожного полотна проверяется особым тестом: машина на шипованных шинах несколько сот раз проезжает по эталонным гранитным плитам, после чего их взвешивают, определяя вес отколовшихся кусочков и сверяя его с нормативным. Так вот, даже притом, что в шине Hakkapeliitta 7 размером 255/55 R16 было установлено 127 шипов, а в новой шине того же размера их 190, новинка оказывает на 12% меньше влияния на дорожное полотно, чем это допускает закон.
Впрочем, несмотря на преимущества новинки, финны не спешат снимать Hakkapeliitta 7 с производства, и какое-то время шины будут продаваться параллельно. К тому же Hakkapeliitta 8 с приставкой SUV (шины для внедорожников) появится не в этом году.
Hakkapeliitta R2
Если задать вопрос: «с чем фрикционная шина справляется хуже, чем шипованная», то логичным ответом будет: «с гололедом». В Nokian давно искали возможность улучшить сцепление зимних шин на льду, и, похоже, нашли решение. В состав резиновой смеси новинки, помимо нового компонента, криоселана, и силики, разработчики включили миллионы микроскопических кристаллов, выполняющих роль микрошипов (технология Cryo Crysytal). Кристаллы не видны глазу и расположены по всей площади верхнего слоя протектора и, как обещают специалисты, будут эффективно цепляться за лед весь срок службы шины, вплоть до 3 мм остаточной глубины протектора.
Сам протектор, как и в шипованной шине, остался направленным и симметричным. В его плечевой зоне для осушения пятна контакта и лучшего сцепления шин с мокрой дорогой использована технология ламелей-насосов с немного измененной формой и расширенной емкостью полостей. Работает эта технология так: в момент нагрузки полости всасывают влагу из-под протектора и при вращении колеса опустошаются под действием центробежных сил. Это решение знакомо по предыдущему поколению шины и действительно помогает на мокрой дороге, в чем мы смогли убедиться, проводив тесты Hakkapeliitta R SUV с 2009 по 2011 год. Как уверили финны, новая форма шашек протектора, вкупе с его новыми ламелями и острыми зубцами на дне канавок, работает против рыхлого снега, слякоти и шуги на порядок лучше. Шина будет поставляться на наш рынок в наиболее популярных 52-х типоразмерах от 13 до 20 дюймов, включая размеры премиального и спортивного сегмента.
Новая Hakkapeliitta R2 для внедорожников, получившая приставку SUV в названии, имеет другой рисунок протектора с явным усилением его центральной части для более стабильного управления на твердом грунте или асфальте. Как и прежде, шина рассчитана на большие нагрузки и в ее структуре использован многослойный брекерный пакет со стальной проволокой и бесшовным нейлоновым бандажом, невероятно прочным на разрыв. В состав смеси протектора также включены новые кристаллы, силика и натуральный каучук, а в плечевой зоне использованы новые ламели-насосы. Шина будет доступна этой осенью в Казахстане в размерах от 15 до 21 дюйма.
Все же на зимней дороге класс SUV дает намного больший комфорт и уверенность, нежели легковой автомобиль, в чем мы смогли убедиться во время тестов фрикционных шин. Первые заезды по трассе и в конвое пришлись на Hakkapeliitta R2 SUV и внедорожники Audi Q5.
На льду, конечно же, лучше шипов могут быть только шипы, но шины отлично держат боковое скольжение. В рыхлом снегу машина двигается уверенно, несмотря на высоту снежного покрова в 30–40см, протектор отлично очищается от снега. Каких-то особенностей, отвлекающих от вождения, мы не заметили. Все прогнозируемо, и все под контролем. А вот на тесте фрикционной шины для легковых автомобилей случился казус. После внедорожных испытаний мы пересели на Audi RS5, на которых катались по ледяному озеру и почему-то были уверены, что на них установлены все те же шипованные Hakkapeliitta 8. Под капотом Audi RS5 480 лошадиных сил, располагающих к агрессивной скоростной езде, и мы надавили на гашетку по пригородным трассам. Взобравшись на самую верхнюю точку Ивало, где расположена смотровая площадка и откуда видна граница с Россией, мы обнаружили, что на наших машинах стоят фрикционные шины. Как вы понимаете, возвращение с горы по обледенелым серпантинам было отмечено незабываемыми эмоциями. Но шины отлично справились с гололе
дом.
И напоследок. Конкурентные преимущества товара не могут складываться только из положительных эмоций или полученного ранее опыта – нужны реальные потребительские качества в настоящем. За новинками Nokian стоят уникальные технологии. Ведь не просто так финны дают на свою продукцию Hakka-гарантию, по которой обязуются за свой счет произвести ремонт покрышки или поменять ее в случае повреждения.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: автора и Nokian